СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
РЕКОМЕНДАЦИИ
по проведению единого областного Урока Воинской Славы
«Отчизны славные сыны»
на начальной ступени обучения в образовательных организациях
Главная цель единого урока – содействие духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, воспитанию российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отчеству, уважению к государственным Праздникам России.
Специфическими задачами единого урока для начальной школы являются:
развивать у школьников чувства гордости за её многонациональный народ, являющийся победителем во Второй мировой войне, спасший Европу от фашизма;
формировать предметные и универсальные способы действий, составляющих основу первичного изучения Великой Отечественной войны, развития и воспитания обучающихся;
закрепить знания обучающихся о важном историческом событии в жизни.
Ценностными ориентирами при подготовке открытого урока являются формирование основ гражданской идентичности личности, патриотизма на базе:
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
осознания каждым школьником своей ответственности за судьбу своей страны России, «большой и малой» Родины.
Формы организации единого урока в начальной школе могут быть самыми разнообразными, главное, чтобы они соответствовали возрасту обучающихся, способствовали формированию чувства гордости за историю страны и ее выдающихся людей.
Для обучающихся 1-4 классов в рамках учебных предметов и дисциплин могут проводиться «уроки мужества», тематические конкурсы, викторины, беседы.
У детей 7-9 лет интерес вызывают заочные путешествия. Актуальным будет и проведение интегрированных уроков, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, родителями - воинами Российской Армии, подготовка небольших сообщений о людях - участниках великих сражений.
Предлагаем в начальной школе посвятить урок памяти маленьким героям большой войны. Это они сражались рядом со старшими - отцами, братьями на море, как Боря Кулешин, и в небе, как Аркаша Каманин, в партизанском отряде, как Леня Голиков, и в Брестской крепости, как Валя Зенкина, и в керченских катакомбах, как Володя Дубинин, в подполье, как Володя Щербацевич.
Важно помочь обучающимся понять значимость подвига.
Сценарный план урока
№ |
Время |
Деятельность |
|
|
Организационный блок (проходит через весь урок) |
Включает: Определение: - целей, задач и ожидаемых результатов; - краткий план занятия (в виде пунктов или основных вопросов для рассмотрения); - основных понятий. Ресурсы и дополнительные материалы. Инструкции и пояснения (в виде разъяснений, заданий). Вводное слово учителя (в тезисной форме). Распределение по группам. Выработка правил работы (определение норм и процедур) Конструирование пространства (мебель, оформление, сопровождение урока) |
|
|
Мотивация |
15 минут |
Выступление гостя. Показ видео – ролика или чтение отрывка из произведения, рассказа, стихотворения и т.п. |
|
Основная часть |
20 минут |
Тематическая беседа, путешествия в музей (сообщение информации в форме беседы, работа текстом, с рисунками детей) |
|
Завершающий блок |
5 минут |
Подведение итогов |
|
Рефлексия |
5 минут |
Дидактические материалы: DVD-диски, подготовленные для проведения урока, картины художников - баталистов, рисунки обучающихся.
Технические средства обучения: видео - проектор, электронная доска.
Использованные компоненты УМК: методические рекомендации для учителя.
Организационная часть: Вводное слово учителя (в тезисной форме).
Во вступительном слове учителя освещаются следующие моменты:
Годы Великой Отечественной войны уходят все дальше, прошло 70 лет со Дня Великой Победы, но из памяти народной никогда не изгладятся события тех великих, героических лет.
Наше Отечество пережило дни и месяцы смертельной опасности, и лишь колоссальное напряжение человеческих сил, мобилизация духа помогли пережить эту грозную и смертоносную трагедию.
Учитель должен отметить, что наравне со взрослым населением отважно сражались с фашистами и дети.
Важно, чтобы выступление учителя опиралось на содержание школьного предмета «Окружающий мир» (раздел Времена Советской России и СССР. 1917 – 1991 годы», темы «Вторая мировая война» и «Великая Отечественная война. Победа над фашизмом. Герои Великой Отечественной войны».)
Ориентировочное название урока – «Мы внуки страны, победившее Фашизм».
Используя метод подводящего диалога, учитель выстраивает логическую цепь: Родина - Россия - Война - Победа - Подвиг советских людей – Память.
Мотивация на данном уроке может быть проведена в любой форме. Это может быть показ видеоролика с сюжетом из военной хроники, или художественного фильма (например, «Васек Трубачев – Отряд Трубачева сражается»). Это может быть выступление гостя урока или слайд – монтаж, на котором представлены фрагменты плакатов, рисунков, портретов участников Великой Отечественной войны).
Основная часть урока
Далее учитель может рассказать об основных этапах войны и ее героях.
Он говорит о том, что много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.
На борьбу с врагом встал весь советский народ, и среди тех, кто защищал Родину, было очень много детей. По разным данным, в боевых действиях во время Великой Отечественной войны, принимали участие до нескольких десятков тысяч несовершеннолетних. «Сыновья полка», пионеры-герои - они сражались и гибли наравне со взрослыми. За боевые заслуги они награждались орденами и медалями.
Далее учитель, используя прием подводящего диалога, подводит ребят к пониманию героизма. Он раздает обучающимся карточки с описанием подвигов пионеров-героев, предлагает ребятам поработать с материалом, прочитать его и обсудить.
Учитель может спросить у школьников: Что вы знаете о пионерах- героях? В чём, собственно, заключается их подвиг?
Важно на уроке показать примеры мужества как на фронте, так и в тылу, что поможет возродить память, понять значимость подвига всех людей, в т.ч. и детей.
Конечно, нельзя обойти вниманием и жертвы фашизма. Расскажите ребятам о жертвах Холокоста, концентрационных лагерей, где наравне со взрослыми погибали дети.
Главная мысль этого этапа урока: «Нельзя допустить, чтобы весь этот ужас повторился».
Завершающий этап
Попросите ребят сделать рисунок «Мы помним!». Далее учитель предоставляет слово приглашенному гостю (ветерану, родителю, военнослужащему), который в течение 3-5 минут подводит итоги конкурса рисунков и награждает всех участников конкурса памятными подарками.
Далее учитель может сказать о том, что память о детях – участниках войны живет. 8 февраля в России всегда отмечался как день памяти пионеров-героев, а с 2009 года 12 февраля объявлено ООН Международным днем детей-солдат.
Так называют несовершеннолетних, которые вынуждены в силу обстоятельств активно участвовать в войнах и вооруженных конфликтах.
Заключение. Рефлексия
Учитель организует беседу на тему, что нового обучающиеся узнали в ходе урока. В заключительном слове учитель говорит о том, что идут годы, сменяются десятилетия, но подвигу народа в Отечественной войне суждено навсегда остаться в истории.
За боевые заслуги десятки тысяч детей и пионеров были награждены орденами и медалями:
Ордена Ленина были удостоены — Толя Шумов, Витя Коробков, Володя Казначеев;
Ордена Красного Знамени — Володя Дубинин, Юлий Кантемиров, Андрей Макарихин, Костя Кравчук;
Ордена Отечественной войны 1-й степени — Петя Клыпа, Валерий Волков, Саша Ковалёв;
Ордена Красной звезды — Володя Саморуха, Шура Ефремов, Ваня Андрианов, Витя Коваленко, Лёня Анкинович.
Сотни пионеров были награждены медалью «Партизану Великой Отечественной войны», свыше 15 000 — медалью «За оборону Ленинграда», свыше 20 000 медалью «За оборону Москвы».
Четверо пионеров-героев были удостоены Звания Героя Советского Союза.
Но время неумолимо бежит вперед, и всё меньше и меньше ветеранов Великой Отечественной войны остаётся среди нас, и мы должны бережно относиться к ним, не забывать о них и помогать во всем.
© 2015, Тюттерина Наталья Викторовна 1456