СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рекомендации по организации
инклюзивного образования.
3 ноября 2010 года Председатель Правительства РФ В. В. Путин провёл совещание о формировании доступной среды жизнедеятельности для инвалидов.
Инклюзивное образование (фр. inclusif - включающий в себя, лат. include - заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Инклюзивное образование - не просто модное веяние нашего времени, а естественный и закономерный этап в развитии системы образования вообще - и подходов к образованию особенных детей, обладающих специальными образовательными потребностями в силу ограниченных возможностей своего здоровья. От полного отрицания самой возможности обучения детей-инвалидов просвещенное человечество пришло в свое время к весьма прогрессивной идее специального (коррекционного) образования, позже - к модели интегрированного обучения, и в последние годы - к проекту инклюзивного образования, позволяющего включать особенных детей в общеобразовательную среду вместе с нормативно развивающимися сверстниками.
Включение, или инклюзия, - реформирование школ и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.
С осени 1992 года в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья». В результате в 11 регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов.
С целью подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья коллегия Министерства образования РФ приняла решение о вводе в учебные планы педагогических вузов с 1 сентября 1996 года курсов «Основы специальной (коррскционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья». Сразу же появились рекомендации учреждениям дополнительного профобразования педагогов ввести эти курсы в планы повышения квалификации учителей общеобразовательных школ.
ПРЕДПОСЫЛКИ И ОСНОВА ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Предполагается, что включение особенных детей в общеобразовательную среду дает не только очевидные эффекты для их обучения, развития и социализации, но и, что не менее важно, учит их нормально развивающихся сверстников ценить свое здоровье и природные способности, совершать усилия, чтобы преодолевать школьные трудности, собственную лень, интеллектуальное несовершенство. Обнаружено, что инклюзивное образование при его грамотной организации меняет не только мотивацию школьников, обучающихся рядом со своими сверстниками-инвалидами, но и способно радикально менять педагогическую позицию учителей. Учитель, в чьем классе обучается ребенок с интеллек-туадщыми, речевыми, двигательными, сенсорными проблемами, вынужден искать новые, более совершенные методы преподавания, поскольку привычные учебно-дисциплинарные, построенные на объяснении, заучивании, повторении и контроле - не срабатывают. А это полезно всем без исключения детям.
Важно оценить предпосылки инклюзивного образования. и не растерять имеющийся опыт. Это:
• деятельность уникальных ОУ, экспериментальных школ;
Инклюзивное образование требует от всех причастных к нему мудрости и мужества - в постановке и решении непростых задач. Но если это путь от культуры полезности к культуре достоинства человеческой личности, независимо от ее здоровья, пола, национальности и социального статуса, то кто сказал, что этот путь будет легок. Инклюзивное образование - одна из немногих системных инноваций в образовании, инициированных «снизу» - родительским сообществом детей с ограниченными возможностями здоровья. Родители проявляют в этом вопросе подлинную субъектность - это накладывает особую ответственность на всех тех, от чьей воли, последовательности и профессионализма зависит ее реализация на практике.
Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети - индивидуумы с различными потребностями в обучении. Важно разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).
ОСОБЕННОСТИ ИНКЛЮЗИИ
Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни. Инклюзивное образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива.
Инклюзивное образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.
Инклюзивное образование базируется на восьми принципах:
• Каждый человек способен чувствовать и думать.
• Все люди нуждаются друг в друге.
• Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
• Включение — это больше, чем интеграция.
• Молодые люди учатся вместе в обычной школе.
• Специалисты приходят помогать детям.
• Обычные школы изменяются.
• Внимание на возможности и сильные стороны ребенка.
Включение - это:
• НЕТ специализированных классов в обычной средней школе.
• НЕТ присутствия детей 1-2 часа в день в средней школе.
• НЕТ закрытых учреждений интернатного типа.
Основные принципы инклюзии
Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.
Важные составляющие инклюзии:
• Комплексное планирование.
• Подключение родителей.
Правила инклюзивной школы
• Все ученики равны в школьном сообществе.
• Планируется и проводится эффективное обучение.
• Семьи активно участвуют в жизни школы.
Принципы формирования индивидуальной программы обучения
• Составлена с целью повышения успешности ученика.
Обычный учитель может быть успешен при условии, если:
• он достаточно гибок,
Результаты инклюзии
Существуют процедуры оценки эффективности.
Обучая и воспитывая детей с ограниченными возможностями, изучив нормативные документы, знакомясь с методической литературой по инклюзивному образованию я разработала рекомендации по организации инклюзивного образования:
В классе должно быть не более двух «особых» детей (не должно быть крена в сторону коррекционного учреждения), численность детей в данном классе не должна превышать 20 человек (при достаточном финансировании ОУ);
Распределение нагрузки педагогов и специалистов предполагает, что:
Дополнительное пространство обучения и развития (при необходимости специально оборудованное) включает в себя: комнаты релаксации, тренировочные центры, комнаты персональных занятий и т. п. на базе школы.
Каждый учитель планирует свою деятельность самостоятельно:
• выбирает интересное, доступное, личностно и практико-ориентироваинос содержание;
В программах по общеобразовательным предметам педагогу необходимо научиться дифференцировать разноуровневые требования к усвоению содержания учебного материала: базовые и минимально необходимые (сниженные). Это дает возможность индивидуализировать работу с детьми с особенностями развития.
В тех случаях, когда дети не усваивают минимально необходимый уровень знаний, педагог вправе самостоятельно определить индивидуальную программу обучения. Соблюдение этого гуманного принципа, определяющего структуру и содержание обучения, является для детей всесторонней педагогической и психологической поддержкой.
Одновременно специалистами проводится диагностическая и коррекционная работа. Заполняется диагностическая карта и карта комплексной коррекции.
В нашем годе и в нашей школе всё делается для того, чтобы дети с ОВЗ чувствовали себя комфортно и не были ущемлены в своих правах. Администрация города и школы, атак же педагоги и родители детей с ОВЗ работают в тесном сотрудничестве.Все понимают,что:
4.Только, если взрослые будут заботиться о таких детях сообща - можно достигнуть хороших результатов в учебно – воспитательном процессе.
У главы администрации.
Воспитание представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку.
Безусловно, что дети, вовлекаясь в совместную деятельность, в большей степени нуждаются в помощи взрослых. Однако эта помощь должна носить обучающий характер,не подменяя и не вытесняя детской самодеятельности. Именно поэтому так важно от словесных методов воспитания переходить к организации воспитывающей самодеятельности ребенка, что требует от педагога профессионализма, оптимизма и веры в возможности ребенка, а также владения современным воспитательным инструментарием, в частности, технологиями косвенного воспитания, коллективного творческого воспитания педагогической поддержки.
© 2015, Костина Татьяна Юрьевна 2607