СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Наш язык - это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек и что говорит, мы сразу можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можеи определить степень интеллигентности человека, его умственного развития, степень его психологической уравновешенности". (Д.С.Лихачёв)

Речь человека является своеобразным зеркалом культуры и образованности. По речи говорящего можно сразу определять уровень его мышления и развития наряду с развитием нравственным, духовным, интеллектуальным; развитие речи- это способ введения человека в культуру, условие его саморазвития его способности обогащаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Развитие речи является одним из принципов построения программы по русскому языку и литературы.

Русский язык и литература - это предметы, которым принадлежит решающая роль в духовной жизни человека. Это инструменты познания, мышления, развития. Они богаты возможностями творческого обогащения. Весь поток познания идет по каналам языка: через слова усваиваются понятия, в формах языка строится мысль и речь. Речь в свою очередь является каналом развития интеллекта. Вот почему развитие речи является одной из составных частей будущего успеха школьников. М.Горький писал: «Вы должны уметь выражать свои мысли. Если вы будете хорошо говорить и писать, то общение с людьми принесет вам удовлетворение и радость, вы сможете поделиться с ними своими знаниями, отстоять правоту своих убеждений».

К сожалению, в условиях современной жизни с её также огромными проблемами и обилием негативной информации невольно отмечаю снижение у детей уровня умственного развития и активизации мыслительной деятельности. Причины этого разные: это и социальный статус семьи, и низкая учебная мотивация самих родителей (только двое имеют высшее образование). Так как речь – это вид деятельности человека, связанный с использованием естественного языка в различных ситуациях для решения разнообразных задач и достижения различных целей, то основное назначение речи – это общение, передача информации. Но только ли? Поскольку участие речи в управлении поведением и психикой человека мы связываем с высшим уровнем его психического развития, то по разнообразию и развитости речи человека мы можем судить об общем уровне его развития, о том, способен ли он адаптироваться в быстро меняющемся мире. Ни один человек не может знать и употреблять в своей речи всех слов русского языка. Индивидуальная лексика (словарный запас) каждого человека весьма ограничена и примерно соответствует его запасу знаний. Между словарным запасом и познаниями человека есть взаимное однозначное соответствие. Таким образом, развивая речь, мы развиваем мышление. А это в свою очередь ведет к ситуации успеха для ученика, положительной адаптации ребенка. Особенно показательна для оценки уровня общего интеллектуального развития человека его устная монологическая и письменная речь. Это определено тем, что эти два вида речи теснее всего связаны с мышлением и представляют собой устное и письменное изложение мысли. В речи человека выражаются индивидуальные особенности и общая культура его. О нем, как о личности, можно судить по тому, какие он выбирает слова и как их употребляет, соответствуют ли они ситуации, нормам речевого этикета. Д.С.Лихачев по этому поводу писал: «Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, нашего ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает». Поэтому первая проблема, которая выявляется в работе словесника – это развитие речи учащихся. Но если мы рассмотрим виды речи и остановимся на речи письменной, то выявится еще одна проблема в работе словесников – проблема орфографической грамотности (или безграмотности). Ведь для того, чтобы оформить свои мысли письменно, ребенок должен владеть знаниями орфографии, грамматики, синтаксиса, стилистики… А в наш век, когда дети перестали читать (при опросе детей и родителей: из 14 учащихся с желанием читают только 3, остальные читают либо по принуждению, либо не читают вообще) плюс ко всему перечень просмотренных кинофильмов оставляет желать лучшего (из 14 детей 9 лучше посмотрят какой-нибудь фильм, чем возьмут книгу в руки). Вот и выделяется еще одна сопутствующая проблема – проблема орфографической грамотности (или «функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и по социально- культурному направлениям»). Поэтому первейшая цель в работе словесника - это

развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании

Эта цель может быть реализована через следующие задачи: • Создать условия для активизации мыслительной деятельности учащихся в процессе развития их устной и письменной речи; • Создать условия для самореализации, самообучения учащихся; • Предусмотреть механизмы повышения мотивации обучения детей; • Продумать систему работы, предусматривающую регулярное пополнение словарного запаса учащихся с целью расширения их кругозора и повышения общего культурного уровня; • Создавать в урочной и внеурочной деятельности различные речевые и поведенческие ситуации, способствующие вовлечению ребенка в процесс общения; • Прививать интерес ребенку к преподаваемому предмету; • Продолжить работу по повышению орфографической грамотности учеников. Система работы по развитию связной речи учащихся 5-9 классов учитывает следующие принципы:

1.Связь работы по развитию речи с развитием мышления учащихся (тематика устных и письменных высказываний предлагается с учетом жизненного опыта детей, запаса их знаний, впечатлений и наблюдений).

2. Взаимосвязь в работе по развитию устной формы речи.

3. Связь работы по развитию речи с уроками литературы и внеклассного чтения.

4. Связь работы с изучением грамматики языка.

5. Опора на межпредметные связи (живопись, музыка).

Для достижения необходимого уровня развития речи учащихся надо работать над выработкой следующих речевых умений.

1. Умение писать на тему.

2. Умение подчинять высказывания основной мысли.

3. Умение собрать материал.

4. Умение систематизировать, подчинить логике.

5. Умение подчинить высказывание определённым типам речи.

6. Умение сказать точно, образно, выразительно, ярко.

7. Умение совершенствовать написанное.

На каждом этапе такой работы нужны определённые вопросы, задания, упражнения. Например для выработки 3 умения по литературе делать закладки к нужному ответу ( отметить карандашом ), подбирать опорные ( тематические, ключевые ) слова к высказыванию на определённую тему, составлять простой план повествовательного текста.

Как видим, работа учителя по развитию речи учащихся - это нелёгкий труд, требующий знаний, умений, постоянных поисков новых результативных форм работ.

В своей работе я использую следующие виды деятельности по развитию речи учащихся:

1.Творческое списывание:

Творческое списывание обычно усложняется заданиями по развитию речи. Прежде чем проводить списывание, отрабатывается правописание орфограмм.

Задание должно быть четко сформулировано и разъяснено учащимся.

Найти вторую часть.

1. Сверкнула молния, и.

2. Снова ударил гром, и.

3. Ярость молний постепенно ослабевала, и.

4. Улыбнулось солнышко, и.

Написано на доске.

1.. загорелась на небе над рекой семицветная радуга.

2.. вслед за тем послышался резкий удар грома.

3.. начался ливень.

4.. удары грома становились все отдаленнее и глуше.

2.Творческий диктант.

Вставьте в текст определения в соответствии с изображённым на картине И.И.Левитана «Март».

«Март» - один из лучших пейзажей художника И.И.Левитана. (Солнечный весенний) день. Справа виднеется стена (деревянного жёлтого) дома. Дом освещён (яркими, тёплыми) лучами весеннего солнца, и поэтому он кажется оранжевым в тех местах, куда прямо падает солнечный луч.

Возле дома стоят (белоствольные изящные) берёзки. Их верхушки тонким узором рисуются на фоне (яркого голубого) неба.

Слева темнеют (зелёные) ели, подчёркивая белизну стволов берёз. Лучи солнца озаряют верхушки деревьев. От деревьев на снег падают (холодные, густые) тени.

3.Редактирование текста.

Этот вид работы предполагает проведение наблюдений над употреблением слов в речи и строением предложений.

Прочитайте текст, найдите в нём недостатки, исправьте их.

Охота на уток.

Джек искал дичь. Михалыч не спеша, громко шлёпая по воде сапогами, шёл за собакой, а мы шли сзади по бережку.

Вдруг Джек заволновался, забегал быстрее, потом сразу как-то припал к земле и медленно-медленно стал подвигаться вперёд.

Михалыч поспешил к Джеку, приподнял ружьё и скомандовал:

- Вперёд!

Джек переступил шаг и опять остановился…. Вдруг впереди него в камышах что-то зашумело, захлопало, и оттуда вылетела дикая утка.

Михалыч вскинул ружьё, выстрелил.

3.Распространение текста.

Этот вид работы учит распространять текст на основе его зрительного восприятия.

Задание: К данному тексту подберите начало и конец. Запишите полученный текст.

Налетел вихрь, задрожала осиновая роща. От порывов сильного ветра молодые осинки гнутся к земле. Пучки сухой травы летят через дорогу. У речки глухо шумит густой камыш. Сверкнула молния, и раздался оглушительный удар грома

Задание: Распространи текст.

Утро. Лето в разгаре. Поляна в березовом лесу. Буйно цветут травы. Четыре косца встали в ряд и взмахнули косами.

4.Описание по аналогии.

Составление небольших рассказов, подобных прочитанным – работа, стоящая на грани простого изложения и творческого описания. Изменения, которые дети вносят в свой рассказ, нередко бывают подлинно творческими.

Задание: Перед вами описание вымышленного города. Представьте, что вы побывали на других планетах. Каким вам представляется город на одной из планет? Попробуйте описать его.

5. Осложнённое списывание.

Задание: Объедини простые предложения в сложные, используя данные в скобках союзы.

С севера подул студеный ветер. С неба посыпались снежинки. (И) Все вокруг застилается белым покрывалом. Каждый слой снега сначала бывает рыхлым. Растут сугробы. (Потому что) Снежинки не плотно ложатся друг на друга.

6.Терминологический диктант.

Он способствует развитию словарного запаса учащихся и усвоению литературных норм произношения слов.

Задание: Определите слово по его лексическому значению.

Шторы из пластинок, навешиваемые на окна (жалюзи). Начитанность, глубокие познания человека в какой-либо области науки (эрудиция). Двойной лист бумаги, соединяющий крышку переплета с самой книжкой (форзац). Совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве (филология).

7.Работа с фразеологизмами.

Чтобы речь стала легкой, понятной, выразительной, не изобиловала бы лишними словами, следует, конечно, потрудиться. Одними из помощников образной и выразительной речи являются фразеологизмы.

Задание: Замени фразеологические обороты словами-синонимами.

В час по чайной ложке (медленно)

Рукой подать (близко)

Кривить душой (лгать)

Повесить нос (грустить)

Себе на уме (хитрый)

Гонять лодыря (бездельничать)

Во все лопатки (быстро)

Раз два и обчелся (мало)

Куры не клюют (много)

Кожа да кости (худой)

Задание: Восстанови фразеологизмы:

Купить … в мешке

Пустить … в огород

Делить шкуру неубитого …

Смотреть как … на новые ворота

Дуется как … на крупу

Набито как в бочке …

Писать как … лапой

8.Изложение- миниатюра.

Творческая работа данного вида помогает усвоить содержание и стиль образцового текста.

Задание: Напишите изложение- миниатюру по данному тексту, употребив предложение с обобщающим словом. Используй выразительные средства языка. Озаглавь.

Тише! Здесь лесная столовая. Поваром оказался шустрый дятел. Он брал тяжелые еловые шишки и загонял их клювом в расщелину дерева, а затем принимался их теребить. Многие зерна из шишек падали на снежную скатерть, на которой ужинала целая крылатая стая: осторожные синицы, красногрудые снегири, бедовые воробьи. На верхушке дерева трещала сорока - надо же посплетничать перед сном, рассказать последние новости ужинающим.

10. Разгадывание кроссвордов.

11. Дидактические игры.

1) Игра «Переводчик».

Задание: Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных) синонимами?

А) Доктор прописал пациенту инъекции.

Б) Разъярённая вьюга замела тропинки.

Задание: Кто найдёт иноязычные слова и заменит их русскими?

А) При проверке было выявлено немало дефектов.

Б) Он пишет мемуары.

В) Ваши аргументы убедительны.

2) Игра «Эрудит».

Задание: Угадай слово по толкованию его лексического значения.

А) Сосуд особого устройства, предохраняющий помещённый в него продукт от остывания или нагревания (термос).

Б) Красная строка, отступ в начале строки (абзац).

В) Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой (акваланг).

Задание: Объясни разницу в значении слов: адресат – адресант, дипломат – дипломант, описка – отписка, сытый – сытный, поступок – проступок, опечатка – отпечаток, поглотить – проглотить.

3) Игра «Корректор».

Задание: Найди ошибку в выборе слова.

А) После тёплых атмосферных осадков на листьях сверкали яркие капли.

Б) В конструкции есть отрицательные и положительные дефекты.

В) В центре города построен памятник герою.

Задание: Кто быстрее и точнее отредактирует текст?

Задание: Найди лишнее слово.

А) Робинзон ослаб от недоедания пищи.

Б) Многие города были превращены в руины и развалины.

В) Он написал свою автобиографию.

4) Игра «Бумеранг».

Задание: Найди синоним (или антоним) к слову.

Задание: Замени прилагательное таким словом, чтоб оно не только называло признак, но и давало яркое, образное представление о предмете.

Берёзка высокая (кудрявая, стройная, тоненькая); трава зелёная (бархатная, молодая, нежная, ласковая, молчаливая); вьюга февральская (злая, дикая, сердитая, разбушевавшаяся, бешеная); осина тонкая (трепетная, дрожащая, огненная, лепечущая).

12.Сочинение-миниатюра по опорным словам.

13. Сочинение на основе исходного текста.

14. Упражнения, направленные на определение стиля и типа текста.

15. Рассказ на лингвистическую тему по предложенному плану.

16. Описание одного дня героя по иллюстрации.

17. Составление текста в жанре басни или сказки, или загадки.

18. Буриме.

19. Составление викторин, кроссвордов.

Самая сложная работа – комплексный анализ текста. Начинаю эту работу с 5 класса частично, а с 7 класса уже ввожу в постоянную практику. Дети с более высоким уровнем развития, в том числе и с более высоким уровнем притязаний, получают, как правило, задания повышенной сложности, основанные на самостоятельном получении знаний и применении их на практике. Здесь использую такие формы работы по развитию речи: конкурсы риторов, пятиминутки- высказывания на одну тему и др.

Категория: Русский язык
28.03.2015 00:17


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!