СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Направление информационных технологий является одним из наиболее динамично развивающихся как в мире, так и в России. С этой отраслью напрямую связана дисциплина информатика — самый современный, самый интересный, самый необходимый для успешной профессиональной деятельности учебный предмет. Именно он будет в значительной мере определять качество математической и информационно-технологической подготовки обучающихся в старших классах школы. Распоряжением правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 гг. № 2036-р утверждена «Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014–2020 гг. и на перспективу до 2025 г.» [3]. Этот основополагающий документ раскрывает главные идеи и направления развития отрасли информационных технологий в нашей стране.
На уроках информатики в школе учащиеся школ узнают, что представляет собой ИТ-отрасль, какие специальности и виды деятельности являются перспективными для будущей карьеры, а также какие знания и умения понадобятся для того, чтобы заниматься этой деятельностью. Профильная подготовка учащихся — одна из целей старшей школы. Из этих двух обстоятельств очевидным образом следует, что наряду с изучением фундаментальных основ, необходимо отслеживать и современность содержания информатики. В условиях постоянного и непрерывного обновления содержания, как научной области, так и предмета «Информатика и ИКТ» в старшей школе целесообразно модульно излагать и изучать содержательную часть курса. Таким образом, мы получаем возможность учесть интересы учащихся всех профилей.
Модульное обучение — способ организации
Модульный подход в образовании получил свое развитие в концепции модульного обучения, разрабатываемой такими исследователями, как П.А. Юцявичене, М.А. Чошанов, С.Я. Батышев, А.Н. Лейбович, П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский и др. [6, 7].
В законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» указывается, что при реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий [5].
Как одно из значимых, понятие «модуль» наряду с достаточно многоплановым использованием этого понятия в разных областях знаний используется и в теории и методике обучения информатике, в частности, в плане определения места модуля в системе обучения, в общей системе обеспечения качества и управления качеством учебного процесса на уроках информатики.
Модуль — целостный набор подлежащих освоению умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать учащийся по завершении модуля, и представляющий составную часть более общей функции [4]. Модуль является значимым для сферы труда. Каждый модуль обычно оценивается с использованием разнообразных оценочных средств [1].
Сущность модульного обучения состоит в том, что содержание обучения структурируется в автономные организационно-методические блоки —
Цель применения модульного подхода при обучении информационным технологиям в школе − создать гибкую образовательную структуру как по содержанию, так и по организации обучения, гарантирующую формирование компетентности в области использования средств ИКТ у школьников.
Сочетание модулей должно обеспечивать необходимую степень гибкости и свободы в отборе и комплектации требуемого конкретного учебного материала для обучения (и самостоятельного изучения) определенной категории обучающихся и реализации специальных дидактических и профессиональных целей.
Отличия модульного обучения от других систем обучения:
1. Содержание обучения представляется в информационных блоках, усвоение которых осуществляется в соответствии с целью.
2. Меняется форма общения учителя и
3. Ученик работает максимум времени самостоятельно, учится самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему осознать себя в деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях.
4. Наличие модулей с печатной основой позволяет учителю индивидуализировать работу с отдельными учениками.
Необходимым элементом модульного обучения обычно выступает рейтинговая система оценки знаний, предполагающая балльную оценку успеваемости учащихся по результатам изучения каждого модуля.
В 2014-2015 учебном году на базе лицея №2 г. Тулы в течение учебного года при обучении информатики и ИКТ проводилась адаптация учеников 5 класса к технологии модульного обучения. В учебный процесс постепенно внедрялись элементы модульной технологии: блочная подача учебного материала, составление опорных схем и работа с ними, работа по маршрутным заданиям, самостоятельная работа учащихся с учебником и дополнительной литературой, работа по карточкам–инструкциям, взаимопроверка, работа с электронными учебными пособиями.
На первом этапе реализации модульного подхода для повышения качества учебного процесса учителем информатики и методистом проводились предварительные (подготовительные) работы, включающие разработку содержания модулей и составление балльной шкалы по каждому их них. Также на данном этапе происходило знакомство учащихся экспериментальной группы с данной технологией, разъяснение цели и задач эксперимента, выяснение желания учащихся участвовать в эксперименте.
Весь учебный материал 5 класса был разбит на 4 модуля, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1. Модули дисциплины «Информатика и ИКТ» для 5 класса
№ модуля |
Наименование модуля |
Распределение часов между видами учебной работы |
Общее количество часов |
|||
теоретические занятия |
практикум, создание проектов |
защита проектов зачет |
||||
1 |
Информация вокруг нас |
8 |
3 |
1 |
12 |
|
2 |
Информационные технологии |
5 |
3 |
1 |
9 |
|
3 |
Информационное моделирование |
3 |
3 |
1 |
7 |
|
4 |
Компьютерная графика |
3 |
3 |
1 |
7 |
|
Так же, если говорить о блочно-модульном подходе для повышения качества образования в школе, то необходимо в дальнейшем разработать модель эффективного внедрения данной технологии в практику учебно-образовательной деятельности. Эта модель должна включать в себя весь комплекс методических рекомендаций и учебных разработок, которые помогут учителям справиться с данной работой.
Список литературы
Богатырева, Ю.И. Разработка и реализация модульного подхода, основанного на компетенциях. Методическое пособие /состав. Ю.И. Богатырева. – Тула: Тульский колледж профессиональных технологий и сервиса, 2009. – 38 с.
Богатырева, Ю.И. Формирование компетенций в области ИКТ в рамках ФГОСтретьего поколения по направлению подготовки «Педагогическое образование» /Ю.И. Богатырева, Р.Р. Яфаева // Педагогическая информатика. 2010. - №3. - С. 56-65
Распоряжение Правительства РФ от 1 ноября 2013 г. N 2036-р Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014–2020 гг. и на перспективу до 2025 г. [электронный ресурс] Система ГАРАНТ URL: http://base.garant.ru/70498122 (дата обращения 14.04.2015)
Педагогический словарь [Электронный ресурс]URL: http://pedagogical_dictionary.academic.ru (дата обращения 10.12.2014)
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]URL: http://
Юцявичене, П.А. Теоретические основы модульного обучения: Дис. … д-ра пед. наук. - Вильнюс, 1990. - 336 с.
Чошанов, М.Д. Еще раз о блочно-модульном обучении: уроки внедрения // Учитель № 4, 2005. – с. 18-24.
-80%
© 2015, Емельянова Екатерина Вадимовна 834