СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реализация внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО

«Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объём сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой».

К.Д. Ушинский.

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе.

Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (кружки, секции,школьные научные общества, соревнования, и т. д.).

Содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время – это, прежде всего, единство игровой и познавательной деятельности. Именно в игре, насыщенной ярким познавательным материалом, дети развиваются в интеллектуальном плане, проявляют себя эмоционально. Внеклассная работа в форме проведения праздников, экскурсий, разнообразных викторин и конкурсов, творческих мастерских и т.п. способствует развитию у детей навыков общения и совместной деятельности, проявлению их личностных качеств. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Материалы ФГО стандарта подводят к выводу: внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию; внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития обучающихся; происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Задачи: Обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; Улучшить условия для развития ребенка; Учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Для того чтобы обеспечить каждому школьнику полноценное личностное развитие, наиболее актуальны следующие принципы и подходы:

1.Личностный подход. Личность ребенка — высшая ценность. Ребенка надо принимать таким, какой он есть, не стараясь его переделать. Важно уважение личности каждого ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям.

2. Принцип целостности урочной и внеурочной деятельности.

3.Деятельностный подход. Ребенку нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: игровая, познавательная, трудовая, творческая, досуговая. Ведь только в деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками.

4.Комплексный подход. Воспитание и развитие актуальных качеств личности ребенка происходит параллельно, а не изолированно друг от друга. Нужно организовать деятельность учащегося таким образом, чтобы ребенок раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества.

При этом используются различные формы:

·беседы;

·проведение совместных праздников школы и общественности;

·экскурсии;

·детская благотворительность;

·организация выставок, фестивалей;

·тренинги;

·игры;

·акции;

·социальные проекты;

·соревнования, Дни Здоровья;

·встречи;

·исследовательская деятельность;

·проектная деятельность;

·участие в конференциях.

Во внеурочной деятельности создается своеобразная эмоционально наполненная среда увлеченных детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники. При этом важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это, отнюдь, не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одаренными детьми. Внеурочная деятельность – это полноценная органичная часть образовательного процесса, без которой невозможно осуществить полноту и цельность образования.

Координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами: взаимодействует с педагогическими работниками ОУ; организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, через органы самоуправления; организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

В соответствии с требованиями ФГОС в 1-4 классах в объеме 10 часов в неделю организуется внеурочная деятельность по разным направлениям развития личности

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребенка.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому появляются хорошие условия для формирования у детей самостоятельности в действиях, способности управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. Благодаря этому у детей формируется такое важное качество деятельности и поведения, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач, поэтому возникают условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, которые хорошо соображают, но плохо усваивают учебный материал в классе, а также некоторого снижения самооценки у детей, отличающихся учебными успехами за счет прилежания и старательности.

На этих занятиях не ставятся отметки, хотя оценивание (устное), конечно, осуществляется. К тому же ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах, так как для них можно подобрать задачи, которые они могут решать успешно.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

Внеурочная деятельность способствует полноценному и всестороннему развитию ребенка. Мне хотелось бы поделиться, как в нашем классе дети с увлечением посещают внеурочную деятельность в различных направлениях.

Наша школа работает по направлениям:

  • спортивно-оздоровительное;
  • духовно-нравственное;
  • социальное;
  • интеллектуальное;
  • общекультурное.

Остановимся на каждом из направлений.

Спортивно-оздоровительное направление.

Основной целью данного направления является создание педагогических условий для самовыражения личности воспитанника через воспитание в себе воли, трудолюбия и упорства, благородства, гармонии с окружающим миром, силы духа и тела.

Задачи:

  • научить сознательно, относиться к своему здоровью;
  • добиться выполнения элементарных правил здоровья сбережения;
  • формировать основы гигиенических навыков;
  • через практические задания в доступной форме познакомить с функциями органов;
  • познакомить с правилами поведения в обществе, с культурой поведения на дороге;
  • вырабатывать отрицательное отношение к вредным привычкам.

Кружки, осуществляющие работу в данном направлении:

  • «Уроки здоровья»
  • «Чемпион»

Ожидаемые результаты: - потребность и осознание необходимости в физическом совершенстве и самовоспитании;

- отношение к своему здоровью как к ценности;

- умение организовать и провести самостоятельные занятия физической культурой (утренняя гимнастика, физкультминутка, тренировочное занятие);

- участие в соревнованиях различного уровня.

Общеинтеллектуальное направление.

Цель данного направления обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Задачи:

развитие познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей;

знакомство со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации, привитие интереса к исследовательской деятельности;

привитие навыка организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями.

По данному направлению работают кружки:

«Юный эколог»

«В гостях у сказки»

Данные кружки служат первоначальным знаниям о проектной деятельности.

Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.

Ожидаемые результаты:

- данная программа открывает широкие возможности для разностороннего развития учащихся, так как в ней в единстве решаются разнообразные образовательные и воспитательные задачи. Реализация программы оказывает большое влияние на развитие личности школьника, на процесс обучения и воспитания детей, на формирование их социальной активности.

- повышается образовательный уровень всех участников программы, у них формируются новые навыки получения знаний, способность ориентироваться в современных научных понятиях и информации естественнонаучного содержания, владение элементами исследовательского метода. Учащиеся могут использовать естественнонаучные и гуманитарные знания в повседневной жизни и ситуациях общественной дискуссии.

Духовно-нравственное направление.

Основная цель программы: воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Задачи:

  • формировать чувства гордости и уважения к истории и современности своего края, позитивные установки для решения экологических, исторических, социально-экономических проблем своей страны, своего региона, своей местности;
  • учить школьников овладевать необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками информации (картами, статистикой, периодикой), исследовательским методом;
  • совершенствовать воспитательную работу, организацию досуга школьников на основе новых педагогических технологий;
  • развивать семейные связи: создать творческое содружество семьи и школы, включение семьи в единое воспитательное пространство школы;
  • воспитывать у детей желание к совместной деятельности;
  • приобщать детей к различным видам искусств;
  • создать условия для развития творческого потенциала и воображения, наблюдательности;
  • развитие интереса к художественному творчеству, освоение практических приемов и навыков изобразительного мастерства, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей.

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • доброжелательный психологический климат на занятиях;
  • личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
  • оптимальное сочетание форм деятельности;
  • доступность.

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах: исследование, экскурсии, работа в группах, дискуссии, беседы, викторины, конкурсы, выставки Результатом занятий являются проекты, выступления, дискуссии.

По данному направлению учащиеся посещают следующие кружки:

  • «Моя Кабардино-Балкария»
  • «Умелые ручки»

Ожидаемые результаты:

Личностные результаты: воспитание таких качеств личности как

  • Любознательность;
  • усидчивость;
  • коммуникабельность;
  • организованность;
  • ответственность.

Предметные результаты:

  • обучающиеся будут знать историю своей семьи;
  • культурные традиции родного края;
  • экологическую ситуацию в своем селе;
  • лекарственные растения своей местности;
  • правила поведения в природе;
  • создание каждым обучающимся своего оригинального продукта и осознание, что главным критерием оценки является не столько талантливость, сколько его способность трудиться.

Метапредметные результаты:

обучающиеся будут уметь работать со справочной литературой;

вести наблюдения в природе;

выполнять правила поведения в природе;

оформлять результаты своей деятельности;

научатся элементам исследовательской деятельности; учащиеся приобретут опыт природоохранной деятельности; разовьётся умение работать в коллективе, чувство ответственности.

Общекультурное направление представлено программой “Мир танца”. По этому направлению педагоги осуществляют свою работу в форме игровых занятий, мини-представлений, конкурсов.

Цели : формирование всесторонне развитой личности, раскрытие потенциальных способностей в области творчества, развитие умения видеть жизнь глазами творческого человека, а также сохранение и укрепление здоровья детей; формирование целостной, культурной, гармонично развитой личности.

Задачи:

В области хореографии:

  • расширение знаний в области современного хореографического искусства;
  • выражение собственных ощущений, используя язык хореографии, литературы, изобразительного искусства;
  • умение понимать «язык» движений, их красоту.

В области воспитания:

  • содействия гармоничному развитию творческой личности ребенка;
  • развития чувства гармонии, чувства ритма;
  • совершенствования нравственно- эстетических, духовных и физических потребностей.

В области физической подготовки:

  • развитие гибкости, координации движений;
  • развитие психофизических особенностей, способствующих успешной самореализации;
  • укрепление физического и психологического здоровья.

Методы и формы работы:

  • эвристический;
  • исследовательский;
  • поощрения;
  • интеграции;
  • игровой;
  • беседы

Ожидаемые результаты.

В результате освоения программы дети должны овладеть коммуникативным навыком, осознать свою значительность в коллективе, чувствовать и ценить красоту, стать социально-активной личностью, развить художественно-эстетический вкус, умение держаться на сцене должны

знать:

  • названия классических движений;
  • первичные сведения об искусстве хореографии.
  • позиции рук и ног
  • названия классических движений нового экзерсиса;
  • значение слов «легато», «стокато», ритм, акцент, темп.
  • новые направления, виды хореографии и музыки;
  • классические термины;
  • жанры музыкальных произведений.

уметь:

  • воспринимать движение, как символ прекрасного, свободного способа самовыражения;
  • соединять отдельные движения в хореографической композиции;
  • исполнять движения классического характера;
  • грамотно исполнять движения экзерсиса и хореографических постановок;
  • определять темп, ритм, характер в предлагаемой мелодии;
  • самостоятельно придумывать движения, фигуры во время игр;
  • выразительно и грамотно исполнять танцевальные композиции;
  • контролировать и координировать своё тело;
  • сопереживать и чувствовать музыку.

Социальное направление представлено программами “Дорогою добра”, “В жизнь по безопасной дороге”. Начались занятия с подготовительного этапа – адаптация первоклассников, продолжение работы ведётся по становлению личности. Работа проводится в форме игр, тестов, занимательных заданий, сообщений, просмотра видеофильмов.

Цель программы:

  • Воспитание грамотной, активной личности, ориентированной на социальное развитие, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны;
  • формирование у учащихся культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности.

Задачи:

  1. Вырабатывать основные этические понятия, нравственные основы мировоззрения, оценочные моральные принципы, представления у обучающихся.

2.Способствовать усвоению социальных норм, правил, требований и овладению основами социального самовоспитания.

  1. Воспитывать социальные качества: уважение к правам, свободам и обязанностям человека.
  2. Формировать систему социальных ценностей.

Ожидаемые результаты.

Результаты социального развития и воспитания обучающихся оцениваются по итогам каждого года обучения по программам «Дорогою добра» и «В жизнь по безопасной дороге» в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут:

  • экспертные суждения родителей;
  • анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности;
  • тестовые инструменты, созданные с учетом возраста;
  • самооценочные суждения детей.

В результате работы по программам «Дорогою добра» и «В жизнь по безопасной дороге» обучающиеся:

  • будут знать школьный и внешкольный этикет, правила общения и культуры внешнего вида;
  • познакомятся с общественными нормами, с устройством общества, с социально одобряемыми и не одобряемыми формами поведения в обществе (т.е. социальные знания);
  • приобретут опыт самостоятельного общественного действия, который позволит ученику стать гражданином, социальным деятелем, свободным человеком;
  • приобретут опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
  • получат первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни, ценностное отношения к социальной реальности в целом.

— выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;

— объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);

— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;

— раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;

— разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.

— умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;

— формирование способности оценивать свое поведение со стороны;

— формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;

— формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.

Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Я бы хотела обратить ваше внимание на то что все воспитанники свои работы и достижения хранят в портфолио. Ребята участвуют в мероприятиях и конкурсах различного уровня.

Подводя итоги нужно отметить, что для детей, которые испытывают трудности в учении, выход в другие сферы деятельности и успех в них положительно сказываются на результатах общего образования. Комплексным эффектом от реализации данных программ является высокий уровень духовно-нравственного развития, владение учащимися ключевыми компетенциями и межпредметными знаниями и положительная дина

26.03.2018 14:30


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!