СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации по профилактике развития клипового мышления

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации по профилактике развития клипового мышления

В современном мире педагогический процесс испытывает влияние информационных технологий. Уже признано, что информационные технологии увеличивают динамику педагогического процесса. Очень быстро растет общий уровень развития личности и темпы достижения целей педагогического процесса, повышается уровень воспитательной и образовательной работы, создаются условия для улучшения эффективности управления образовательным процессом.

Влияние клипового мышления на качество обучения, воспитания и развития детей можно рассматривать с точки зрения психологии и педагогики. Психологи считают, что при формировании клипового мышления идет развитие одних когнитивных навыков за счет других. При этом наблюдается значительное расслоение общества с большим перевесом клипового мышления.

Педагоги видят выход в формировании у учащихся равновесного мышления. Равновесное мышление – это развитие качества понятийного и клипового мышления одновременно, при полном балансе качеств линейного и нелинейного мышления. Равновесие мышления – это разум, потенциально имеющий неограниченные возможности. На Востоке такое мышление называют «трансцендентальным сознанием» и считают переходной формой к более совершенным уровням сознания. Это устремление к сохранению главных человеческих ценностей, таких как любовь, семья и дети, экология и этика, сохранение нормальных человеческих отношений и мира на Земле. Равновесное мышление направлено на созидание.

Феномен клипового мышления по своей сущности во многом соприкасается с понятием когнитивного стиля. В своей работе педагог должен учитывать рекомендации по ведению процесса обучения в зависимости от когнитивного стиля учащихся, так как эти утверждения будут справедливы и для учащихся с клиповым мышлением.

Комплексные подходы к учету когнитивного стиля в обучении представлены в работах российского психолога, академика РАО, доктора психологических наук, профессора Галины Алексеевны Берулавы, которая считает, что те школьники, которые обладают клиповым мышлением, не станут великими, а те же, кого лишили компьютера, телевидения и клипового мышления, будут иметь голодное будущее.

В работах Г.А. Берулавы сделана попытка представить комплекс методических рекомендаций по организации работы на учебном занятии с учетом когнитивных стилей, который позволил бы не только помочь ученику с любым стилем полностью освоить материал, но и развить возможности ребенка.

Она выделила интегральный когнитивный стиль «дифференциация - интегральность», который, как и клиповое мышление, связан со специфическим восприятием и усвоением учебного материала.

Галина Алексеевна Берулава дает такие рекомендации педагогам:

1. Для школьников с интегральным стилем, нужно применять технологии обучения, построенные по принципу восхождения от абстрактного мышления к конкретному, от общего к частному. Необходимо делать опору на собственную познавательную активность школьника, с использованием дискуссий.

2. Для учеников же дифференциального стиля, обучение строится от частного к общему и направлено на обобщенное, логико-формализованное освоение материала, либо на основе его целостного познания, либо на основе ступенчатого, последовательного познания».

Педагоги должны учитывать и рекомендации по организации образовательного процесса с учетом мышления современных школьников. Эти рекомендации содержат главные принципы организации педагогического процесса:

 гуманистический принцип, который объединяет цели развития школьника и его жизненные установки;

 принцип взаимосвязи теоретической и практической направленности педагогического процесса;

 принцип взаимодействия между содержанием, формами и методами образования и учебно-воспитательной работы и всей общественной жизнью;

 принцип научности, который сочетается с большим потоком информации;

 принцип наглядности в педагогическом процессе, который приводит к развитию мышления от образно-конкретного к абстрактному.

Весь педагогический процесс должен строить свою деятельность с учетом рекомендаций по противодействию или использованию смягчающих педагогических приемов.

Назовем эти особенности и приемы:

1. Школьник не способен долго концентрироваться на информации, при этом у него заметно снижается способность к анализу, поскольку любая информация не задерживается в его сознании и быстро сменяется новой информацией. Учитывающий педагогический прием: исследование объекта с разных сторон, а также практическое проведение в процессе занятий логического и сравнительного анализа свойств объекта.

2. Школьники мало читают и не понимают смысла прочитанного, быстро забывают то, чему их недавно учили, и не могут осилить пройденные темы. Смягчающий педагогический прием: неоднократное изучение объекта в различных контекстах; системный подход с исследованием объекта в различной связи.

3. Школьник в значительной степени теряет способность анализировать информацию. Педагогическое противодействие: подбор специального дидактического материала.

4. Информационная перегрузка школьника. Педагогическое противодействие информационной перегрузке: переключающие внимание приемы в процессе занятия.

5. При клиповом мышлении развивается многозадачность мышления обучающихся, что может отвлекать от темы занятий. Педагогический учет этого свойства клипового мышления: приводить практические примеры, направленные на актуализацию темы, повышение уровня приоритетности решения учебных задач в текущий отрезок времени.

6. Школьники не могут удерживать состояние концентрации в течение длительного времени. Рекомендуемый метод: чтение (естественно, не клиповой литературы) и закрепление прочитанного: обсуждение, конспектирование и т.д., что способствует выработке умения анализировать, устанавливать связи между явлениями, и в конечном итоге приводит к разрушению мозаичной, фрагментированной картины мира.

Педагогам в современной школе не рекомендуется бороться с клиповым мышлением, а использовать его особенности для процесса обучения. При этом рекомендуется учитывать следующие аспекты:

1. Дети не виноваты, что они не любят читать книги.

2. Клиповое мышление школьников – не их вина, это их реальность.

3. Невысокий уровень обученности учащихся связан не с тем, что школа плохая, а учителя непрофессиональные, а с тем, что материал в школе построен по линейному принципу. Вот и возникает разрыв между требованиями и желаниями.

4. Те ученики, которые по каким-то причинам не перестроились на клиповое мышление, учатся успешно в технических учебных заведениях, где преобладает линейное обучение.

5. Обладатели клипового мышления, оказываются перед трудностями, изучая точные предметы, которые неизбежно построены по линейному принципу: каждое новое понятие основано на предыдущем материале. Все понятия вместе требуют системного подхода. В силу клипового мышления ученики даже не понимают, чего от них хотят.

6. Нужны новые подходы для того, чтобы педагоги могли учить обладателей клипового мышления. Для этого требуются специальные исследования и разработки методики и дидактики, помогающие детям освоить приемы системного мышления, умения думать абстрактно.

Учителям необходимо искать новые подходы к решению проблем обучения молодого поколения. Эти подходы могут опираться на разработанные рекомендации по разрушению клипового мышления, которые включают:

 специальные тренинги по концентрации внимания (таблицы для чтения и математики, отгадывания загадок, и т.п.);

 чтение художественной литературы и обсуждение прочитанного;

 ограничение доступа к Интернету и другим средствам массовой информации;

 включение в учебный процесс элементов «клиповой» подачи информации, т.е. исключить монотонность, менять формы восприятия, заставлять слушать, писать, смотреть, использовать наглядный материал, приводить примеры применения получаемых знаний;

 упрощение изучаемого материала (разбивание его на блоки);

 многократное повторение изученного материала.

Нужно учитывать, что учреждения образования не только готовят к будущей жизни современных школьников, но и помогают жить в реальной действительности. Педагогам следует направить свои усилия не на борьбу с новым явлением, используя привычные средства и методы, а на развитие знающего, быстро думающего и хорошо говорящего человека сегодняшнего дня. Таким образом, педагогическая деятельность может быть эффективной, если она обеспечивает свое обновление и саморазвитие, исходя из реалий современного мира.

Литература.

1. Берулава Г.А. Методологические основы деятельности практического психолога. Москва. Высшая школа 2003.

2. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Ценностный подход при формировании и реализации концепции развития дистанционного образования // Педагогика и просвещение. — 2015.

3.Балашова И.В. О некоторых особенностях клипового мышления и проблемах усвоения учебного материала. Москва.2012.

4. Силин А.А. Творение нового как переход от возможного к действительному. Философские науки. 2008.

5. Фрумкин К.Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста. Ineternum. 20

08.01.2017 18:00


Рекомендуем курсы ПК и ПП