СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Речевое развитие дошкольников.
Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка, в связи с этим он является самым важным и ответственным, так как именно в этом возрасте закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. Одним из важнейших приобретений дошкольного детства является речь, которая начинает формироваться в младенческом возрасте. В раннем детстве, с усложнением деятельности малыша и расширением доступных сфер деятельности, усложняется общение с взрослыми, и потребность в речи возрастает, что в свою очередь, стимулирует развитие активной речи, которая превращается в средство общения. Речь начинает приобретать коммуникативную функцию, а в дальнейшем обобщающую, планирующую, регулирующую и знаковую.
Очень важно, чтобы взрослые заботились о своевременном развитии речи детей, обращали внимание на ее чистоту и правильность. Известно, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли. Малыш будет иметь более широкие возможности в познании мира и в общении с друзьями. Чем лучше речь, тем активнее происходит его психическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на развитии и поведении ребенка.
Нормы речевого развития.
Ребенок к четырем годам :
Ребенок к пяти годам :
Норма усвоения звуков (по годам):
Возраст ребенка |
1-2 года |
2-3 года |
3-4 лет |
4-5 лет |
5-6 лет |
Звуки |
АОЭ ПМБ |
ИЫУ ФВ ТДН КГХЙ |
С З Ц
|
Ш Ж Ч Щ |
Л Р |
Что может привести к нарушениям речи?
Наследственность, осложненная беременность матери ребенка, родовые травмы, тяжелое протекание детских болезней, неблагоприятное влияние среды на ребенка, органическое поражение ЦНС (центральной нервной системы), травмы, ушибы головного мозга, патология органов речевого аппарата: расщелина нёба, неправильный прикус, короткая уздечка языка и многое другое, нарушение слуха. Нарушения речи бывают разные по степени тяжести: от нарушения произношения одного и нескольких звуков до полного отсутствия речи (алалия).
Общее недоразвитие речи (ОНР)
Этот диагноз ставится детям с нормальным слухом и интеллектом, имеющим ряд особенностей развития речи: нарушения в произнесении слов (упрощения, перестановки слогов); грамматические ошибки в речи; нарушение произношения, путаница звуков; меньший словарный запас, чем у их сверстников. Таким детям нужно научиться правильно произносить слова и все звуки в них, усвоить грамматическую основу русского языка, пополнить словарь.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР):
Это диагноз, который ставится детям с нормальным слухом и интеллектом, не произносящим или произносящим неправильно целый ряд звуков. Им нужно поставить и закрепить все нарушенные звуки, а потом научить их отличать от тех, с которыми они смешивали.
Дизартрия:
Этот диагноз ставится детям в результате органического поражения центральной нервной системы, головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка и проявляется в нарушении произносительной стороны речи, обусловленном повреждением речедвигательных механизмов центральной нервной системы.
Итак, фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном возрасте, следовательно, речь, должна являться предметом особой заботы со стороны взрослых.
Будьте внимательны к вашему ребенку, вовремя обращайтесь за помощью к специалистам: невропатологу, логопеду.
© 2018, Чумичева Юлия Николаевна 232