СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация нового образовательного стандарта средствами системы развивающего обучения Л.В. Занкова

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЗД УВР МАОУ «Лицей № 42» Хамидуллина О.З.

Реализация нового образовательного стандарта средствами системы развивающего обучения Л.В. Занкова

В период перехода к новой информационной культуре, отличающейся такими чертами, как глобализация, поликультурность, динамичность и изменчивость условий, перед образованием стоит задача подготовить человека, соответствующего этой культуре. Человека, способного целостно воспринимать и активно познавать мир, быстро и успешно адаптироваться в нём, принимая общечеловеческие ценности, традиции своего государства, своего народа. Человека, имеющего потребность в самообразовании и саморазвитии.

Таким образом, общая целевая установка Стандарта совпадает с целью системы развивающего обучения Л.В. Занкова, сформулированной более полувека назад как « достижение оптимального общего развития каждого ребёнка». Такое совпадение целей объясняется тем, что и новый Стандарт, и система развивающего обучения Л.В. Занкова имеют общее психолого-педагогическое основание, каким является, прежде всего, теория Л.С. Выготского, включающая идею о том, что обучение ведёт за собой развитие и должно осуществляться не на уровне актуального развития, а в зоне ближайшего развития обучающегося.

В МАОУ «Лицей № 42» Октябрьского района более 25 лет работают по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Начало этой работы положила заслуженный учитель республики Башкортостан, учитель начальных классов, Ясавиева А.С. Она увлекла своей идеей - обучение по системе Л.В. Занкова других учителей. С тех пор ежегодно в начальной школе набирается класс, обучающийся по этой системе. В школе выделилась группа учителей, которая смогла реализовать идеи Л.В. Занкова в полной мере. Учителя прошли курсовую переподготовку и согласились полностью переключиться на работу по развивающей системе. На базе нашей школы постоянно проводятся семинары для тех учителей, кто заинтересовался данной системой, а с 2011 года начали реализовывать ФГОС нового поколения средствами системы развивающего обучения Л.В. Занкова.

За годы обучения в начальных классах наши ребята стали публичны, свободно выступают на линейках, праздниках, перед учениками и родителями, отличаются артистичностью и активностью. Мы постоянно участвуем в школьных, районных, городских конкурсах и олимпиадах. Неоднократно наши дети занимали призовые места.

Ребята – занковцы настолько любознательны, инициативны, стремятся к самореализации своих возможностей, что посещают порой по два – три кружка. Дети находят применение своим творческим способностям: они являются активными участниками, победителями школьных, районных, городских мероприятий.

Так, обучающаяся О.З. Хамидуллиной стали призерами районной и городской олимпиад по окружающему миру (Хадыева Д.). Ученик А.В. Воротник стал призером республиканской олимпиады по математике (Остов Г.). Шесть учеников – занковцев, наставниками которых являются Гук Д.Р., Стрижова С.А. и Хамидуллина О.З., заняли призовые места во Всероссийской дистанционной олимпиаде младших школьников по окружающему миру, русскому языку, математике. Обучающиеся Осотов Г. и Девяткин Н. названы лучшими учениками 2011-2012 года, получили дипломы Всероссийского лауреата.

На каждого ребенка класса ведется портфолио. Личностные результаты отражены в разделе «Личностные достижения». Это грамоты, сертификаты, дипломы. Ребята горды своими успехами, стремятся к более высоким результатам.

Процесс самообразования педагогов стал особенно актуальным для нашего коллектива на этапе введения ФГОС второго поколения в связи с тем, что главной идеей стандартов является формирование у ребенка универсальных учебных действий, т.е. умения учиться, а научить учиться может только тот педагог, который сам совершенствуется всю свою жизнь. По этой причине самообразование стало одной из важных духовных потребностей педагогов нашей школы. Так, в течение последних лет в нашей школе реализуется практика введения портфолио педагога, творческие отчеты учителей по темам самообразования в рамках аттестации и итоговых педагогических выступлениях на МО и педагогических советах школы, формирование новых творческих групп по различным направлениям содержания ФГОС.

Первый год обучения по ФГОС нового поколения показал как свои положительные стороны, так и выявил ряд проблем:

- отсутствие свободных помещений для занятий внеучебной деятельностью;

- необходимость привлечения специалистов дополнительного образования для организации занятий внеурочной деятельностью;

- недостаточность оснащения современными техническими средствами в каждом отдельном классе;

- отсутствие комнат релаксации для детей с ослабленным здоровьем, которым необходим дневной сон и дополнительный отдых.

Одним из основополагающих критериев готовности образовательного учреждения к введению ФГОС НОО является материально-техническое оснащение учебно-воспитательного процесса.

В школе была проведена инвентаризация учебных помещений (смотр учебных кабинетов), инвентаризация материально-технического обеспечения учебно-воспитательного процесса, организована работа проектной группы по созданию информационной среды начальной школы. Педагогам, внедряющим ФГОС, был обеспечен свободный доступ к электронным образовательным ресурсам (к ресурсам сети Интернет); для всего педагогического коллектива проведены обучающие семинары с использованием электронных образовательных ресурсов.

Изначальная нацеленность системы Л.В. Занкова на развитие каждого школьника создает условия для его реализации и во внеурочной деятельности в рамках 10 часов. Работа организована по 6 направлениям деятельности:

• Спортивно-оздоровительная деятельность представлена кружком «Планета здоровья».

• Художественно-эстетическая деятельность представлена: кружками «Волшебный мир оригами» и «Волшебный мир вокруг нас».

• Научно-познавательное направление: кружок «Геометрия вокруг нас», «Занимательная грамматика».

• Проектной деятельностью занимаются кружки «Я – исследователь» и «Логика».

• Социальной деятельностью занимается кружок «Земля – наш дом».

• Военно-патриотическая деятельность представлена занятиями кружка «Юный эколог».

Опыт внедрения ФГОС второго поколения средствами развивающей системы Занкова, показал, что, реализация федерального государственного стандарта второго поколения актуальна и востребована современной образовательной системой.

09.04.2016 07:57


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!