СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Современные исследования доказывают, что проблема здоровья подрастающего поколения выходят за границы здравоохранения. Ранее ухудшение здоровья детей в школьные годы рассматривалось, как результат неблагоприятного воздействия только социально-экономического и экологического факторов. Сейчас поднимается проблема отрицательного влияния на здоровье школьников педагогических факторов - многочисленные данные различных регионов страны выявили реально существующие тенденции к ухудшению здоровья, физического состояния детей в процессе обучения [1].
Интенсификация умственного труда в эпоху научно-технического прогресса сопровождается большим нервно-эмоциональным напряжением, как правило, связанным с необходимостью переработки большого количества информации в условиях дефицита времени. Известно, что постоянное нервно-психическое перенапряжение и хроническое умственное переутомление без физической разрядки вызывают тяжелые функциональные расстройства в организме, снижение работоспособности.
Физические упражнения различного уровня сложности позволяют в значительной степени снять отмеченные отрицательные сдвиги в физиологических системах организма и повысить работоспособность обучающегося, активно способствуют восстановлению его утраченных функций. Физические упражнения, повышая общий тонус, стимулируют защитные силы организма. [2].
В работе по сохранению здоровья учащихся педагоги стали не только руководствоваться принципом «не навреди», но и стремиться принести наибольшую пользу ребенку. Но тот факт, что традиционные, издавна сложившиеся и используемые на практике формы физкультурно-спортивной работы с детьми уже не отвечают современным требованиям и должны быть дополнены новыми, инновационными передовыми технологиями. Практически во всех странах идет интенсивный поиск новых идей и подходов к организации физкультурно-спортивной работы с подрастающим поколением. Элементы суставной гимнастики, дыхательной гимнастики, гимнастики для снятия мышечного утомления, коррегирующей гимнастики, упражнений йоги и т. д. – все эти виды упражнений относятся к инновационным технологиям, которые способствуют сохранению, укреплению и развитию физического здоровья.
Йога постепенно была адаптирована и приспособлена под стиль жизни современного человека и очень быстро приобрела популярность. Так как йога является, наиболее щадящим видом физической деятельности и заниматься ей могут все, независимо от возраста и от степени физической подготовленности.
Настоящие методические рекомендации помогут учителям физкультуры, тренерам преподавателям, ученикам и их родителям использовать упражнения йоги для сохранения, укрепления и развития физического здоровья учащихся.
Роль упражнений йоги на физическое здоровье человека.
Йога — это древнейшее учение, которое было создано для оздоровления и укрепления тела, приобретения душевного спокойствия и внутренней гармонии. Сейчас же польза йоги заключается в физическом развитии, укрепление практически всех мышц, даже самых глубоких, за счет комбинирования мышечного напряжения и расслабления.
Выполняя йоговские позы (асаны - означает устойчивое и удобное положение, человек обретает физическое и психическое здоровье и силу.
Крупнейший специалист в области физиологии спорта доктор биологических наук В. С. Фарфель констатирует: «…мое знакомство с гимнастическими упражнениями позволяет утверждать, что асаны – статичные упражнения йогов – хорошее средство для развития суставной гибкости и чувства равновесия при небольшой затрате физической энергии». В хатха-йоге, как и в любой системе физической культуры, подчеркивается, что с заботы о теле начинается развитие и совершенствование главного – духа («тренированное тело способствует тренировке ума»). [3]
В целом же в физиологическом аспекте йога дает следующие результаты: развивает мышцы и повышает подвижность; массирует внутренние органы, что обеспечивает их хорошую работу; устраняет физическое напряжение и умственные стрессы, что автоматически приводит к расслаблению мышц и снятию стрессов и таким образом обеспечивает первый шаг к снятию умственного напряжения, поскольку физического расслабления невозможно достичь, если человек находится в состоянии умственного напряжения. При помощи длительных и целенаправленных упражнений йоги возможно регулировать вегетативные функции. Каждое упражнение характеризуется определенным положительным воздействием на различные органы и системы человека
Упражнения в положении стоя являются фундаментом всех остальных асан. Они укрепляют тело, увеличивают жизненную силу и физическую выносливость, улучшают кровообращение, тонизируют, снимают нервное напряжение. Наклоны вперед восстанавливают, снимают усталость, успокаивают нервную систему. Скручивания оживляют позвоночник, тонизируют внутренние органы, устраняют вялость, омолаживают. Прогибы назад помогают бороться с сутулостью.
Правильное выполнение восстанавливающих поз не требует особых усилий, но вместе с тем они оказывают невероятно благоприятное воздействие. В основном это простые, легкие позы, которые может выполнить любой из пришедших на занятия. Все упражнения йоги включают себя статические, динамические упражнения и брюшное дыхание.
Статические упражнения (изометрические) — это упражнения, в которых, во время выполнения мышцы не сокращаются, движение отсутствует, но мышца напрягается, их длина остается неизменной, но в тоже время происходит максимальное увеличение силы каждого волокна, а рост объема самих мышц практически не наблюдается. Таким образом, вырабатывается сила, выносливость, гибкость. Статические упражнения увеличивают подвижность и гибкость позвоночника, корректируют позвоночник, повышают интенсивность обменных процессов, особенно в области позвоночника, укрепляют мышечный корсет и мышцы нижних конечностей, улучшают крово- и лимфообращение, воздействуют на внутренние органы и различные системы организма, стимулируют и оздоравливают их.
Динамические упражнения - упражнения, при которых мышцы сокращаются (приводятся в действие, а тело может двигаться. Роль динамических упражнений, под которыми понимают работу мышц связанную с увеличением и уменьшением их длины, в йоге несколько меньше, но пренебрегать ими не следует, так как, они эффективно влияют на дыхательную и на сердечно-сосудистую систему, развивается опорно-двигательный аппарат, улучшается работа суставов, происходит общее укрепление организма.
Таким образом, сочетание статических и динамических упражнений ведет к наиболее гармоничному развитию тела, укреплению всего организма в целом, как мышц, так и внутренних органов, делает тело сильным, выносливым.
Брюшное дыхание - (его ещё называют диафрагменным или нижним) это вид глубокого дыхания. Прежде всего, необходимо определить правильно ли вы дышите, для этого лягте спиной на ровную твердую поверхность, немного согнув ноги в коленных суставах, одна рука лежит на животе, чуть ниже пупка, вторая - вдоль тела, повернутая ладонью вверх. Как и всякое дыхательное упражнение, брюшное дыхание начинают с полного выдоха. Затем надо медленно вдохнуть, опуская диафрагму. Брюшной пресс при этом выпячивается, а нижняя часть лёгких наполняется воздухом. При выдохе живот втягивают вовнутрь, вытесняя воздух из лёгких. Необходимо дышать через нос, это связано с тем, что носовые проходы наполнены нервными окончаниями, связанными со спинным мозгом, управляющего работой внутренних органов человека.
Таким образом, используя упражнения йоги на уроках физкультуры, спортивных занятиях, тренировках, мы сможем сохранить, укрепить и развить физическое здоровье учащихся.
© 2017, Паршева Елена Геннадьевна 430