СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Режиссура урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Режиссура от (фр. regisseur, лат. regere править, управлять) – это отыскивание нового в привычном.

Режиссура (как часть дидактики) в целом занимается исследованием общих целей, задач, закономерностей и результатов обучения с использованием навыков сценического творчества.

К основным категориям режиссуры относятся следующие параметры творческого процесса обучения:

цель, содержание, организация, формы, методы, преподавание, обучение – категории, обусловленные режиссерской и педагогической деятельностью;

средства – категории, обусловленные режиссерской педагогической деятельностью в тесной зависимости от способностей учеников, предлагаемых обстоятельств и технического оснащения сценической, учебной деятельности;

знания – категория, обусловленная, прежде всего, деятельностью учеников, получающих знания;

умения – категория, обусловленная режиссерской и педагогической деятельностью, деятельностью учеников, направленная на результаты обучения в процессе сценического (педагогического) сотворчества;

результаты обучения, просвещение, образование, навыки – категории, обусловленные сценическим процессом, направленные на педагогические результаты сотворчества и т. д.

Рассмотрим эти категории подробнее.

Цель – предмет стремления системы обучения с использованием навыков сценического творчества, определяющий все стороны ее построения, видоизменения и модернизации, являющийся критерием целостности этой системы.

Содержание – внутренняя система всего того, чем необходимо овладеть и научиться пользоваться учащимся, что целенаправленно влияет на формирование личности.

Организация – построение процесса сценического (педагогического) сотворчества в виде упорядоченной, согласованной системы, направленной на эффективное решение поставленных задач.

Форма – способ организации творческой, учебной деятельности с учетом специфики сценического жанра, направления обучения, его локальных целей и задач, возрастных особенностей учащихся, уровня их подготовки.

Метод – способ решения задач и достижения цели обучения в творческом процессе педагогического взаимодействия.

Обучение – творческое взаимодействие режиссера-педагога с учениками, направленное на достижение поставленной цели.

Преподавание – организованная и целенаправленная деятельность режиссера-педагога, направленная на достижение обозначенных целей, создание им условий, обеспечивающих восприятие и усвоение информации и, как следствие, формирование знаний, умений и навыков, а также способности их практического применения учащимися.

Средство – все то, что помогает осуществлять творческий, учебный процесс и то, без чего его осуществление было бы невозможно: личные и профессиональные качества режиссера-педагога, учащихся; учебные пособия, оборудование учебного заведения и др.

Учение – реализация учащимися процесса самообучения и самообразования на основе информации, полученной в процессе обучения, и, как результат, формирование новых систематизированных знаний, навыков и умений.

Знания – теоретическая часть изученного материала, мысли, идеи, умозаключения, возникшие у человека в процессе обучения.

Умения – практическое применение усвоенного материала, владение методами и способами видов профессиональной педагогической деятельности.

Результаты – степень реализации намеченной цели, уровень, достигнутый учениками в процессе обучения в профессиональном и личностном смысле.

Просвещение – духовное и культурно-эстетическое развитие личности с применением навыков сценического творчества.

Образование – интеллектуальное развитие личности с помощью, с применением навыков сценического творчества.

Навыки – прочно устоявшиеся умения, многократно отработанные на практике, характеризующиеся высоким уровнем качества и результативности сценической деятельности.

Педагогическая режиссура – способ организации процесса познания и переживания педагогического события, в ходе которого формируются духовные ценности и опыт творческой деятельности через сотворчество всех субъектов взаимодействия.

Режиссура урока – это разработка и воплощение творческого замысла взаимодействия с учениками, выдвижение и решение педагогом художественно-педагогических задач, проблем, которые требуют разрешения как с традиционно педагогической, так и с художественной стороны.

Рассмотрим основные принципы педагогической режиссуры.

1. Действенность. Любое педагогическое событие определяется как действие и взаимодействие его участников. Педагогическое взаимодействие представляется не текстом педагога, а событиями урока (семинара, внеучебного мероприятия и др.), действиями педагога и учащихся.

2. Противодействие. Организация действия и его активизация связаны с организацией «системы противодействия»: создания для участников посильных трудностей, интересных преград, обозначением странных парадоксов. Все это требует от педагога продумывания стимулов для преодоления препятствий.

3. Единство научного и художественного характера педагогической деятельности. Педагогическая деятельность рассматривается одновременно как научная и художественная. Педагог выступает не только как исследователь, эксперт, но и как драматург, режиссер, артист. Целью интегративного использования в образовательном процессе научных и художественных элементов служит расширение пространства смыслосотворения для участников.

4. Целостность. В ходе создания и воплощения педагогического замысла важна целостность отдельных частей процесса и обоснование необходимости тех или иных действий, педагогических мизансцен, что опосредуется, прежде всего, пониманием педагогических целей и сверхзадач.

5. Детальность анализа. Педагогическая режиссура предполагает необходимость обращения самого пристального внимания на детали, нюансы взаимодействия участников, их восприятия, педагогической среды, в которой воплощается замысел: от переходной фразы до жеста и костюма.

6. Сквозное действие. Логика действий педагога, позволяющая определить педагогический жанр взаимодействия, выглядит как цепочка действий: формулировка темы как главной проблемы урока – определение сверхзадачи и главной цели – разработка финала урока как его интеллектуального и эмоционального итога – разработка начала урока и всего событийного ряда. Если использовать терминологию К. С. Станиславского, педагог разрабатывает «сквозное действие», в котором все подчинено педагогической сверхзадаче. Сквозное действие есть нитка, на которую нанизываются бусинки – все детали урока.

7. Интегративность. Содержательной и структурной основой организации учебно-воспитательного процесса с позиций педагогической режиссуры выступает педагогическая интеграция его рациональной и эмоциональной сторон.

Основными результатами использования принципов педагогической режиссуры при проектировании современного урока являются:

объемность и полнота образа мира в сознании и чувствах учеников;

их осмысленные и прочувствованные отношения с окружающей действительностью.

К целям режиссуры в педагогическом процессе относятся:

постижение учебного материала средствами искусства;

стимулирование личной сопричастности обучающихся к совместному проживанию урока;

формирование духовных ценностей и опыта творческой деятельности ученика через сотворчество всех субъектов взаимодействия.

Режиссура урока позволяет посмотреть на педагогический процесс другими глазами и поменять прежде всего себя как педагога, пройдя путь от «специалиста разговорного жанра» до мастера построения взаимодействий.

17.03.2022 18:50


Рекомендуем курсы ПК и ПП