СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация проблемного подхода на уроках географии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Несмотря на разные точки зрения на проблемное обучения, общими для всех исследователей является следующее: основными элементами проблемного обучения дидакты, как и психологи, считают создание проблемных ситуаций и решение проблем. Психологами доказано, что мышление возникает в проблемной ситуации и направлено на её разрешение. Проблемная ситуация означает, что в процессе деятельности человек натолкнулся на что-то непонятное, неизвестное.

В учебном процессе проблема может быть выражена в форме проблемного вопроса или задания. И проблемное задание, и проблемный вопрос имеют одно общее: в их содержании заложены потенциальные возможности для решения, возникновения проблемных ситуаций в процессе их выполнения.

Сущность проблемного обучения составляют два понятия:

1. Проблемная ситуация — это состояние

интеллектуального затруднения явно или смутно осознанного человеком, пути преодоления которых требуют поиска новых знаний, новых способов действия.

2. Проблема — это тот элемент проблемной ситуации, который вызывает затруднение и принимается человеком для решения.

Форма выражения проблемы:

а) проблемный вопрос (задача);

б) проблемное задание.

Проблемное обучение — это дидактический подход, основой которого являются:

1) создание проблемных ситуаций,

2) организация учащихся на их анализ,

3) обучение учащихся решению проблем,

4) формирование умения видеть и формулировать проблему.

Самостоятельная познавательная деятельность учащихся — характерный признак проблемного подхода. Общий признак проблемного обучения — обучение путём решения проблем.

Для реализации проблемного обучения необходимо выполнить ряд условий:

- Отбор центральных проблем в системе обучения географии;

- Определение особенностей проблемного обучения в разных видах учебной работы;

- Построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств;

- Личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать познавательную деятельность детей.

I) Проблемное изложение — его цель — показать образец решения проблемы.

Тема: Особенности природы Урала. Проблема: формирования природы территории как результат взаимодействия:

а) внутренних и внешних процессов,

б) зональных и азональных факторов,

в) антропогенных факторов.

Излагаю материал так, чтобы доказать, что современная природа Урала — результат сложного взаимодействия многообразных факторов, зачастую действующих в противоположных направлениях

Тема: Городское и сельское население. Особенности урбанизации в России. Проблема: Какие города лучше для жизни людей большие или малые? В процессе изложения последовательно показываю:

1) преимущества и недостатки каждого из типов городов с точки зрения: развития производства, занятости населения, образования и культуры.

2) Сопоставляю ситуацию в области: экологии, транспорта, социальной среды и т.д.

Вывод в конце проблемного изложения: невозможно однозначное решение проблемы, т.к. каждый из видов городов имеет недостатки и достоинства.

Проблемное изложение даётся учащимся нелегко, поэтому целесообразно в конце урока воспроизвести систему доказательств учителя в целом или по отдельным смысловым блокам.

II) Частично- поисковый метод (эвристическая беседа) — этот метод постепенно приобщает учащихся к творческой деятельности.

С помощью чего это достигается?

  1. С помощью проблемных (или творческих заданий):

учитель — а) конструирует задание,

б) сообщает его учащимся,

в) расчленяет задание на несколько задач и вопросов,

г) выразительная форма этого метода — эвристическая беседа.

Учащиеся — осуществляют поисковую деятельность, но не вполне самостоятельно, а под руководством учителя.

Тема: «Почва России».Проблемное задание: «Объясните, как повлияло древнее оледенение на почвы?»

Подводящие вопросы:

1) В чём заключается деятельность ледника в северной части Русской равнины?

2) Где почвы моложе — на севере или на юге Русской равнины?

3) Какие почвы имеют большую мощность — более молодые или более старые?

4) Чем объясняется малая мощность и каменистость почв Кольского полуострова и Карелии?

В заключении опять повторяю вопрос: «Как повлияло древнее оледенение на почвы?»

Делается обобщение и вывод.

III) Исследовательский метод. Его назначение - приобщение школьников к творческой деятельности.

Этот путь, по сравнению с другими, предполагает самостоятельное выполнение творческого задания.

Долговременные творческие задания:

выполняются в краеведческой работе.

Краткосрочные творческие задание:

требуют переосмысления ранее усвоенных знаний и работы с разными источниками (картами).

Виды проблемных заданий по географии.

  1. 1. Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованием задачи. Знают: широта ниже — тепла больше, и наоборот. Проблемное задание (анализ карт атласа): «Почему же в Африке, средние температуры в тропических широтах выше, чем в экваториальных широтах?»
  1. Задания на установление многозначных примерно следственных связей:

«Какие изменения наступают в природе средней полосы России после рубки леса?»

«Какие факторы способствовали тому, что США стали ведущей державой мира?»

  1. Задания, требующие понимания диалектических противоречий, умения оперировать ими (ситуация антиномий — противоположных суждений, рассуждение по типу «и то и другое одновременно»).

10 класс. «Увеличилось или уменьшилось в период НТР влияние природных ресурсов на развитие хозяйства?»

9 класс. «Выгодно или нет ЭГП России?» «Используя знание по географии России, объясните, какое влияние оказывает большая территория на экономику страны. Благоприятствует или затрудняет это развитие хозяйства?»

8 класс. «Какое воздействие оказывают текучие воды (реки) на рельеф разрушают или созидают?»

7 класс. «Единство и борьба противоположностей». Этот философский закон применим к работе внутренних и внешних факторов влияющих на рельеф. Как вы это понимаете?»

  1. Задания, в основе которых лежит научная гипотеза, например, о происхождении вечной мерзлоты, образовании лёссовых плато, изменения климатов Земли.
  2. Задания-парадоксы. (Парадокс — это неожиданность, идущая вразрез с привычным представлением).

8 класс. «Реки, текущие по европейской части России и Сибири разливаются один раз в год, а реки Средней Азии — Сырдарья, Амударья и Зеравшан — имеют два паводка — весной и летом. Как это можно объяснить?»

Иногда при решении проблемных задач можно не проводить беседу, но заранее сообщать учащимся порядок или план действий.

Памятка для учащихся, решающих проблемные вопросы.

I этап - осознание проблемы, вскрытие противоречия.

II этап — формулирование гипотезы.

III этап — доказательство гипотеза.

IV этап — общий вывод.

Следует помнить что организация, подготовка и проведение уроков с применением и реализации проблемного подхода в обучении географии требует от преподавателя резкого увеличения затрат времени на предварительную подготовку материалов и неизмеримо усиливает нагрузку в процессе самого урока. Учеников же такой урок побуждает к максимальному раскрытию своих способностей и большей требовательности к себе и своим товарищам.

Категория: География
20.08.2019 10:13


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!