СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Трудности внедрения инклюзивного образования в практику работы общеобрзовательных учреждений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Некоторые лица с РАС способны жить самостоятельно и продуктивно, другие же страдают тяжелыми нарушениями и нуждаются в пожизненном уходе и поддержке. С помощью таких психосоциальных мероприятий, опирающихся на фактические данные, как поведенческая терапия можно ослабить затруднения в коммуникации и социальном поведении, что положительно сказывается на благополучии и качестве жизни.

Школа является одним из важнейших этапов социализации человека. Родители будут стоять перед выбором типа образовательного учреждения своего ребёнка, будет это коррекционная или же общеобразовательная школа. Вопрос о введении инклюзии в образовании до сих пор остаётся спорным, но как показывает практика, с каждым годом процент родителей, желающих, чтобы их ребёнок, имеющий ограниченные возможности здоровья, учился в общеобразовательном учреждении.

Инклюзивное образование позволяет ребёнку с ОВЗ расширить свои социальные контакты и успешно включиться в социальную среду. Совместное обучение детей с особенностями развития и нормотипичных детей будет полезно как для первых (в плане усвоения необходимых социальных навыков и привыкания к нахождению в обществе), так и для вторых (проявления толерантности и поддержке, нуждающихся в ней). Более того, дети-инвалиды по окончанию массовой школы, где они обучались совместно со здоровыми детьми, имеют более высокий уровень образования, чем те, кто обучается в закрытых коррекционных учреждениях.

Обучение детей с РАС представляют собой особую трудность для школьной системы. Для этого в общеобразовательной школе перед педагогическим составом ставятся уникальные задачи. Получение детьми с РАС качественного образования и возможности обучаться вместе с нормотипичными детьми во многом зависит от организации пространства и особых условий в школе.

Новый Закон РФ № 273-ФЗ от 29.12. 2012 г. «Об образовании в РФ» [5] впервые закрепил на законодательном уровне (ст. 79) право на доступное и качественное образование для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Для эффективного решения проблемы образования детей с РАС планируется предпринять комплекс мер, в том числе разработать и утвердить Федеральный государственный образовательный стандарт для детей с РАС и регламент его использования в образовательной организации. Реализация указанных мер во многом позволит обеспечить эффективное включение детей с РАС в систему общего образования, создать для них необходимые специальные образовательные условия, обеспечить доступ к получению качественного образования на всех его уровнях.

На сегодняшний день существуют некоторые трудности внедрения инклюзивного образования в практику работы общеобразовательных учреждений.

В настоящее время в России слабо развита нормативно-правовая база инклюзивного образования детей с ОВЗ. Это просматривается и на федеральном, и на региональном уровнях. Нормативные акты по инклюзивному обучению детей с особыми потребностями пока не разработаны.

Далее, стоит выделить недостаточное финансирование образовательных учреждений. Выделяемых образовательным учреждениям субсидий, направленных на развитие и поддержку, совершенно не хватает для того, чтобы создать условия для осуществления инклюзивного образования. Дефицит финансирования также служит причиной проблемы материального обеспечения педагогического сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательном учреждении.

Правильно сформированная команда специалистов, в которую входят координатор ресурсного класса, учитель, тьюторы, логопед-дефектолог, психолог, является важным условием при оценке эффективности образовательного процесса детей с РАС.

Куратор ресурсного класса вырабатывает стратегию организации образовательного и коррекционного процессов.

Учитель общеобразовательного класса передает учителю ресурсного класса образовательную программу, учебные планы, материалы и конспекты уроков. Учитель ресурсного класса адаптирует полученные материалы для учеников, дает учителю общеобразовательного класса рекомендации по адаптации среды, адаптированные программы и расписание.

Учитель ресурсного класса организует работу тьютора ресурсного класса, проводит обучение конкретным поведенческим техникам, наблюдает и корректирует работу тьютора с учеником.

Тьютор – специалист, организующий условия для успешной интеграции учащегося с особенностями развития в образовательную и социальную среду школы. Тьютор сопровождает учащегося на протяжении всего учебного дня (не только на уроках, но и в режимных моменты школьной жизни). Тьютор не делает что-то за ребёнка, а направляет его деятельность, обращает его внимание на важные моменты в процессе обучения.

Ввиду недостаточности финансирования образовательных учреждений обнаруживаются некоторые трудности, которые связаны с использованием специального оборудования для учащихся с особыми образовательными потребностями, а это является необходимой составляющей инклюзивного образования, которая открывает учащимся путь к обучению вместе со сверстниками.

Следующей не менее важной проблемой является негативное отношение учителей к системе совместного обучения детей-инвалидов и здоровых детей. В основном это происходит из-за того, что преподаватели просто не знают, как взаимодействовать с детьми с ОВЗ, не знают их особенности, не знают, как правильно реагировать на проявления нежелательного поведения, а также не могут предложить адаптированную программу их обучения. Основные опасения педагогов общеобразовательных школ связаны с пониманием собственного дефицита в знаниях в области коррекционной педагогики, незнанием форм и методов в работе с детьми с ОВЗ.

Инклюзивный подход - это возможность создать необходимые условия для всех членов общества, независимо от их умственных и физических особенностей. Но для того, чтобы полностью реализовать все возможности данного подхода, нужно создать специальные условия для его успешной реализации.

В настоящее время Россия находится только в начале инклюзивного пути, поэтому требуется подготовить не только учебную, но и материальную базу для осуществления данного образовательного процесса.

18.03.2024 19:58


© 2024 18

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!