СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Несмотря на разные точки зрения на проблемное обучения, общими для всех исследователей является следующее: основными элементами проблемного обучения дидакты, как и психологи, считают создание проблемных ситуаций и решение проблем. Психологами доказано, что мышление возникает в проблемной ситуации и направлено на её разрешение. Проблемная ситуация означает, что в процессе деятельности человек натолкнулся на что-то непонятное, неизвестное.
В учебном процессе проблема может быть выражена в форме проблемного вопроса или задания. И проблемное задание, и проблемный вопрос имеют одно общее: в их содержании заложены потенциальные возможности для решения, возникновения проблемных ситуаций в процессе их выполнения.
Сущность проблемного обучения составляют два понятия:
1. Проблемная ситуация — это состояние интеллектуального затруднения явно или смутно осознанного человеком, пути преодоления которых требуют поиска новых знаний, новых способов действия. |
2. Проблема — это тот элемент проблемной ситуации, который вызывает затруднение и принимается человеком для решения. Форма выражения проблемы: а) проблемный вопрос (задача); б) проблемное задание. |
Проблемное обучение — это дидактический подход, основой которого являются:
1) создание проблемных ситуаций,
2) организация учащихся на их анализ,
3) обучение учащихся решению проблем,
4) формирование умения видеть и формулировать проблему.
Самостоятельная познавательная деятельность учащихся — характерный признак проблемного подхода. Общий признак проблемного обучения — обучение путём решения проблем.
Для реализации проблемного обучения необходимо выполнить ряд условий:
- Отбор центральных проблем в системе обучения географии;
- Определение особенностей проблемного обучения в разных видах учебной работы;
- Построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств;
- Личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать познавательную деятельность детей.
I) Проблемное изложение — его цель — показать образец решения проблемы.
Тема: Особенности природы Урала. Проблема: формирования природы территории как результат взаимодействия:
а) внутренних и внешних процессов,
б) зональных и азональных факторов,
в) антропогенных факторов.
Излагаю материал так, чтобы доказать, что современная природа Урала — результат сложного взаимодействия многообразных факторов, зачастую действующих в противоположных направлениях
Тема: Городское и сельское население. Особенности урбанизации в России. Проблема: Какие города лучше для жизни людей большие или малые? В процессе изложения последовательно показываю:
1) преимущества и недостатки каждого из типов городов с точки зрения: развития производства, занятости населения, образования и культуры.
2) Сопоставляю ситуацию в области: экологии, транспорта, социальной среды и т.д.
Вывод в конце проблемного изложения: невозможно однозначное решение проблемы, т.к. каждый из видов городов имеет недостатки и достоинства.
Проблемное изложение даётся учащимся нелегко, поэтому целесообразно в конце урока воспроизвести систему доказательств учителя в целом или по отдельным смысловым блокам.
II) Частично- поисковый метод (эвристическая беседа) — этот метод постепенно приобщает учащихся к творческой деятельности.
С помощью чего это достигается?
учитель — а) конструирует задание,
б) сообщает его учащимся,
в) расчленяет задание на несколько задач и вопросов,
г) выразительная форма этого метода — эвристическая беседа.
Учащиеся — осуществляют поисковую деятельность, но не вполне самостоятельно, а под руководством учителя.
Тема: «Почва России».Проблемное задание: «Объясните, как повлияло древнее оледенение на почвы?»
Подводящие вопросы:
1) В чём заключается деятельность ледника в северной части Русской равнины?
2) Где почвы моложе — на севере или на юге Русской равнины?
3) Какие почвы имеют большую мощность — более молодые или более старые?
4) Чем объясняется малая мощность и каменистость почв Кольского полуострова и Карелии?
В заключении опять повторяю вопрос: «Как повлияло древнее оледенение на почвы?»
Делается обобщение и вывод.
III) Исследовательский метод. Его назначение - приобщение школьников к творческой деятельности.
Этот путь, по сравнению с другими, предполагает самостоятельное выполнение творческого задания.
Долговременные творческие задания: выполняются в краеведческой работе. |
Краткосрочные творческие задание: требуют переосмысления ранее усвоенных знаний и работы с разными источниками (картами). |
Виды проблемных заданий по географии.
«Какие изменения наступают в природе средней полосы России после рубки леса?»
«Какие факторы способствовали тому, что США стали ведущей державой мира?»
10 класс. «Увеличилось или уменьшилось в период НТР влияние природных ресурсов на развитие хозяйства?»
9 класс. «Выгодно или нет ЭГП России?» «Используя знание по географии России, объясните, какое влияние оказывает большая территория на экономику страны. Благоприятствует или затрудняет это развитие хозяйства?»
8 класс. «Какое воздействие оказывают текучие воды (реки) на рельеф разрушают или созидают?»
7 класс. «Единство и борьба противоположностей». Этот философский закон применим к работе внутренних и внешних факторов влияющих на рельеф. Как вы это понимаете?»
8 класс. «Реки, текущие по европейской части России и Сибири разливаются один раз в год, а реки Средней Азии — Сырдарья, Амударья и Зеравшан — имеют два паводка — весной и летом. Как это можно объяснить?»
Иногда при решении проблемных задач можно не проводить беседу, но заранее сообщать учащимся порядок или план действий.
Памятка для учащихся, решающих проблемные вопросы.
I этап - осознание проблемы, вскрытие противоречия.
II этап — формулирование гипотезы.
III этап — доказательство гипотеза.
IV этап — общий вывод.
Следует помнить что организация, подготовка и проведение уроков с применением и реализации проблемного подхода в обучении географии требует от преподавателя резкого увеличения затрат времени на предварительную подготовку материалов и неизмеримо усиливает нагрузку в процессе самого урока. Учеников же такой урок побуждает к максимальному раскрытию своих способностей и большей требовательности к себе и своим товарищам.
© 2019, Иващенко Надежда Константиновна 248