СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Переход из школы в техникум является кризисным моментом в жизни для многих обучающихся, потому что не каждый подросток может без поддержки взрослых адаптироваться к новым условиям и пройти этот путь свободно и безконфликтно.
Адаптация учащихся в группе и в новом учебном заведении является серьезной проблемой, которую необходимо преодолеть как можно скорее, желательно с положительным результатом. Техникум и его преподаватели играют важную роль в преодолении этой проблемы. Первокурсники после поступления, прежде всего, берут на себя новую роль – роль студента, пытаясь освоить ожидаемое от них поведение, на основе которого они строят отношения со сверстниками и преподавателями. Формирование группы играет важное значение в социальной адаптации, чем быстрее она будет сформирована, тем быстрее обучающиесяя освоят новую роль.
Адаптация – это приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям среды. В адаптации условно выделяют 3 типа: физиологическую, социальную и биологическую.
По степени адаптации, в зависимости от стадии сформированности, развитости, стабильности функционирования когнитивных, мотивационных, волевых, социальных и коммуникативных отношений в образовательной среде техникума, студентов можно классифицировать на: - неадаптированных (низкий уровень). Данная группа обучающихся характеризуется несформированностью связи хотя бы в одном из выделенных направлений и неустойчивостью функционирования связей; - среднеадаптированных описать регулируемую среду (средний уровень), для которых характерна сформированность всех типов связей при отсутствии их устойчивости или наличие хотя бы одной устойчивой связи, в то время как другие связи могут быть еще даже не сформированы; - адаптированных (высокий уровень), характерихующихся сформированностью всех связей, и при этом хотя бы в одном направлении наблюдается устойчивое функционирование связи.
Преподаватель в своих наблюдениях за обучающимися может самостоятельно определять уровень адаптации первокурсника, если знает признаки адаптированности:
Низкий уровень адаптации:
· студент равнодушно или отрицательно относится к техникуму;
· нередки жалобы на здоровье;
· преобладает подавленное настроение;
· наблюдаются нарушения дисциплины;
· учебный материал усваивается фрагментарно;
· затруднена самостоятельная работа, нет интереса к ее выполнению;
· домашние задания выполняет нерегулярно, необходим постоянный контроль, систематические напоминания со стороны преподавателей, классного руководителя или родителей;
· общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен;
· близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одногруппников.
Средний уровень адаптации:
· студент положительно относится к техникуму, посещение не вызывает отрицательных переживаний;
· понимает учебный материал, если преподаватель излагает его подробно и наглядно;
· усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи;
· сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний старших, но при его контроле;
· бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным;
· почти всегда выполняет домашние задания;
· общественные поручения выполняет добросовестно;
· дружит со многими одногруппниками.
Высокий уровень адаптации:
· студент положительно относится к техникуму, предъявленные требования воспринимает адекватно;
· учебный материал усваивает легко;
· глубоко и полно овладевает программным материалом;
· решает усложненные задачи;
· прилежен, внимательно слушает указания и объяснения преподавателей;
· выполняет поручения без внешнего контроля;
· проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, готовится ко всем занятиям;
· общественные поручения выполняет охотно и добросовестно;
· занимает в группе благоприятное статусное положение.
Рекомендации педагогам по эффектиной адаптации студентов-первокурсников:
1. В работе с обучающимися 1 курса учитывайте индивидуальные психологические и возрастные особенности студента. На основе данных особенностей выстраивайте индивидуальную работу с ним.
2. На первых занятиях ознакомьте студентов с системой обучения в техникуме и требованиям к уровню знаний, расскажите об отличиях от школьной системы, доведите до каждого студента понятие дисциплины.
3. Создайте у студентов адекватное представление о выбранной профессии, осознание общественной значимости профессии и формирование положительного отношения к ней.
4. Не сравнивайте между собой студентов, хвалите их за успехи и достижения. Подход к анализу поведения обучающихся не должен носить оценочный характер.
5. Проявляйте и подтверждайте свое доверие к студенту, доверив ответственное поручение или выступление от лица коллектива.
6. Если Вы выявили студента, который нуждается в психологической помощи, то доведите информацию о нем до сведения психолога. Затем совместно разработайте индивидуальный план работы с ним.
© 2023, Святкина Ольга Сергеевна 202