СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Ребёнок, родитель,педагог. Рекомендации для родителей детей с РАС»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Ребёнок, родитель,педагог. Рекомендации для родителей детей с РАС»

Введение

На сегодняшней лекции я поделюсь с Вами основными проблемами, которые возникают в взаимоотношениях в тандеме «Ребёнок, родитель, педагог», а также озвучу рекомендации для родителей детей с РАС. Данные рекомендации подходят и для родителей норматипичных детей, которые обучаются в общеобразовательных школах.

В первую очередь я бы хотела озвучить стадии принятия диагноза РАС родителями. Я хочу, чтобы родитель знал, что то, что с ним происходит нормально, это все этапы принятия.

В современной литературе реакция родителей на болезнь ребенка рассматривается как тяжелое травматическое переживание, сходное с тем, которое испытывает человек в ситуации потери близких. Описание психологической реакции на травматическое событие включает пять временных фаз:

Шок и отрицание – сопровождается угнетением, либо наоборот, хаотичностью психической активности, что приводит к дезорганизации деятельности человека. Реакция отрицания диагноза на первых порах позволяет родителю «выжить», но не может защитить от реальности. Если подобная реакция затягивается, то это зачастую приводит к неадекватным требованиям к ребенку, к бесконечным сменам специалистов, которые бы дали о ребенке «устраивающую» их информацию и прогноз. Специалистам, взаимодействующим с семьей на данной стадии, необходимо знать, что на этом этапе родители не способны принимать детальную информацию о своем ребенке и способах его лечения. Это самый тяжелый кризисный период, когда родители особенно нуждаются в поддержке и сострадании. Основная задача на данном этапе – это установление доверительных отношений и мотивация родителей на получение помощи.

Сделка. Для этой стадии характерно стремление родителей «излечить» ребенка, полагаясь на справедливость и вознаграждение за «правильное поведение» и «добрые дела». Надежда на чудесное исцеление, поиски «идеального» врача, специалиста, «чудо-лекарства», самого эффективного метода, обращение к религии дают родителям ощущение возможности повлиять на ситуацию. Таким «магическим» способом проявляется попытка вернуть себе контроль, которого они лишились. У них появляются мысли о том, что если они совершат необходимые действия (будут молиться, помогать нуждающимся и др.), то болезнь исчезнет. Подобные реакции родителей нормальны и оправданы. На этом этапе особенно важно учитывать чувство вины, которое остро испытывает родитель. Родители становятся очень чувствительными к замечаниям, которые касаются поведения ребенка, воспринимая их как критику и нападки в свой адрес. Иногда родители могут «эксплуатировать» чувство вины окружающих людей (не входящих в круг «идеальных»), становясь требовательными и капризными.

Гнев. Если со временем улучшения состояния ребенка не происходит, на место надежды приходит гнев. Зачастую гнев обращён на специалистов, которые не в состоянии оказать нужную помощь. Но поскольку в обществе не принято открытое выражение гнева, то родитель обычно скрывает, сдерживает его в себе. Это зачастую приводит к различным психосоматическим заболеваниям. Иногда гнев смещается на других лиц: у родителей могут неожиданно возникнуть конфликты на работе, в семье, со специалистами, работающими с ребенком. Неумение профессионала спокойно воспринимать гнев со стороны родителей, втягивание в конфликт с ними, возникновение обиды на «неблагодарность» могут привести к отчуждению и запуску новой травматической ситуации для семьи. Нередко это приводит к уходу от специалиста, из образовательного или лечебного учреждения и к поиску нового «идеального» специалиста. В семьях, где не принято открытое выражение гнева, родители будут реагировать отчуждением, изоляцией и высокой тревогой. Контакт и сотрудничество со специалистами становятся формальными, перегруженными большим количеством пассивной агрессии. Рекомендации специалистов в этом случае будут выполняться формально или игнорироваться вообще. На этом этапе профессионалам важно не только уметь воспринимать гнев родителей, но и поощрять, а в некоторых случаях и обучать выражать его. Наиболее успешно эта задача решается в родительских терапевтических группах.

Депрессия. Осознание тяжести и природы заболевания приводит к появлению у родителей депрессивных чувств. Для родителей детей с тяжелыми формами аутистических расстройств характерно проявление так называемой парадоксальной депрессии, когда объективное улучшение состояния ребенка приводит к осознанию родителями того пути, который ещё необходимо с ним пройти для успешной адаптации. Депрессивные переживания при этом во многом зависят от того, как семья интерпретирует его состояние. В этот момент специалистам важно нормализовать данные чувства, показать, что они свойственны всем людям в этой ситуации. Если специалисты не готовы или боятся данных негативных переживаний, то родители могут начать избегать общения с ними. Иногда специалисты могут замечать, что родитель стал безразличен к своему ребенку, к его достижениям. Если эта реакция не затягивается, то скорее всего она временная и является внешней формой депрессивных переживаний по поводу признания реальности нарушений.

Принятие. Оно считается достигнутым, когда родители демонстрируют все или большую часть следующих характеристик:

– Они способны относительно спокойно говорить о проблемах ребенка.

– Они способны сохранять равновесие между проявлением любви к ребенку и поощрением его самостоятельности.

– Они способны в сотрудничестве со специалистами составлять краткие и долгосрочные планы.

– У них имеются личные интересы, не связанные с ребенком.

– Они способны что-либо запрещать ребенку и при необходимости наказывать его, не испытывая чувства вины.

– Они не проявляют по отношению к ребенку ни гиперопеки, ни чрезмерной и ненужной строгости.

Детско-родительские отношения в семье, имеющей ребенка с РАС.

На примере подростковых акцентуаций выделяют типы неправильного воспитания, которые в виде тенденций присущи ряду современных семей вне зависимости от особенностей развития ребенка. Неправильное воспитание приводит к формированию психопатического развития, утяжеляет уже существующие заболевания. Среди типов неправильного воспитания описаны:

Гипопротекция в виде недостатка опеки и контроля, или когда контроль за поведением ребенка как будто осуществляется, но на деле отличается крайним формализмом. Скрытая гипопротекция нередко сочетается с описываемым далее скрытым эмоциональным отвержением.

Доминирующая гиперпротекция в виде чрезмерной опеки и контроля. Гиперпротекция не позволяет ребенку с ранних лет учиться на собственном опыте пользоваться свободой, не приучает к самостоятельности.

Потворствующая гиперпротекция, когда ребенок становится «кумиром семьи» и освобождается от малейших трудностей, от скучных и неприятных обязанностей.

Воспитание «в культе болезни», когда болезнь ребенка становится центром, на котором фиксировано внимание всей семьи. Такое воспитание культивирует не только эгоцентризм, но и неадекватную самооценку.

Эмоциональное отвержение, когда ребенок постоянно ощущает, что им тяготятся, что он – обуза в жизни родителей. Силами разума и воли родители иногда компенсируют отвержение подчеркнутой заботой, однако ребенок ощущает недостаток искреннего эмоционального тепла.

Условия повышенной моральной ответственности, когда родители питают большие надежды в отношении будущего своего ребенка, его успехов, его способностей и талантов. Они нередко лелеют мысль, что их потомок воплотит в жизнь их собственные несбывшиеся мечты.

Противоречивое воспитание, когда в одной семье каждый придерживается неодинаковых воспитательных стилей и сочетает несовместимые воспитательские подходы. При этом члены семьи конкурируют, а то и открыто конфликтуют друг с другом. Многие из этих типов воспитания нередко встречаются в семьях, воспитывающих ребенка с РАС.

Ребёнок,родитель, педагог

Для получения качественного образования необходимо соблюдать основные правила работы в тандеме «Ребёнок, родитель, педагог». Учителям, которые работают с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), не справиться без родителей. Мама и папа знают о ребенке больше всех и способны помочь педагогу создать для ученика оптимальный образовательный маршрут. Но не все семьи готовы участвовать в учебно-воспитательном процессе: у одних нет желания, у других — возможностей, третьи не знают, с чего начать.

За мою практику в сфере образования, я нередко встречаюсь с случаями, когда родитель имеет завышенные ожидания и не оценивает работу педагога и ребёнка рационально, при этом нарушает предписания педагога.

Рассмотрим ситуацию: Родитель приводит ребенка с определённой проблемой к педагогу-психологу, например, плохая концентрация внимания, и ожидает, что в короткие сроки эту проблему педагог устранит. Педагог проводит диагностику, подбирает методику, по который будет тренировать внимание ученика, и даёт задание родителю: «Исключить гаджеты или сократить время пользования до получаса».

Родитель соглашается, но со временем выходит, как романе Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»: «Девять дней из десяти они проводят в школе. Мне с ними приходится бывать только три дня в месяц, когда они дома. Но и это ничего. Я их загоняю в гостиную, включаю стены — и все. Как при стирке белья. Вы закладываете белье в машину и захлопываете крышку».

По разным причинам, родитель часто забывает или игнорирует предписания педагога, что приводит к отсутствию результатов.

Почему нельзя давать детям гаджеты? Гаджеты способствуют интеллектуальному развитию, но негативно влияют на развитие мышления и восприятия. Яркие картинки вызывают у ребенка сильные эмоции, зрение и слух его перенасыщается, а в тактильных и осязательных ощущениях испытывается дефицит. Воображение и фантазия ребенка также не развиваются, поскольку ему предоставляются уже готовые формы.

Нужно развивать моторику: рисование, лепка, игры в мяч, пазлы, конструкторы. Все это вам поможет.

Гаджеты также негативно влияют на социализацию. Ребенку для формирования навыков коммуникации нужно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Проводя много времени за гаджетами, дети не имеют возможности и желания совершенствовать эти умения. Поэтому их социализация страдает.

Опасно это и для подростков, которые соцсетями заменяют живое общение и выпадают из реальной жизни. Негативную роль играет и фактор анонимности. В интернете легко жить двойной и даже тройной жизнью. Это создаёт препятствия формированию личности, идентичности, пониманию себя.

Из этого можно сделать вывод: несоблюдение предписаний педагога может привести неэффективности обучения.

Какие бывают родители

Родители с пассивной позицией слабо разбираются в особенностях развития ребенка, отчуждаются от него, не хотят участвовать в реабилитации. Иногда они отрицают проблемы и обвиняют специалистов в некомпетентности. С ними педагогу придётся начинать с нуля: проводить общие консультации, давать книги, объяснять важность родительского присутствия.

Родители с условно активной позицией готовы обеспечивать ребенку надежный «бытовой» тыл, но не готовы включаться в учебный процесс. Они не понимают, в чем заключается коррекционно-педагогическая помощь, не готовы обращаться к специалистам, но надеются, что ребенок достигнет результатов. Учитель может научить их самостоятельно заниматься с ребенком — так они помогут ему с домашними заданиями, поймут, как он развивается, заметят его успехи.

Родители с активной позицией хорошо знают проблемы своего ребенка, принимают его таким, какой он есть, реально оценивают перспективы развития, осознают свою роль в учебно-воспитательном процессе. С такими родителями учитель простраивает траекторию развития ребенка, объединяясь, ищет наилучшие решения.

Цель педагога — учесть стартовую позицию и попытаться дать родителям необходимую поддержку и знания, чтобы ребёнок освоил учебную программу и смог социализироваться.

Рекомендации родителям детей с РАС

Самое важное - не маскировать диагноз за якобы "более благозвучным" и "социально приемлемым". Не убегать от проблемы и не фиксировать все внимание на негативных аспектах диагноза, таких, как: инвалидность, непонимание окружающих, конфликты в семье и прочее. Гипертрофированное представление о ребенке, как о гениальном, также вредно, как и подавленное состояние от его не успешности. 

Как можно раньше адаптировать ребенка к жизни в обществе; научить его справляться с собственными страхами; контролировать эмоции. 

Необходимо без колебаний отказаться от терзающих иллюзий и выстроенных заранее планов на жизнь. Принять ребенка таким, каков он есть на самом деле. Действовать исходя из интересов ребенка, создавая вокруг него атмосферу любви и доброжелательности, организовывая его мир до тех пор, пока он не научится делать это самостоятельно. 

Помните, что аутизм - это расстройство развития ребенка, сохраняющееся на протяжении всей жизни и без вашей поддержки ребенку с аутизмом не справится.

Рекомендации учителям при работе с аутичным ребенком

Логика аффективного развития аутичного ребенка в силу тех патологических условий, в которых оно проходит (изначальная слабость тонуса и сверхчувствительность), отражает направленность на создание надежных способов аутостимуляции, повышающих его психический тонус и заглушающих постоянно возникающий дискомфорт, хроническое состояние тревоги и массивные страхи. Поскольку линия механической аутостимуляции выражена сильнее, взрослому необходимо подключаться к ней и постепенно, уже изнутри, наполнять ее новым содержанием эмоционального общения.

Вступая во взаимодействие с ребенком, нужно адекватно оценивать его реальный «эмоциональный» возраст. Необходимо помнить о том, что он легко пресыщается даже приятными впечатлениями

Основная психическая нагрузка в воспитании ребенка ложится на его мать. Поэтому нужна регулярная помощь в виде конкретных коррекционных приемов в работе с ребенком, наметить закономерные этапы психологической коррекции и обучения.

Говоря о помощи семье аутичного ребенка в его обучении и воспитании, крайне важно понять, как складываются отношения близких с таким ребенком в таких непростых условиях, какой положительный и отрицательный опыт они уже приобрели в контактах с ним, как они сами оценивают свой опыт, каким им представляется динамика психи

ческого состояния ребенка и дальнейшие перспективы.

16.05.2024 13:11


Рекомендуем курсы ПК и ПП