СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации по адаптации обучающихся первого курса техникума.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Переход из школы в техникум является кризисным моментом в жизни для многих обучающихся, потому что не каждый подросток может без поддержки взрослых адаптироваться к новым условиям и пройти этот путь свободно и безконфликтно.

Адаптация учащихся в группе и в новом учебном заведении является серьезной проблемой, которую необходимо преодолеть как можно скорее, желательно с положительным результатом. Техникум и его преподаватели играют важную роль в преодолении этой проблемы. Первокурсники после поступления, прежде всего, берут на себя новую роль – роль студента, пытаясь освоить ожидаемое от них поведение, на основе которого они строят отношения со сверстниками и преподавателями. Формирование группы играет важное значение в социальной адаптации, чем быстрее она будет сформирована, тем быстрее обучающиесяя освоят новую роль.

Адаптация – это приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям среды. В адаптации условно выделяют 3 типа: физиологическую, социальную и биологическую.

По степени адаптации, в зависимости от стадии сформированности, развитости, стабильности функционирования когнитивных, мотивационных, волевых, социальных и коммуникативных отношений в образовательной среде техникума, студентов можно классифицировать на: - неадаптированных (низкий уровень). Данная группа обучающихся характеризуется несформированностью связи хотя бы в одном из выделенных направлений и неустойчивостью функционирования связей; - среднеадаптированных описать регулируемую среду (средний уровень), для которых характерна сформированность всех типов связей при отсутствии их устойчивости или наличие хотя бы одной устойчивой связи, в то время как другие связи могут быть еще даже не сформированы; - адаптированных (высокий уровень), характерихующихся сформированностью всех связей, и при этом хотя бы в одном направлении наблюдается устойчивое функционирование связи.

Преподаватель в своих наблюдениях за обучающимися может самостоятельно определять уровень адаптации первокурсника, если знает признаки адаптированности:

Низкий уровень адаптации:

· студент равнодушно или отрицательно относится к техникуму;

· нередки жалобы на здоровье;

· преобладает подавленное настроение;

· наблюдаются нарушения дисциплины;

· учебный материал усваивается фрагментарно;

· затруднена самостоятельная работа, нет интереса к ее выполнению;

· домашние задания выполняет нерегулярно, необходим постоянный контроль, систематические напоминания со стороны преподавателей, классного руководителя или родителей;

· общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен;

· близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одногруппников.

Средний уровень адаптации:

· студент положительно относится к техникуму, посещение не вызывает отрицательных переживаний;

· понимает учебный материал, если преподаватель излагает его подробно и наглядно;

· усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи;

· сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний старших, но при его контроле;

· бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным;

· почти всегда выполняет домашние задания;

· общественные поручения выполняет добросовестно;

· дружит со многими одногруппниками.

Высокий уровень адаптации:

· студент положительно относится к техникуму, предъявленные требования воспринимает адекватно;

· учебный материал усваивает легко;

· глубоко и полно овладевает программным материалом;

· решает усложненные задачи;

· прилежен, внимательно слушает указания и объяснения преподавателей;

· выполняет поручения без внешнего контроля;

· проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, готовится ко всем занятиям;

· общественные поручения выполняет охотно и добросовестно;

· занимает в группе благоприятное статусное положение.

Рекомендации педагогам по эффектиной адаптации студентов-первокурсников:

1. В работе с обучающимися 1 курса учитывайте индивидуальные психологические и возрастные особенности студента. На основе данных особенностей выстраивайте индивидуальную работу с ним.

2. На первых занятиях ознакомьте студентов с системой обучения в техникуме и требованиям к уровню знаний, расскажите об отличиях от школьной системы, доведите до каждого студента понятие дисциплины.

3. Создайте у студентов адекватное представление о выбранной профессии, осознание общественной значимости профессии и формирование положительного отношения к ней.

4. Не сравнивайте между собой студентов, хвалите их за успехи и достижения. Подход к анализу поведения обучающихся не должен носить оценочный характер.

5. Проявляйте и подтверждайте свое доверие к студенту, доверив ответственное поручение или выступление от лица коллектива.

6. Если Вы выявили студента, который нуждается в психологической помощи, то доведите информацию о нем до сведения психолога. Затем совместно разработайте индивидуальный план работы с ним.

Категория: Всем учителям
28.02.2023 14:28


Рекомендуем курсы ПК и ПП