СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Режиссура от (фр. regisseur, лат. regere править, управлять) – это отыскивание нового в привычном.
Режиссура (как часть дидактики) в целом занимается исследованием общих целей, задач, закономерностей и результатов обучения с использованием навыков сценического творчества.
К основным категориям режиссуры относятся следующие параметры творческого процесса обучения:
цель, содержание, организация, формы, методы, преподавание, обучение – категории, обусловленные режиссерской и педагогической деятельностью;
средства – категории, обусловленные режиссерской педагогической деятельностью в тесной зависимости от способностей учеников, предлагаемых обстоятельств и технического оснащения сценической, учебной деятельности;
знания – категория, обусловленная, прежде всего, деятельностью учеников, получающих знания;
умения – категория, обусловленная режиссерской и педагогической деятельностью, деятельностью учеников, направленная на результаты обучения в процессе сценического (педагогического) сотворчества;
результаты обучения, просвещение, образование, навыки – категории, обусловленные сценическим процессом, направленные на педагогические результаты сотворчества и т. д.
Рассмотрим эти категории подробнее.
Цель – предмет стремления системы обучения с использованием навыков сценического творчества, определяющий все стороны ее построения, видоизменения и модернизации, являющийся критерием целостности этой системы.
Содержание – внутренняя система всего того, чем необходимо овладеть и научиться пользоваться учащимся, что целенаправленно влияет на формирование личности.
Организация – построение процесса сценического (педагогического) сотворчества в виде упорядоченной, согласованной системы, направленной на эффективное решение поставленных задач.
Форма – способ организации творческой, учебной деятельности с учетом специфики сценического жанра, направления обучения, его локальных целей и задач, возрастных особенностей учащихся, уровня их подготовки.
Метод – способ решения задач и достижения цели обучения в творческом процессе педагогического взаимодействия.
Обучение – творческое взаимодействие режиссера-педагога с учениками, направленное на достижение поставленной цели.
Преподавание – организованная и целенаправленная деятельность режиссера-педагога, направленная на достижение обозначенных целей, создание им условий, обеспечивающих восприятие и усвоение информации и, как следствие, формирование знаний, умений и навыков, а также способности их практического применения учащимися.
Средство – все то, что помогает осуществлять творческий, учебный процесс и то, без чего его осуществление было бы невозможно: личные и профессиональные качества режиссера-педагога, учащихся; учебные пособия, оборудование учебного заведения и др.
Учение – реализация учащимися процесса самообучения и самообразования на основе информации, полученной в процессе обучения, и, как результат, формирование новых систематизированных знаний, навыков и умений.
Знания – теоретическая часть изученного материала, мысли, идеи, умозаключения, возникшие у человека в процессе обучения.
Умения – практическое применение усвоенного материала, владение методами и способами видов профессиональной педагогической деятельности.
Результаты – степень реализации намеченной цели, уровень, достигнутый учениками в процессе обучения в профессиональном и личностном смысле.
Просвещение – духовное и культурно-эстетическое развитие личности с применением навыков сценического творчества.
Образование – интеллектуальное развитие личности с помощью, с применением навыков сценического творчества.
Навыки – прочно устоявшиеся умения, многократно отработанные на практике, характеризующиеся высоким уровнем качества и результативности сценической деятельности.
Педагогическая режиссура – способ организации процесса познания и переживания педагогического события, в ходе которого формируются духовные ценности и опыт творческой деятельности через сотворчество всех субъектов взаимодействия.
Режиссура урока – это разработка и воплощение творческого замысла взаимодействия с учениками, выдвижение и решение педагогом художественно-педагогических задач, проблем, которые требуют разрешения как с традиционно педагогической, так и с художественной стороны.
Рассмотрим основные принципы педагогической режиссуры.
1. Действенность. Любое педагогическое событие определяется как действие и взаимодействие его участников. Педагогическое взаимодействие представляется не текстом педагога, а событиями урока (семинара, внеучебного мероприятия и др.), действиями педагога и учащихся.
2. Противодействие. Организация действия и его активизация связаны с организацией «системы противодействия»: создания для участников посильных трудностей, интересных преград, обозначением странных парадоксов. Все это требует от педагога продумывания стимулов для преодоления препятствий.
3. Единство научного и художественного характера педагогической деятельности. Педагогическая деятельность рассматривается одновременно как научная и художественная. Педагог выступает не только как исследователь, эксперт, но и как драматург, режиссер, артист. Целью интегративного использования в образовательном процессе научных и художественных элементов служит расширение пространства смыслосотворения для участников.
4. Целостность. В ходе создания и воплощения педагогического замысла важна целостность отдельных частей процесса и обоснование необходимости тех или иных действий, педагогических мизансцен, что опосредуется, прежде всего, пониманием педагогических целей и сверхзадач.
5. Детальность анализа. Педагогическая режиссура предполагает необходимость обращения самого пристального внимания на детали, нюансы взаимодействия участников, их восприятия, педагогической среды, в которой воплощается замысел: от переходной фразы до жеста и костюма.
6. Сквозное действие. Логика действий педагога, позволяющая определить педагогический жанр взаимодействия, выглядит как цепочка действий: формулировка темы как главной проблемы урока – определение сверхзадачи и главной цели – разработка финала урока как его интеллектуального и эмоционального итога – разработка начала урока и всего событийного ряда. Если использовать терминологию К. С. Станиславского, педагог разрабатывает «сквозное действие», в котором все подчинено педагогической сверхзадаче. Сквозное действие есть нитка, на которую нанизываются бусинки – все детали урока.
7. Интегративность. Содержательной и структурной основой организации учебно-воспитательного процесса с позиций педагогической режиссуры выступает педагогическая интеграция его рациональной и эмоциональной сторон.
Основными результатами использования принципов педагогической режиссуры при проектировании современного урока являются:
объемность и полнота образа мира в сознании и чувствах учеников;
их осмысленные и прочувствованные отношения с окружающей действительностью.
К целям режиссуры в педагогическом процессе относятся:
постижение учебного материала средствами искусства;
стимулирование личной сопричастности обучающихся к совместному проживанию урока;
формирование духовных ценностей и опыта творческой деятельности ученика через сотворчество всех субъектов взаимодействия.
Режиссура урока позволяет посмотреть на педагогический процесс другими глазами и поменять прежде всего себя как педагога, пройдя путь от «специалиста разговорного жанра» до мастера построения взаимодействий.
© 2022, Тарасов Сергей Петрович 723