СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рефлексия на уроках.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рефлексия (от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением; самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.  Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано прежде всего с рефлексией.

Особое значение приобретает обучение младших школьников рефлексии.

При взаимодействии с учащимися учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебных рефлексий, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

- физическую (успел – не успел);

- сенсорную (самочувствие: комфортно-дискомфортно);

-интеллектуальную (что понял, что осознал- что не понял, какие затруднения испытывал);

- духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).            

Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности в группе предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используются оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других. Можно предложить учащимся сделать краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т.п

В первом классе полезно использовать “волшебные линеечки”, напоминающие ребёнку измерительный прибор (инструмент самооценки, предложенный Т. Дембо и С. Рубинштейном), на которых ребёнок сам оценивает свою работу. Ученикам предлагается две линеечки, на которых оценивается правильность выполненной работы (по общему количеству допущенных ошибок) и красота. С помощью этих “волшебных линеечек” можно измерить всё, что угодно. Перед началом измерения объяснить  первоклассникам, что на самом верху “линеечки” может поставить крестик тот ребёнок, который все слова написал правильно, в самом низу этой “линеечки” - тот, кто все слова написал с ошибками. Таким образом, ребёнок ставит крестик на условной шкале в соответствии с тем местом, которое занимает данный результат между самым лучшим и самым худшим результатом по выбранному критерию. Проверяя работу учащегося, учитель ставит свой крестик на той же “линеечке”. Несоответствие оценки ученика и моей оценки на “линеечке” потом становится темой для диалога с учеником. Такая форма оценивания удобна для письменных работ учащихся. Для первоклассника, учащегося писать, эти параметры оценки своей работы (правильность и красота) очень важны. По этому необходимо вести  достаточно долгую и кропотливую работу не только над тем, чтобы дети достаточно точно определили для себя важность обоих параметров, но и не путали содержательную оценку с эмоциональной.

Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

    Эмоционально-музыкальная концов­ка. Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Зву­чит тревожная музыка и спокойная, вос­торженная. Учащиеся выбирают музы­кальный фрагмент, который соответствует их настроению.

Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настро­ением, другая - радостным, веселым. Уче­ники выбирают ту картину, которая соот­ветствует их настроению.

             Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.           Прием «Выбор афоризма или пословицы».

 Для вклю­чения учащихся в урок учитель предлага­ет 2-3 высказывания выдающихся людей или пословицы.  Затем уча­щиеся выбирают высказывание или пословицу, которое им больше понравилось, и воспроизводят его по памяти. В конце урока вновь возвращаемся к этим афоризмам и пословицам. Учащиеся выбирают то высказывание или пословицу, которые соот­ветствует теме урока, обосновывая свой выбор. Например:

 «Что за прелесть эти сказки!» А.С.Пушкин

 «Чтоб поверить в добро, надо начать делать его». Л.Н.Толстой

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

О РОДИНЕ

Жить — Родине служить.

Родина — мать, умей за неё постоять.

Для  Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Где смелость, там и победа.

Кто дрожит, тот и от врага бежит.

ОБ УМЕНИИ И ТРУДОЛЮБИИ

Труд кормит, а лень портит.

Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.

Терпенье и труд всё перетрут.

Делу — время, а потехе — час.

Мастер на все руки.

Семь раз примерь, а один отрежь.

Ученье — путь к умению.

О ЛЕНИ И НЕРАДИВОСТИ

Поспешишь — людей насмешишь.

Делать спустя рукава.

Под лежачий камень и вода не течёт.

Словами и туда и сюда, а делами никуда.

О ДРУЖБЕ

Все за одного, один за всех.

Живи для людей, поживут и люди для тебя.

По прутику всю метлу переломить можно.

Нет друга — ищи, а нашёл — береги.

Легко друзей найти, да трудно сохранить.

Сам погибай, а товарища выручай.

Использование афоризмов и пословиц делает речь учащихся более яркой, образной, насыщенной. Нельзя не учитывать и нравственный аспект данной работы.

      Приём «Что, если…?» предполагает включение на этапе рефлексии вопросов, которые начинаются со слов: «Что, если…?» Данные вопросы позволяют учащимся по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, свои гипотезы развития событий, расширяя тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию гипотетического мышления учащихся.

  Например:

(Учебник «Родная речь», 3 класс, Л.Ф.Климанова.)

 Тема урока: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Что если бы Иванушка не напился воды из копытца?

Что если бы ты оказался на месте купца?

       Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

      Для организации рефлексии в группе, прежде всего, использую опорные слова и фразы для высказываний:

Помощь, вместе, совет, один, помогли, все, посоветовал, рассказывал, подружились, друг и т. п. .

Мы учились вырезать…, Саша мне помог решить…, Многие молчали…, Мы вместе рисовали…, Мы хотели написать… .

Итог совместной работы в группе можно выполнить в виде  схемы-паутины к внеклассному мероприятию по сказкам А.С.Пушкина.

Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в., чтобы не чувствовать себя изгоем.

Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, анализируется не только результат, но и процесс работы, который можно оценить по следующему алгоритму:

Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания? - делало её более эффективной - тормозило выполнение задания - не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе

На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?

  • обмен информацией
  • взаимодействие
  • взаимопонимание
  • были равномерно задействованы все уровни

Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания?

  • недостаток информации
  • недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.)
  • трудности в общении

Какой стиль общения преобладал в работе?

  • ориентированный на человека
  • ориентированный на выполнение задания

Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?

  • в группе сохранилось единство и партнерские отношения
  • единство группы в ходе работы было нарушено

Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?

  • лидер, выдвинувшийся в ходе работы
  • нежелание наладить контакт большинства участников группы
  • непонимание задачи, поставленной для совместной работы

сама задача оказалась неинтересной, трудной.Завершая урок, учитель может использовать и другие приемы рефлексии: «Светофор»,

«Яблоко и стрелы» .

 

Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия), который является моментом соединения старого знания с новым – осмысленным, пережитым, выстроенным:

- первая строка – название темы (одно существительное);

- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;

- третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;

- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);

- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.

Вот несколько вариантов.

(Учебник «Родная речь», 3 класс, Л.Ф.Климанова)

Тема: Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

  1. Дедушка Мазай и зайцы.
  2. Добрый, бедные.
  3. Плыл, спас, чуть не утонули.
  4. Дед Мазай спас зайцев. Молодец!
  5. Друг животных.

(Учебник «Родная речь», 3 класс, Л.Ф.Климанова).

 Тема: В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница».               

  1. Лягушка.
  2. Лупоглазая, толстая.
  3. Соображает, болтает, хвастает.
  4. Изобретает необыкновенный способ летать.

              Интересен прием с различными цветовыми изображениями.

            У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Не может не вызвать интереса у учителя причина изменения настроения в ходе урока. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности. Эффективен прием «Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой»

Можно предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий. В конце урока собрать цве­ты в корзинку или вазочку.

Еще один цветовой прием «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, ком­фортно, то вешаю на дерево яблоки красного  цвета, если нет,  зелёного. 

07.02.2015 16:46


Рекомендуем курсы ПК и ПП