СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Школьное краеведение - важный фактор патриотического, экологического, нравственного, трудового, эстетического, и физического воспитания у слабовидящих учащихся. Краеведение открывает новый взгляд на мир, опираясь на события, вещи, явления близкие, с детства знакомые.
Изучение вопросов краеведения способствует общему образованию слабовидящих учащихся, расширяет кругозор и развивает познавательный интерес, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессии.
Воспитания бережного отношения к окружающему миру и любви к родному краю, к природе основано на всестороннем развитии слабовидящих школьников. Для формирования личности слабовидящего школьника необходимо прививать любовь к родине, к природе. Формировать моральные убеждения о необходимости беречь и любить богатства родного края, воспитывать заботу о природной среде окружающего мира. У слабовидящих школьников представления об объектах окружающей среды неполно подкреплены зрительным опытом. Поэтому уместна поэтапная, последовательная работа по усвоению и изучению материала о родном крае, использованием наглядности: индивидуального раздаточного материала, рельефных пособий, натуральных объектов, иллюстраций и фотографий с четко прорисованным, обведенным контуром черным фломастером или гелиевой ручкой; каждой странице необходима граница - чёрная рамка.
Понимание красоты родного края формируется на базе полисенсорности (всех органов чувств) восприятия признаков прелести, нежности, неповторимой красоты форм, запахов, красок, звуков органического и неорганического мира. Чем шире развернуто общение слабовидящего ребенка с природой родного края, тем более достоверным будет представление учащихся об окружающем и реальном мире. Понимание учащимися взаимосвязей и взаимозависимости природы родного края и человеком (обществом) является важным моментом в краеведческом образовании.
На уроках окружающего мира расширяем представление о родном крае. Знакомим учеников с нарушенным зрением с историей нашей области и людьми, которые внесли вклад в развитие Курганской области. В процессе работы со слабовидящими школьниками по формированию краеведческого познания окружающего мира используются следующие методы: наблюдение, игры, рассказы, беседы, встречи, исследования, экскурсии, создание проектов. Необходимо подкреплять данную работу яркими фотографиями, рисунками и иллюстрациями с прорисованными контурами предметов, увеличивать размер букв текстов, использовать литературу с крупным шрифтом, обследовать рельефные карты, рельефно-графическую наглядность, натуральные объекты (полезные ископаемые, гербарии, чучела животных и т.д.).
В качестве связи краеведческой деятельности с программным материалом можно использовать изучение с учащимися на школьном участке растительного и животного мира. Для этого можно предложить ребятам понаблюдать за птицами, собрать гербарий листьев и цветов, оформляя в альбомы. Эти наблюдения впоследствии слабовидящие школьники могут использовать на уроках окружающего мира.
Экскурсионные и туристические походы позволяют слабовидящим учащимся лучше узнать свой край. Школьники делают зарисовки, рисунки животных и птиц, растений обитающих в наших краях, оформляют сообщения с фотографиями и гербариями. Слабовидящие школьники на экскурсии могут потрогать, обследовать руками окружающие предметы, ощутить их на ощупь, использовать лупу, чтобы рассмотреть мелкие детали. Природные краски, тона, фон способствуют расширению рамок использования нарушенного зрения, снижают утомляемость, позволяют пропустить большой поток зрительной информации и лучше узнать окружающею среду. Совместная деятельность не только сплачивает детей, но и помогает пробудить интерес учащихся к природе родного края. Экскурсии кроме познавательного и воспитательного значения для учащихся, имеют и коррекционное направление: содействуют развитию неполноценного зрения слабовидящих школьников, выработке умений и навыков его рационального использования.
Уроки окружающего мира способствуют возникновению желания у ребенка заниматься краеведением и изучать родной край. Помогает в этом создание проектов по темам: «Мой город», «Моя семья», «Красная книга Курганской области», «Природа родного края», «Богатства отданные людям», «Экономика родного края» и т.д.
В результате работы с краеведческим материалом у слабовидящих учащихся формируется более точное и полное представление о родном крае и малой родине. У детей появляется умение давать правильные характеристики историческим и экологическим событиям нашей области, появляется чувство гордости и любви к малой родине.
© 2021, Соломина Алла Александровна 119