СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рекомендации по описанию реализованного профессионального педагогического проекта (условия – процесс – результаты)
В описании профессионального педагогического проекта, реализованного учителем в межаттестационный период, необходимо отразить три основных аспекта:
1) условия реализации проекта;
2) процесс реализации проекта (анализ процесса обучения и осознание проблем, требующих решения – постановка профессиональной цели проекта – определение задач проекта с учетом конкретных условий – выбор (разработка) средств и методов решения задач, планирование работы и ее осуществление – получение результатов реализации проекта)
3) качественный и количественный анализ результатов реализации проекта.
При описании условий реализации проекта следует уделить внимание характеристике образовательной программы, качеству ресурсного обеспечения процесса обучения, уровню квалификации педагога.
1) Характеристика образовательной программы, реализуемой ОУ, программ учебных курсов. Педагогу важно проанализировать соответствие программ требованиям Государственного образовательного стандарта; обоснованность выбора учебно-методических комплексов базовых курсов, путей их эффективного использования с учетом специфики образовательной программы ОУ. Если педагогом созданы программы кружков, факультативов, элективных курсов, научных обществ учащихся и др., важно пояснить заложенный в них педагогический потенциал, определить их место в образовательной программе ОУ, раскрыть связь с программами базовых курсов.
2) Качество ресурсного обеспечения процесса обучения. Педагогу важно показать, имеются ли в его распоряжении ресурсы, необходимые для реализации заявленного профессионального проекта. К таким ресурсам могут быть отнесены: учебное оборудование, имеющееся в кабинете (например, в кабинете физики и химии – опытно-экспериментальное оборудование, а в кабинете истории – карты, аудио- и видеоматериалы, хрестоматии, мультимедийные пособия и т.п.); созданные учителем комплекты дидактических материалов (подборки познавательных заданий и задач, контрольно-измерительные материалы, обучающие компьютерные презентации и программы, дидактические материалы к «нетрадиционным» урокам и др.); возможности социума (библиотек, клубов, предприятий, родителей учеников и др.) и умение педагога задействовать их в образовательном процессе. Если педагог апробирует инновационное учебное оборудование, экспериментальные учебники, об этом необходимо сказать и пояснить возможности их использования в качестве ресурсов проекта. Экспертами высоко оценивается наличие ресурсного обеспечения, созданного самим аттестуемым.
3) Уровень квалификации педагога. Педагогу важно самому оценить, достаточен ли уровень его квалификации для решения проблемы профессионального проекта, выявления и анализа результатов его реализации. В частности, педагогу важно обратить внимание на уровень владения современным содержанием преподаваемого предмета; на психолого-педагогическую компетентность, умение работать с учащимися разного уровня подготовленности, в конкретной социальной ситуации развития и различных ресурсных условиях, способность организовывать учебное сотрудничество; на уровень аналитической и прогностической деятельности.
Экспертами высоко оцениваются инициированное самим аттестуемым активное самообразование и темп повышения квалификации:
– обязательное прохождение курсов по нормативному обеспечению, содержанию и методике преподаваемого предмета в межаттестационный период;
– желательное совершенствование квалификации в сфере инновационных видов деятельности и смежных областях знаний (информационной, психологической, коммуникативной и др.), реализации программ интегрированного обучения для детей с ограниченными возможностями;
– обучение в аспирантуре, докторантуре, защита диссертации.
Ключевые характеристики условий реализации педагогом профессионального проекта должны быть отражены в Представлении администрации ОУ. В своем портфолио педагог может представить ксерокопии документов, отражающих и подтверждающих имеющиеся условия реализации проекта. Такими документами могут быть:
– Свидетельство об аттестации кабинета;
– Сертификаты, грамоты, дипломы конкурсов методических разработок;
– Дипломы о профессиональном образовании;
– Свидетельства, удостоверения о повышении квалификации;
– Сертификаты участия в обучающих семинарах, конференциях и др.
Таким образом, характеристика имеющихся условий образовательного процесса должна убеждать самого педагога и экспертов в том, что реализация заявленного педагогического проекта возможна, что эти условия являются необходимыми и достаточными.
При описании процесса реализации проекта следует уделить внимание обоснованию актуальности проблемы профессионального педагогического проекта, постановке его цели и задач, раскрытию путей решения профессиональной проблемы.
1) Обоснование актуальности проблемы профессионального педагогического проекта. Проведенный анализ собственной педагогической деятельности, важно осознать и сформулировать профессиональные проблемы, требующие решения. Важно, чтобы решение этих проблем обеспечивало качество образования в его современном понимании. Поэтому проблема профессионального педагогического проекта не должна иметь узко предметного характера, а предполагать выход на межпредметный и метапредметный уровень, на формирование ключевых компетенций и развитие социального опыта школьников. Иными словами, педагогу, особенно претендующему на высшую категорию, важно осознать и представить социальную значимость проблемы своего профессионального проекта.
2) Постановка цели и задач проекта, исходя из формулировки проблемы проекта и с учетом конкретных условий ее решения. Поскольку одну и ту же проблему можно решать по-разному, цель и задачи проекта, сформулированные учителем, и должны наметить найденный педагогом путь решения проблемы.
3) Раскрытие путей решения профессиональной проблемы:
– характеристика психолого-педагогических и методических положений, идей, которые составили теоретическую основу проекта;
– объяснение критериев отбора предметного содержания, при изучении которого проблема проекта может быть решена наиболее эффективно;
– обоснование выбора педагогического инструментария (педагогических технологий, методик, форм, приемов, средств обучения).
Особенно важно раскрыть и аргументировать инновационные преобразования учебно-воспитательного процесса, предпринятые учителем в ходе реализации профессионального проекта. К таковым могут быть отнесены:
– использование эффективных инновационных технологий (технологий проблемного, деятельностного, развивающего, личностно ориентированного обучения, информационно-коммуникативных технологий и др.), активных и интерактивных форм обучения;
– использование современных и адекватных изучаемому материалу источников информации, в том числе ресурсов Интернет, мультимедийных пособий и др.;
– адаптация технологий (методик) под конкретную социальную ситуацию развития и уровень подготовленности учащихся, разработка программ интегрированного обучения для детей с ограниченными возможностями;
– оптимизация учебной, психологической, физической нагрузки для сохранения и укрепления здоровья учащихся;
– разработка и апробация инновационных моделей оценивания результатов обучения и качества образования и др.
При этом важно, чтобы описание и анализ путей реализации профессионального педагогического проекта сопровождались (иллюстрировались) примерами из собственной профессиональной деятельности педагога. Методические разработки педагог может поместить в Приложение, а в основном тексте сделать отсылки к ним (например, см. Приложение 1). Одновременно в портфолио педагога в качестве документов могут быть представлены отзывы, рецензии коллег и специалистов о качестве инновационных преобразований учебно-воспитательного процесса, предпринятых учителем в ходе реализации профессионального проекта.
При описании результативности реализации профессионального проекта внимание следует уделить анализу степени достижения заявленной цели и решения задач проекта.
Результаты реализации проекта целесообразно представить двумя блоками: достижения учащихся и достижения педагога.
Характеристика достижений учащихся может быть представлена через систему абсолютных и динамических показателей. Целесообразность вида показателей определяется аттестуемым. При этом достижения учащихся могут быть выявлены как самим учителем, так и в ходе внешней экспертизы.
1) Показатели учебных достижений учащихся, развития их социального опыта, которые могут быть выявлены аттестуемым:
– динамика уровня обученности школьников (освоения предметных знаний, умений, способов деятельности) на разных этапах реализации проекта;
– динамика сформированности ключевых социальных компетенций (например, компетенций, касающихся жизни в поликультурном обществе, связанных с переходом к информационному обществу, коммуникативных, когнитивных, социально-политических и др. компетенций);
– качественные характеристики результатов формирования с помощью предметных возможностей жизненных ценностей, нравственно-этических позиций, гуманистического миропонимания и мировосприятия, норм толерантного поведения, демократической и гражданско-правовой культуры, основ экономического сознания, культуры, норм здорового образа жизни и природосообразного поведения, развитие в детях стремления к самообразованию и саморазвитию и др.;
– количество учеников, принимающих участие в предметных олимпиадах, конференциях, акциях, межвозрастных социально значимых проектах и др.;
2) Показатели учебных достижений учащихся, развития их социального опыта, которые могут быть выявлены по результатам внешней экспертизы:
– результаты срезовых контрольных работ, проведенных администрацией ОУ, РОО;
– высокие результаты ЕГЭ, тестирования в ходе аккредитации ОУ, международного тестирования и др.;
– успешная презентация результатов обучения в интеллектуальных состязаниях различного статуса – олимпиадах, конференциях, конкурсах (ученики – победители и лауреаты);
– бесконфликтная преемственность предметной компетентности в системах: дошкольное учреждение – начальная школа – основная школа – полная средняя школа – ссуз или вуз.
– высокая и стабильная конкурентноспособность выпускников при поступлении в ссузы и ВУЗы на профильные специальности (сдача предмета в качестве вступительного экзамена);
– позитивная динамика сформированности социальных компетентностей учащихся и развитие их социального опыта и др.
Характеристика достижений педагога также может быть представлена через систему абсолютных и динамических показателей. Целесообразность вида показателей определяется аттестуемым.
1) Уровень мотивации и интереса учеников к обучению:
– стабильная (растущая) посещаемость внеурочных предметно ориентированных занятий разного статуса;
– позитивный психоэмоциональный фон реализации педагогического проекта;
2) Обобщение и распространение опыта реализации профессионального проекта:
– показ мастер-классов, открытых уроков, презентация опыта на курсах повышения квалификации учителей-предметников (в качестве лекторов), представление опыта на сайтах и др.
– участие в семинарах, конференциях, круглых столах, съездах работников образования, в работе телеконференций, виртуальных педсоветов;
– публикация результатов реализации профессионального проекта (методических материалов, сценариев открытых уроков и внеклассных мероприятий, программ элективных курсов и др.) в зарегистрированных периодических изданиях;
– высокий рейтинг педагога по результатам опросов родителей и учеников, оценка деятельности аттестуемого социумом (государственные и профессиональные награды и др.), наличие отзывов о результатах педагогической деятельности аттестуемого в средствах массовой информации (радио, телевидение, образовательные сайты, телеконференции, газеты, журналы) и др.
4) Участие в профессиональных конкурсах:
– в методических конкурсах («Лучший методический пакет», «Урок года», «Учитель года», конкурс кабинетов, дистанционные конкурсы предметной направленности и др.);
– в спортивных соревнованиях (для учителей физ. воспитания), в творческих концертах (для учителей художественно-технологического цикла), акциях и др.;
– оформление заявок и получение профессиональных грантов, организация и (или) участие в создании и реализации комплексных педагогических проектов и экспериментальных площадок и др.
Ключевые результаты реализации педагогом профессионального проекта должны быть отражены в Представлении администрации ОУ. Одновременно в своем портфолио педагогу важно иметь ксерокопии документов, отражающих и подтверждающих достигнутые результаты. Таким документами могут быть:
– Справки об итогах промежуточной и итоговой аттестации учащихся по предмету;
– Сертификаты, грамоты, дипломы, выписки из протоколов соответствующих конкурсов;
– Результаты мониторинговых исследований, в том числе проводимых самим педагогом;
– Выписки из протоколов внешних проверок;
– Отзывы коллег, выпускников, родителей, представителей общественных организаций;
– Материалы средств массовой информации о результатах акций, проектов, инициатив;
– Заключение психологической службы ОУ;
– Отзывы МО, коллег о проведенном мастер-классе, открытом уроке;
– Сертификаты участия в семинарах, конференциях, проектах;
– Программы конференций, ксерокопии тезисов, статей, других публикаций;
– Адреса сайтов, на которых представлен опыт педагога;
– Материалы средств массовой информации о результатах педагогической деятельности аттестуемого и др.;
– Статистические данные о динамике поступления в вузы на профильные специальности и др.
© 2017, Волкова Светлана Геннадьевна 281