СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации по работе с детьми с девиантным поведением

Нажмите, чтобы узнать подробности

Агрессивные дети Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и т. д. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место другим, более миролюбивым формам поведения. Однако у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие. Агрессивый ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Рекомендации по работе с агрессивным ребёнком. Развитие культуры общения, обучение приемлемым, конструктивным формам поведения в различных ситуациях, особенно в конфликтных; работа с эмоциональной сферой – развитие эмпатии, умение понимать свои чувства и чувства других людей; формирование самоконтроля способности владеть собой в сложных ситуациях; обучение безопасным формам выражении агрессии. 1.Учить ребенка выражать свое неудовольствие в социально приемлемых формах. 2.Придерживаться постоянства и последовательности в реализации выбранного типа поведения по отношению к ребенку. 3.Сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением (остановить окриком, отвлечь игрой, занятием, создать физическое препятствие агрессивному акту (отвести руку, удержать за плечи). 4. Пресекать любые агрессивные действия: останавливать спокойно, с невозмутимым лицом, действуя при минимуме слов. 5. Обсуждать поведение только после успокоения. 6.Обязательно показывать ребенку, что такое поведение абсолютно неприемлемо. 7.Учить нести ответственность за свои поступки. 8. Пусть за что-нибудь отвечает в школе и дома. 9.Обидные слова, адресованные взрослому, целесообразно игнорировать, но при этом попытаться понять, какие чувства и переживания ребенка стоят за ними. 10. Нельзя угрожать и шантажировать, так как в какой-то момент это перестает действовать. Вы будете неубедительны и бессильны. 11.Дать ему понять, что есть иные способы проявления силы и привлечения внимания. 12.Для преодоления и предупреждения агрессивного поведения можно использовать коллективные игры, способствующие выработки у них терпимости и взаимовыручки. 13.Сохранять спокойный эмоциональный тон. 14. Никогда не позволять себе оскорблять ребенка, свое плохое настроение не разряжать на нем. 15. Хвалить позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения. 16. Не стремиться угодить, не попадать под влияние и не позволять манипулировать собой. 17. Давайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, смещайте ее на другие объекты (пусть нарисует своего врага и разорвет портрет и т.п.) 18. Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения. 19. Четко ориентировать в понятиях «хорошо», «плохо», «надо». 20. Помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины такого поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность ребенка будет снята.

Обидчивые дети

Среди всех проблемных форм межличностных отношений особое место занимает такое тяжелое переживание, как обида на других. Обидчивостьотравляет жизнь и самому человеку, и его близким. Справиться с этой болезненной реакцией непросто. Непрощенные обиды разрушают дружбу, приводят к накоплению как явных, так и скрытых конфликтов в семье и в конечном итоге деформируют личность человека. В общих чертах обиду можно понимать как болезненное переживание человеком своего игнорирования или отвержения со стороны партнеров по общению. Это переживание включено в общение и направлено на другого. Явление обиды возникает в дошкольном возрасте. Маленькие дети (до трех-четырех лет) могут расстраиваться из-за отрицательной оценки взрослого, требовать внимания к себе, жаловаться на сверстников, но все эти формы детской обиды носят непосредственный, ситуативный характер - малыши не «застревают» на этих переживаниях и быстро забывают их. Феномен обиды во всей своей полноте начинает проявляться после пяти лет, в связи с появлением в этом возрасте потребности в признании и уважении - сначала взрослого, а потом и сверстника. Именно в этом возрасте главным предметом обиды начинает выступать сверстник, а не взрослый. Рекомендации по работе с обидчивым ребёнком. Прежде всего, откажитесь от мысли быстро скорректировать поведение ребенка. Такие вещи, как самоизменение, быстро не происходят. Потребуется время и напряженная внутренняя работа, которая редко бывает безболезненной. Ребенок должен прожить определенный этап своей жизни, прежде чем он поймет, что его реакция причиняет ему много боли. Однако, вовсе не обязательно дожидаться, когда ребенку сделается хуже или он испытает первое разочарование в жизни из — за своей обидчивости. Гораздо разумнее родителям начать мягко влиять на болезненное восприятие ребенка. Для этой цели очень хорошо подойдет чтение книг и совместное их обсуждение. Нужно объяснять ему, почему герой поступает так, а не иначе, какие мотивы его толкают на тот или иной поступок. Так вы поможете малышу разобраться в собственных трудностях. Обязательно учите его выражать собственные эмоции и чувства. Это крайне важно для формирования адекватной самооценки. Когда ребенок научится понимать и определять, что именно его беспокоит, ему станет гораздо легче проявлять себя. Он поймет, что не он один испытывает столь смешанные чувства, другие люди тоже часто страдают. Учите его понимать мотивы поведения других людей. Вместе разбирайте произошедшие за день ситуации. Объясните, что Саша не дал ему поиграть с машинкой, потому что ему только вчера ее купили, а Маша не обратила на него внимание потому, что ребенок сам не проявил себя. Выстроите план для дальнейших действий. Продумайте, как можно поступить в следующий раз. Учите его проявлять чувства, высказывать их. Если ребенок сердится, спросите его, что он чувствует. Если вы видите, что его гложет обида или боль, попросите поделиться своими мыслями на этот счет. Недосказанность умножает боль и возводит стены непонимания. Показывать свою доброжелательность к ребёнку. Стройте отношения с ребёнком на партнёрской основе. Работайте с эмоциональной сферой ребёнка. Подбирайте полезные книги и мультфильмы. Не нужно упрекать ребёнка в его обидчивости. Смотрите затем, чтобы ребёнок не накапливал обиду, а делился своими чувствами. Старайтесь понять причины чрезмерной обидчивости ребёнка. Демонстративные дети Сравнение себя со сверстником и демонстрация своих преимуществ являются закономерными и необходимыми для развития межличностных отношений: лишь противопоставив себя сверстнику и выделив таким образом свое Я, ребенок может вернуться к сверстнику и воспринять его как целостную, самоценную личность. Однако часто демонстративность перерастает в личностную особенность, черту характера, которая приносит массу негативных переживаний человеку. Основным мотивом действий ребенка становится положительная оценка окружающих, с помощью которой он удовлетворяет собственную потребность в самоутверждении. Даже совершая добрый поступок, ребенок делает это не ради другого, а ради того, чтобы продемонстрировать окружающим собственную доброту. Обладание привлекательными предметами является также традиционной формой демонстрации собственного Я. Как часто, получив в подарок красивую игрушку, дети несут ее в детский сад не для того, чтобы поиграть в нее с другими, а чтобы показать, похвастаться. Рекомендации по работе с демонстративным ребёнком. Главное – четко распределить внимание к ребенку по такой схеме: уделять ему внимание не в тех случаях, когда он плохо себя ведет, а когда хорошо. Здесь очень важно замечать ребенка, когда он не скандалит, не пытается обратить на себя внимание хулиганскими проделками. Если же поведение плохое, то любые замечания сведите к минимуму. ü Особенно важно отказаться от ярких эмоциональных реакций, т.к. их-то он и добивается. Для него это фактически не наказание, а поощрение. Если на него натопают ногами и накричат, то он это расценит как свое достижение. ü Если же поступок действительно серьезный, и оставить его без внимания нельзя, то наказание должно быть как можно более безэмоциональным. Чтобы удовлетворить постоянную потребность во внимании ребенка с подобным поведением, вам необходимо будет найти занятие, где он сможет свою демонстративность реализовать. Особо могут подойти театральные занятия. В некоторых случаях желание обратить на себя внимание не находит каких-либо проявлений в поведении, потому что они сдерживаются повышенной тревожностью. Данный конфликт разрешается с помощью развития защитного фантазирования. Ребенок внешне пассивен, а его настоящая жизнь протекает в мечтах. Этот способ поведения называют «уход от деятельностиºü При уходе от деятельности необходимо развернуть во внешней форме активное воображение ребенка. Ему нужна сфера, удовлетворяющая его потребность во внимании. Эти цели могут быть достигнуты одновременно благодаря деятельности, которая связана с искусством – например, занятия в кружке рисования. В этой творческой реальной деятельности ребенку также надо обеспечить сразу эмоциональное подкрепление, ощущение успеха, внимание. ü Если у него нет художественных способностей, то можно порекомендовать занятия абстрактной живописью. «Шедевры» обязательно следует повесить для украшения квартиры и показывать с гордостью всем гостям, приходящим в дом. Они и правда красивы, а главное, нет особых критериев для строгой оценки, и тем более – для осуждения. Недопустимо воспитание в виде гиперопеки или подавления. Наказание формирует агрессию. Лучшая мера по отношению к такому ребёнку – доверие, акцентирование на его самостоятельности чувство ответственности за выполняемое дело. Найти и развить ту серу деятельности, в которой ребёнок может достичь максимального успеха. Помочь самоактуализироваться. Отрицательные оценки давать аргументировано, объясняя все неудачи и промахи.

22.05.2020 12:05


Рекомендуем курсы ПК и ПП