СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации по организации инклюзивного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации по организации

инклюзивного образования.

3 ноября 2010 года Председатель Правительства РФ В. В. Путин провёл совещание о формировании доступной среды жизнедея­тельности для инвалидов.

Инклюзивное образование (фр. inclusif - включающий в себя, лат. include - заключаю, включаю) - процесс развития общего обра­зования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обес­печивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзивное образование - не просто модное веяние нашего времени, а естественный и закономерный этап в развитии системы образования вообще - и подходов к образованию особенных детей, обладающих специальными образовательными потребностями в силу ограниченных возможностей своего здоровья. От полного отрицания самой возможности обучения детей-инвалидов просве­щенное человечество пришло в свое время к весьма прогрессивной идее специального (коррекционного) образования, позже - к моде­ли интегрированного обучения, и в последние годы - к проекту инклюзивного образования, позволяющего включать особенных детей в общеобразовательную среду вместе с нормативно разви­вающимися сверстниками.

Включение, или инклюзия, - реформирование школ и пере­планировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуж­дам и потребностям всех детей без исключения.

С осени 1992 года в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья». В результате в 11 регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов.

С целью подготовки педагогов к работе с детьми с ограни­ченными возможностями здоровья коллегия Министерства образования РФ приняла решение о вводе в учебные планы пе­дагогических вузов с 1 сентября 1996 года курсов «Основы специальной (коррскционной) педагогики» и «Особенности психо­логии детей с ограниченными возможностями здоровья». Сразу же появились рекомендации учреждениям дополнительного профобразования педагогов ввести эти курсы в планы повыше­ния квалификации учителей общеобразовательных школ.

ПРЕДПОСЫЛКИ И ОСНОВА ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Предполагается, что включение особенных детей в общеобра­зовательную среду дает не только очевидные эффекты для их обучения, развития и социализации, но и, что не менее важно, учит их нормально развивающихся сверстников ценить свое здо­ровье и природные способности, совершать усилия, чтобы пре­одолевать школьные трудности, собственную лень, интеллекту­альное несовершенство. Обнаружено, что инклюзивное образова­ние при его грамотной организации меняет не только мотивацию школьников, обучающихся рядом со своими сверстниками-инва­лидами, но и способно радикально менять педагогическую позицию учителей. Учитель, в чьем классе обучается ребенок с интеллек-туадщыми, речевыми, двигательными, сенсорными проблемами, вынужден искать новые, более совершенные методы преподава­ния, поскольку привычные учебно-дисциплинарные, построен­ные на объяснении, заучивании, повторении и контроле - не сра­батывают. А это полезно всем без исключения детям.

Важно оценить предпосылки инклюзивного образования. и не растерять имеющийся опыт. Это:

  • сложившаяся и успешно работающая система специально­го (коррекционного) образования;
  • наличие элементов психолого-педагогического сопрово­ждения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в территориях: ППМС-центры;
  • подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров в области для работы с детьми с ОВЗ (НИПКиПРО, НГПУ, ОЦДК и др.);

• деятельность уникальных ОУ, экспериментальных школ;

  • разрабатываемая программа развития системы образования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Инклюзивное образование требует от всех причастных к не­му мудрости и мужества - в постановке и решении непростых задач. Но если это путь от культуры полезности к культуре дос­тоинства человеческой личности, независимо от ее здоровья, пола, национальности и социального статуса, то кто сказал, что этот путь будет легок. Инклюзивное образование - одна из не­многих системных инноваций в образовании, инициированных «снизу» - родительским сообществом детей с ограниченными возможностями здоровья. Родители проявляют в этом вопросе подлинную субъектность - это накладывает особую ответствен­ность на всех тех, от чьей воли, последовательности и профес­сионализма зависит ее реализация на практике.

Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети - индиви­дуумы с различными потребностями в обучении. Важно разра­ботать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффек­тивными в результате изменений, которые внедряет инклюзив­ное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с осо­быми потребностями).

ОСОБЕННОСТИ ИНКЛЮЗИИ

Инклюзивное (включающее) образование дает возмож­ность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни. Инклюзивное образование обладает ресурсами, направ­ленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива.

Инклюзивное образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.

Инклюзивное образование базируется на восьми прин­ципах:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и дос­тижений.

• Каждый человек способен чувствовать и думать.

  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

• Все люди нуждаются друг в друге.

  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

• Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. Включение - это не интеграция:

• Включение — это больше, чем интеграция.

• Молодые люди учатся вместе в обычной школе.

• Специалисты приходят помогать детям.

• Обычные школы изменяются.

• Внимание на возможности и сильные стороны ребенка.

  • Молодые люди воспринимают человеческие различия как обычные.
  • Молодые люди получают возможность жить вместе с ро­дителями.
  • Молодые люди получают полноценное и эффективное об­разование, для того чтобы жить полной жизнью.
  • Взгляды и мнения молодых людей становятся важными для окружающих.

Включение - это:

• НЕТ специализированных классов в обычной средней школе.

  • НЕТ обучения ребенка в средней школе без необходимой поддержки.

• НЕТ присутствия детей 1-2 часа в день в средней школе.

• НЕТ закрытых учреждений интернатного типа.

Основные принципы инклюзии

  • Быть инклюзивным - означает искать пути для всех детей, быть вместе во время обучения (включая детей с инвалидно­стью).
  • Инклюзия - это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем).

Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помо­щью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.

Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.

  • В инклюзивной школе каждого принимают и считают важ­ным членом коллектива.
  • Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовле­творения его специальных образовательных потребностей.

Важные составляющие инклюзии:

• Комплексное планирование.

  • Обязательно включение в процесс создания школы и учите­лей, и администрации школы.

• Подключение родителей.

  • Формирование понимания инвалидности у работников (школы, детского сада) и учеников.
  • Обучение всего персонала школы (включая охранников, поваров и т. п.)

Правила инклюзивной школы

• Все ученики равны в школьном сообществе.

  • Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня.
  • У всех учеников должны быть равные возможности для ус­тановления и развития важных социальных связей.

• Планируется и проводится эффективное обучение.

  • Работники, вовлеченные в процесс образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, то есть социальную интеграцию среди сверстников.
  • Программа и процесс обучения учитывают потребности каждого ученика.

• Семьи активно участвуют в жизни школы.

  • Вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности.

Принципы формирования индивидуальной программы обучения

  • Подходит для всех учеников (не только для учеников с инвалидностью).
  • Служит средством приспособления к широкому кругу воз­можностей ученика.
  • Является способом выражения, принятия и уважения ин­дивидуальных особенностей обучения.
  • Применима ко всем составным частям программы и к при­вычной манере поведения в классе.
  • Является обязательной для всех работников, вовлеченных в процесс обучения. -

• Составлена с целью повышения успешности ученика.

Обычный учитель может быть успешен при условии, если:

• он достаточно гибок,

  • ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы,
  • он уважает индивидуальные различия, он умеет слушать и применять рекомендации членов кол­лектива,
  • он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрос­лого в классе,
  • он согласен работать вместе с другими учителями в одной команде.

Результаты инклюзии

  • У учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса.
  • Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов.
  • Мероприятия направлены на включение ученика, но доста­точно для него сложны.
  • Индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует уче­ника.
  • Появляются возможности для обобщения и передачи на­выков.
  • Педагоги общего и специального преподавания делят обя­занности в планировании, проведении и оценке уроков.

Существуют процедуры оценки эффективности.

Обучая и воспитывая детей с ограниченными возможностями, изучив нормативные документы, знакомясь с методической литературой по инклюзивному образованию я разработала рекомендации по организации инклюзивного образования:

В классе должно быть не более двух «особых» детей (не должно быть крена в сторону коррекционного учреждения), численность де­тей в данном классе не должна превышать 20 человек (при дос­таточном финансировании ОУ);

  • педагоги, работающие в данном классе, должны иметь со­ответствующую подготовку и заранее ознакомиться с особенно­стями развития всех детей;
  • списочный состав класса может комплектоваться также и с учетом разной возрастной категории.

Распределение нагрузки педагогов и специалистов предпо­лагает, что:

  • при финансировании школы предусмотрена работа спе­циалистов (психологов, логопедов и дефектологов);
  • учебное расписание составлено таким образом, чтобы спе­циалисты имели возможность посещать основные занятия. При необходимости специалисты проводят с «особыми» детьми до­полнительные индивидуальные занятия;
  • расписание учебных предметов и занятий со специалиста­ми школы или Центра психолого-педагогической коррекции и реабилитации строго согласовано;
  • педагоги и специалисты школ имеют возможность посто­янно повышать свой профессионализм, обмениваться опытом, проводить междисциплинарные консилиумы и оказывать кон­сультационную помощь семьям.

Дополнительное пространство обучения и развития (при не­обходимости специально оборудованное) включает в себя: ком­наты релаксации, тренировочные центры, комнаты персональ­ных занятий и т. п. на базе школы.

Каждый учитель планирует свою деятельность самостоя­тельно:

• выбирает интересное, доступное, личностно и практико-ориентироваинос содержание;

  • использует различные пособия, технические средства для достижения целей;
  • организует разнообразную деятельность детей, в том числе проектную и творческую, связанную с различными видами ис­кусства, экскурсии, дидактические игры и т. п.

В программах по общеобразовательным предметам педагогу необходимо научиться дифференцировать разноуровневые требо­вания к усвоению содержания учебного материала: базовые и минимально необходимые (сниженные). Это дает возможность индивидуализировать работу с детьми с особенностями развития.

В тех случаях, когда дети не усваивают минимально необхо­димый уровень знаний, педагог вправе самостоятельно опреде­лить индивидуальную программу обучения. Соблюдение этого гуманного принципа, определяющего структуру и содержание обучения, является для детей всесторонней педагогической и психологической поддержкой.

Одновременно специалистами проводится диагностическая и коррекционная работа. Заполняется диагностическая карта и карта комплексной коррекции.

В нашем годе и в нашей школе всё делается для того, чтобы дети с ОВЗ чувствовали себя комфортно и не были ущемлены в своих правах. Администрация города и школы, атак же педагоги и родители детей с ОВЗ работают в тесном сотрудничестве.Все понимают,что:

  1. Ребенок должен получать от взрослых много любви и тепла.
  2. О его социальном благополучии должны заботиться и родители, и педагоги, и психологи, и врачи, а так же администрация города в котором проживает ребенок. (В нашем городе со стороны администрации ребенок получает много внимание и заботы). Администрация города организует досуг для детей – инвалидов. Организует теплые приемы для таких детей.
  3. Обучение должно быть планомерным, деятельным, развивающим, доступным, комфортным.

4.Только, если взрослые будут заботиться о таких детях сообща - можно достигнуть хороших результатов в учебно – воспитательном процессе.

У главы администрации.

Воспитание представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку.

Безусловно, что дети, вовлекаясь в совместную деятельность, в большей степени нуждаются в помощи взрослых. Однако эта помощь должна носить обучающий характер,не подменяя и не вытесняя детской самодеятельности. Именно поэтому так важно от словесных методов воспитания переходить к организации воспитывающей самодеятельности ребенка, что требует от педагога профессионализма, оптимизма и веры в возможности ребенка, а также владения современным воспитательным инструментарием, в частности, технологиями косвенного воспитания, коллективного творческого воспитания педагогической поддержки.

Категория: История
23.11.2015 21:48


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!