СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ АКТИВНЫХ ФОРМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие форм организации процесса обучения

  • Латинское слово форма означает наружный вид, внешнее очертание. Следовательно, форма обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления»

Схема №1 ( по Сластёнину)

Общие формы учебной работы (В. К. Дьяченко)

Индивидуальная

Парная

Групповая

Коллективная

Обособленная учебная работа, без контакта с другими людьми.

(ученик-книга, ученик-тетрадь).

Работа внутри одной обособленной пары, участники пары постоянные, один говорит, один слушает.

(ученик-ученик, учитель-ученик).

Одного говорящего слушает либо несколько человек (бригадные, звеньевые занятия), либо весь класс (общеклассные занятия).

(ученик-ученики).

Каждый ученик по очереди работает с разными членами коллектива и наоборот, все работают с каждым учеником.

(ученик-ученики, ученики-ученики).

Общие формы учебной работы учащихся (И. М. Чередов)

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная

Управление учебной деятельностью всего класса при его работе над единой задачей при достаточно жёстком контроле учителя.

Сотрудничество в малых группах на принципах самоуправления с менее жёстким контролем учителя:

  • Звеньевые
  • Бригадные
  • Кооперированно-групповые
  • Дифференцированно-групповые.

Самостоятельность ученика при максимальном проявлении его инициативы с учётом степени целеустремлённости, работоспособности, интересов, склонностей:

  • Индивидуализированные
  • Индивидуализированно-групповые.

Сравнение общих форм обучения

Название формы

Достоинства

Недостатки

Индивидуальная

Самостоятельное усвоение знаний, формирование умений и навыков, развитие самооценки учеников, познавательной самостоятельности, осуществляется хороший контроль.

Тормозит развитие детей с низким уровнем учебных возможностей, ведёт к списыванию, подсказкам, отсутствие социальной активности школьников.

Групповая

Взаимопомощь, распределение обязанностей, развитие чувства ответственности за результат совместной деятельности, стимул творческого соревнования.

Слабого ученика можно поставить в пассивное положение, работать могут только лидеры, а остальные списывать.

Парная

Учащиеся дают взаимную оценку действиям и поступкам друг друга, эта работа эффективна на непродолжительное время (5-7 мин.), повышается качество выполненной работы, исчезает страх за ошибки перед учителем.

Возникает опасность ложного товарищества, невозможно объективно оценить уровень знаний учащихся, нарушается нормальный ход индивидуальной учебной деятельности.

Коллективная

Каждый ученик попеременно является то учеником, то учителем, повышается ответственность за свои знания перед коллективом, активизируется познавательная деятельность учащихся, развивается инициативность, коммуникабельность, трудолюбие учеников.

Неумение некоторыми учителями профессионально организовать данную форму, недостаточность времени на уроках, несформированность коллектива приведёт к нежелательному результату: обратившимся за помощью говорят «Сам учи, что тут сложного».

Формирование

знаний

Закрепление

систематизация знаний

Формирование

умений и навыков

Повторение и

систематизация знаний

Контроль за усвоением знаний, умений, навыков

Лекция

конференция

экскурсия

предваряющая консультация.

семинар

заключительная конференция

конференция

экскурсия.

Учебно-практическое занятие

практическое занятие

практикум

обзорная лекция

конференция

экскурсия

консультация

зачёт

собеседование

учебно-практическое занятие

экзамен

олимпиада

практикум

Функции форм обучения

Ø

Функции форм обучения

Обучающе-образовательная

  • Ø Воспитательная
  • Ø Организационная
  • Ø Психологическая
  • Ø Развивающая
  • Ø Интегрирующе-дифференцирующая
  • Ø Систематизирующая и структурирующая
  • Ø Комплексирующая и координирующая
  • Ø Стимулирующая

Урок - основная форма организации процесса обучения

  • Урок — это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (по А. А. Бударному).
  • 9 типов уроков:
  • формирования знаний
  • закрепления и совершенствования знаний
  • формирования и совершенствования знаний
  • формирования умений и навыков
  • совершенствования знаний, умений и навыков
  • применения знаний на практике
  • повторения и систематизации знаний
  • проверки знаний
  • комбинированный урок

. Структура урока

  • Организация начала занятия
  • Проверка выполнения домашнего задания
  • Подготовка к основному этапу занятия усвоение новых знаний и способов действий
  • Первичная проверка понимания
  • Закрепление знаний и способов действий
  • Обобщение и систематизация знаний
  • Контроль и самопроверка знаний
  • Подведение итогов занятия
  • Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Требования к современному уроку

  • 1.Использование новейших достижений науки, передовой педагогической
  • практики, построение уроков на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.
  • 2.Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических
  • принципов и правил.
  • 3.Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной
  • деятельности учащихся с учётом их интересов, наклонностей и потребностей.
  • 4.Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.
  • 5.Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.
  • 6.Мотивация и активизация развития всех сфер личности.
  • 7. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
  • 8.Эффективное использование педагогических средств.
  • 9.Связь с жизнью, педагогической деятельностью, личным опытом учащихся.
  • 10.Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приёмов мышления и деятельности.
  • 11.Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объём знаний.
  • 12.Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.

Инновационные формы

  • инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося».
  • деловые игры, пресс-конференции, уроки типа КВН, уроки-конкурсы, уроки-«суды»,уроки-концерты, ролевые игры, уроки-конференции, уроки-семинары,
  • интегрированные уроки, уроки-экскурсии и др.

Пирамида обучаемости учащихся по результатам американских исследований:

  • Лекция-монолог 5%
  • Чтение (самостоятельное) 10%
  • Аудио-видеообучение 20%
  • Показ (демонстрация) 30%
  • Дискуссионная группа
  • (обсуждение учебного
  • материала в малой группе) 50%
  • Практика в процессе деятельности 75%
  • Обучение других (ребёнок обучает ребёнка) 90%
Категория: Всем учителям
01.03.2015 19:28


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!