СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация подхода Lesson study для улучшения практики школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

         В XXI веке образование стоит на самом важном месте, потому что это век глобальных изменений, век информационного бума, век конкуренции, и я считаю, что только реформы, преобразования, происходящие в сфере образования, высококвалифицированные специалисты, имеющие профессиональные навыки и знания,  могут продвинуть данную страну далеко вперед,  развить ее, сделать значимой, конкурентоспособной. Тенденции мирового развития определяют необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющемся мире, приобретение коммуникабельности и толерантности, формирование современного мышления у молодых людей. 

        Образование является общественным процессом, посредством которого новое поколение посвящается в язык, традиции, функции, взаимоотношения и социально-общественную практику, которые его участники должны постичь, чтобы стать членами этого общества [1].

         В настоящее время в сфере образования общепризнанна равная значимость процессов формирования у обучающихся как актуальных знаний, так и соответствующих практических навыков. Принципиальным отличием современных процессов преподавания и обучения является их приоритетность в формировании готовности учащихся к практическому использованию имеющихся знаний, помимо формального обладания ими, что в большей степени соответствует сущности навыков, востребованных в 21-ом веке [1].

        Педагогическая деятельность может являться формой педагогической практики, в ходе которой формируется практическая мудрость, которую нельзя выучить в теории и затем применить в практическом контексте. Карр утверждал, что практическую мудрость могут приобрести только практики, стремясь достичь идеалов выдающегося мастерства, заложенного   в их практике, развивать способность к мудрым и благоразумным суждениям (Carr.2006).

          Подход Lesson study возник в 1870-х годах в Японии с целью совершенствования школьной практики. Данный подход в 2007 году получил популярность, когда японский ученый Макото Йошида презентовал его в Соединенных штатах Америки и Великобритании. Йошида утверждает, что Lesson study развивает педагогические знания и профессиональную практику учителей. Одной из характерных особенностей Lesson study является рефлексия.  Что такое рефлексия? Это размышления о своей работе с целью повышения своей профессиональной компетентности, стремление сделать процесс более ярко выраженным, системным и реализуемым в условиях сотрудничества с коллегами. По существу, Lesson study является коллаборативным подходом в обучении учителей   и развитии их практики преподавания и обучения.

         Коллаборативное обучение это философия взаимодействия, основанная на взаимном уважении, выявление способности участников и определение личного вклада каждого члена группы. Основная предпосылка обучения в соотрудничестве основана на достижении консенсуса путем сотрудничества членов группы [1].

         Центральное место в Lesson study имеет процесс «исследование урока» или «изучение урока», в котором сотрудничающие учителя изучают процесс обучения учеников для решения вопроса: Каким образом возможно развивать определенный педагогический подход для повышения качества обучения? Ключевыми характеристиками Lesson study являются креативность и научная точность. Креативность необходима учителям при разработке новых подходов преподавания,  а точность – при сборе данных об обучении учеников с целью потверждения эффективности используемых подходов.

        Lesson study это демократичный способ улучшения практики. Как осуществляется процесс Lesson study? Собирается группа учителей,  группа состоит минимум их трех учителей, один учитель добровольно берет на себя ответственность за проведение исследуемого урока приблизительно за один месяц до исследуемого урока, за составление поурочного плана. Затем он представляет свой план на собрании, где собираются учителя, которые ведут занятия в том же классе или тот же предмет. Обсуждая с коллегами план урока, учитель вносит изменения. Иногда корректировка плана может повторяться несколько раз. Здесь, отмечу, демократичную особенность Lesson study, то, что учитель делится с накопленными знаниями с коллегами.  Далее, один из членов группы проводит урок, а остальные члены группы – наблюдают. Во время наблюдения  учитель должен сосредоточиться не на учителе-добровольце, а на учащихся. После чего урок обсуждается, процесс обучения систематизируется и анализируется, затем, учителя сообща перепланируют урок, учитывая результат предыдущего урока. Обсуждая урок, учителя придерживаются следующей структуры:

  • наблюдение за учениками на основе сопоставления с предварительными прогнозами, сделанными в процессе планирования, с последующим установлением причин произошедших изменений;
  • обучение класса в целом;
  • ход исследовательского урока и процесс преподавания;
  • постановка цели последующего исследовательского урока в соответствии  и на основе установленного и изученного.

 Процесс Lesson study имеет цикличный характер. Lesson study может побуждать учителей проверять свои предположения и убеждения, способствует обширному диалогу между учителями, воспитывает коллегиальную культуру и профессиональное развитие.  Выделяют следующие стили обучения при Lesson study

  • Репродуктивный стиль обучения (передать ученикам ряд очевидных знаний)
  • Творческий стиль обучения  (стимулирование учащихся к творчеству в познавательной деятельности, а также поддержка педагогом инициатив своих подопечных)
  • Эмоционально-ценностный стиль обучения (личностное включение учащихся в учебно-воспитательный процесс, развивает  образное мышление ученика, учит эмоциональному и диалогическому общению с человеком, сотрудничеству и взаимоуважению, признанию его самоценности).

       Многие учителя совершенствуют практические знания на  своем собственном  опыте. Практика  Lesson study является наиболле эффективным способом получения имплицитных знаний, так как Lesson study развивает понимание урока и навыки наблюдения.

        Кроме того, Lesson study может продвигать высокую школьную культуру, которая подразумевает тесное сотрудничество между учителями, в коолаборативной среде формируется лидерская позиция учителя, пересматривается взгляд на школу, как на учебное сообщество, в котором учителя и ученики учатся совместно. Лидерство учителя способствует преобразованию школы в целом.

        Маргарет Мид сказала: «Многие сомневаются в том, что небольшая группа думающих людей, преданных своему делу, способна изменить мир. В действительности, как показывает история, именно так всегда и происходит…»   Поэтому давайте меняться и мир изменится вместе с нами. А еще Дьюи сказал: «Если хотите изменить мир — идите в школу и начинайте оттуда!»

Список литературы:

  1. Руководство для учителей по реализации подхода Lesson study. Астана 2013г.  стр15,23,25,31.
  2. Руководство для учителя. стр 101, 142, 150,153,151,106.
  3. Пит Дадли «Lesson Study. Руководство»

 

 

 

Категория: Всем учителям
04.01.2015 18:21


Рекомендуем курсы ПК и ПП