СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие у старших дошкольников логико-математических представлений

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить» - так считал ученый изобретатель Эдисон.

Мышление – одна из высших форм деятельности человека. Некоторые дети уже к 4 годам способны логически формулировать свои мысли.

Под логико-математическим развитием дошкольника следует понимать позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций.

От уровня развития логического мышления во многом зависит успешность овладения ребенком некоторыми видами учебной деятельности. Поэтому работая с детьми старшего возраста, для успешного дальнейшего развития и обучения их в школе поставила перед собой следующие задачи ; развивать умственную, познавательную активность детей, логическое мышление, стремление к самостоятельному познанию и размышлению в математических играх, заданиях, задачах и игровых упражнениях.

В период дошкольного детства происходит интенсивное формирование умственных способностей детей – переход от наглядных форм мыслительной деятельности к логической, от практического мышления – к творческому. Именно в старшем дошкольном возрасте происходит формирование первых форм абстракции, обобщения, простых форм умозаключения.

Одна из задач обучения состоит в том, чтобы направлять процесс усвоения понятий от случайных признаков к существенным. Для успешного усвоения детьми познавательного материала уделяю внимание содержанию и форме его преподнесения, которые способны заинтересовать воспитанников в проявлении их активности – умения спорить, доказывать истину, производить простейшие умозаключения и свободно общаться друг с другом.

Работу провожу в системе, как в обучении, так и в повседневной жизни во всех режимных моментах, учитывая индивидуальные особенности детей, используя разнообразные формы работы (игры, досуги, наблюдения, викторины, опыты……и т.д.).

Осваивая практические действия логико-математического содержания - дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно–временные отношения, многообразие геометрических фигур, находят противоречия (узкий - широкий….), сопоставляют положительные и отрицательные качества: увеличение - уменьшение, ускорение – замедление, деление – объединение и оживление неодушевленных объектов (сказка из геометрических фигур и т.д.). Во всех этих заданиях задействованы все мыслительные процессы – речь, память, воображение, внимание.

Любая математическая задача на смекалку несет в себе определенную умственную нагрузку, занимательность, игровые элементы.

Развитие мыслительной активности возрастает в играх - сюрпризах (найди цифру в группе….), в экспериментировании (условная мерка.), в пальчиковых играх (10 птичек – стайка, лунатики….), математических КВНах (космонавты, сказочные поиски цифр….), играх – забавах (по типу – «Данетка», «Театр»….), загадках, дидактических играх («Чудесный мешочек…), настольно-печатных («Лото», «Колумбово яйцо»….), различных головоломках, лабиринтах, в решении проблемных ситуаций (потерялся сосед четверга ).

Всё это способствует созданию у детей неожиданных идей, умозаключений. Дети задумываются, рассуждают, находят нестандартные решения, что позволяет развивать творческое мышление и стремление достичь конечного результата.

Особо хочется выделить логические задачи – это своего рода «мозговой штурм» - (автор Осборн, на философской основе Фрейда), он может возникнуть незапланированно, стихийно - Чьи ушки торчат на опушке? Где живет цифра 3?….

Это поиск различных, даже самых фантастических, абстрактных решений, в которых открывается истина совместными усилиями. Например - У двух сестер по одному брату. Сколько детей в семье? – (ответ -3), Что нельзя посчитать?.

У детей формируются навыки учебной деятельности, умение слушать и слышать взрослого, любознательность, свобода размышлять, высказываться, способность «действовать в уме» - это и есть навык логического мышления.

Необходимо ребенка ставить перед выбором для осмысления учебного материала, подводить к самостоятельным выводам, учить аргументировать свои рассуждения, поощрять разнообразные варианты ответов, решения. Не забываю напомнить «Помоги товарищу», подбадриваю «У тебя все получится», сама ошибаюсь заведомо неправильно для развития у детей внимания и умения отстаивать свою точку зрения – рассуждая и доказывая.

Помогают в работе мотивационные приёмы – вспомогательные вопросы, указания, подсказки, исправление ошибок взрослыми и сверстниками, обсуждения, анализ, оценка. А также игровые приемы всегда привлекают внимание детей (использование игрушек, выход гостя, игровая ситуация, сюрприз…) - все это дает возможность быстро включаться в деятельность детей по поставленной теме. Эти установки делают процесс обучения формирования элементарных математических представлений интересным, повышают активность, снимают страх сделать ошибку, дети чувствуют поддержку и увереннее отвечают.

В силу возрастных особенностей детям старшего дошкольного возраста свойственны несложные импровизации, где проявляется творчество, выраженное детской фантазией сочетаемые с драматизацией, от лица, выбранного объекта. Например, в игре «Хвастунишки» воспитанники учатся вести диалог, используя в речи математические термины, мнемотаблицы с соблюдением определенных правил.

В вечернее время, традиционно провожу подгрупповую и индивидуальную работу с использованием набора счетных палочек, геометрических фигур, кубиков, мозаик, конструкторов, цветных резинок («Геоконт») - где плоскостное и объемное моделирование дает возможность детям проявлять самостоятельность, учитывая уже имеющийся опыт. Они с интересом и с желанием придумывают и составляют силуэты, формы, различные по вариантности. При этом воспитанникам прививается усидчивость, самостоятельность, развивается фантазия и мелкая моторика рук, для дальнейшего успешного обучения в школе.

Для повышения детской самостоятельности и познавательных интересов в группе представлена познавательная литература – детские энциклопедии, рабочие тетради, справочная и тематическая литература. А так же вариативность средств измерения (часы разных видов, календари, градусники, линейки…), ёмкости для экспериментирования (взвешивать, измерять, делить, пересыпать….). Всё это способствует обобщению представлений о мерах и способах измерения.

Всегда дополняет, украшает и стимулирует способы познания художественная литература - это различные считалки, сказки, задачки в стихах, пословицы, загадки и т.д.

Полезны проблемно-игровые задания на развитие умений счетной и вычислительной деятельности, направленные на развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) и расширение математических представлений. Для достижения этих задач проводим работу в тетрадях с различными заданиями и задачами, дидактические и настольно – печатные игры («На каком месте лишний», «Подбери карточку», «Найди, сколько отличий», «Цирк»…), игры с «клеткой», росчерки, штриховки, ориентировка на листе с заданиями и т.д.

Ненавязчиво и непосредственно развивается предметно- пространственная ассоциативность мышления у детей с внесением в деятельность схем, знаков, символов, мнемотаблиц, ребусов.

Систематически обогащаю предметно-развивающую среду необходимыми материалами логико-математического содержания – игры, дидактические пособия, книги.

В процессе работы с детьми знакомлю родителей с информацией – об играх развивающих мышление, их влиянии на подготовку детей к школе. Заинтересовываю родителей по изготовлению и приобретению нового материала.

Меня радует, с каким интересом, энтузиазмом, иногда с долей юмора ребята увлеченно вникают в разнообразную предложенную деятельность. Можно отметить, что при систематической работе дети стали более точно и подробно сравнивать, научились выявлять и абстрагировать свойства, многие овладели умственными операциями сравнения, обобщения, используют простейшие логические высказывания с союзом «и», «или», с отрицанием «нет». Дети стали понимать и использовать в речи термины - время, число, дата, время суток, дни недели….

Положительным моментом, несомненно, является и то, что полученные знания в ходе непосредственно образовательной деятельности воспитанники применяют в повседневной жизни (например; измерение толщины дерева на прогулке, узоры из геометрических фигур на аппликации, порядковый и количественный счет в различных режимных моментах и т.д.).

Накопление логико-математического опыта - является основой для свободного включения ребенка в предметную, игровую, исследовательскую деятельность. Развивается самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций, целеустремленность в выполнении поставленной цели, решение творческих задач и их реконструирование, формируются познавательные и творческие возможности. Как говорил М.В.Ломоносов, «математика приводит в порядок ум».

01.11.2015 06:33


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!