СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации по сохранению, укреплению, развитию физического здоровья учащихся посредством инновационных технологий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные исследования доказывают, что проблема здоровья подрастающего поколения выходят за границы здравоохранения. Ранее ухудшение здоровья детей в школьные годы рассматривалось, как результат неблагоприятного воздействия только социально-экономического и экологического факторов. Сейчас поднимается проблема отрицательного влияния на здоровье школьников педагогических факторов - многочисленные данные различных регионов страны выявили реально существующие тенденции к ухудшению здоровья, физического состояния детей в процессе обучения [1].

Интенсификация умственного труда в эпоху научно-технического прогресса сопровождается большим нервно-эмоциональным напряжением, как правило, связанным с необходимостью переработки большого количества информации в условиях дефицита времени. Известно, что постоянное нервно-психическое перенапряжение и хроническое умственное переутомление без физической разрядки вызывают тяжелые функциональные расстройства в организме, снижение работоспособности.

Физические упражнения различного уровня сложности позволяют в значительной степени снять отмеченные отрицательные сдвиги в физиологических системах организма и повысить работоспособность обучающегося, активно способствуют восстановлению его утраченных функций. Физические упражнения, повышая общий тонус, стимулируют защитные силы организма. [2].

В работе по сохранению здоровья учащихся педагоги стали не только руководствоваться принципом «не навреди», но и стремиться принести наибольшую пользу ребенку. Но тот факт, что традиционные, издавна сложившиеся и используемые на практике формы физкультурно-спортивной работы с детьми уже не отвечают современным требованиям и должны быть дополнены новыми, инновационными передовыми технологиями. Практически во всех странах идет интенсивный поиск новых идей и подходов к организации физкультурно-спортивной работы с подрастающим поколением. Элементы суставной гимнастики, дыхательной гимнастики, гимнастики для снятия мышечного утомления, коррегирующей гимнастики, упражнений йоги и т. д. – все эти виды упражнений относятся к инновационным технологиям, которые способствуют сохранению, укреплению и развитию физического здоровья.

Йога постепенно была адаптирована и приспособлена под стиль жизни современного человека и очень быстро приобрела популярность. Так как йога является, наиболее щадящим видом физической деятельности и заниматься ей могут все, независимо от возраста и от степени физической подготовленности.

Настоящие методические рекомендации помогут учителям физкультуры, тренерам преподавателям, ученикам и их родителям использовать упражнения йоги для сохранения, укрепления и развития физического здоровья учащихся.

Роль упражнений йоги на физическое здоровье человека.

Йога — это древнейшее учение, которое было создано для оздоровления и укрепления тела, приобретения душевного спокойствия и внутренней гармонии. Сейчас же польза йоги заключается в физическом развитии, укрепление практически всех мышц, даже самых глубоких, за счет комбинирования мышечного напряжения и расслабления.

Выполняя йоговские позы (асаны - означает устойчивое и удобное положение, человек обретает физическое и психическое здоровье и силу.

Крупнейший специалист в области физиологии спорта доктор биологических наук В. С. Фарфель констатирует: «…мое знакомство с гимнастическими упражнениями позволяет утверждать, что асаны – статичные упражнения йогов – хорошее средство для развития суставной гибкости и чувства равновесия при небольшой затрате физической энергии». В хатха-йоге, как и в любой системе физической культуры, подчеркивается, что с заботы о теле начинается развитие и совершенствование главного – духа («тренированное тело способствует тренировке ума»). [3]

В целом же в физиологическом аспекте йога дает следующие результаты: развивает мышцы и повышает подвижность; массирует внутренние органы, что обеспечивает их хорошую работу; устраняет физическое напряжение и умственные стрессы, что автоматически приводит к расслаблению мышц и снятию стрессов и таким образом обеспечивает первый шаг к снятию умственного напряжения, поскольку физического расслабления невозможно достичь, если человек находится в состоянии умственного напряжения. При помощи длительных и целенаправленных упражнений йоги возможно регулировать вегетативные функции. Каждое упражнение характеризуется определенным положительным воздействием на различные органы и системы человека

Упражнения в положении стоя являются фундаментом всех остальных асан. Они укрепляют тело, увеличивают жизненную силу и физическую выносливость, улучшают кровообращение, тонизируют, снимают нервное напряжение. Наклоны вперед восстанавливают, снимают усталость, успокаивают нервную систему. Скручивания оживляют позвоночник, тонизируют внутренние органы, устраняют вялость, омолаживают. Прогибы назад помогают бороться с сутулостью.

Правильное выполнение восстанавливающих поз не требует особых усилий, но вместе с тем они оказывают невероятно благоприятное воздействие. В основном это простые, легкие позы, которые может выполнить любой из пришедших на занятия. Все упражнения йоги включают себя статические, динамические упражнения и брюшное дыхание.

Статические упражнения (изометрические) — это упражнения, в которых, во время выполнения мышцы не сокращаются, движение отсутствует, но мышца напрягается, их длина остается неизменной, но в тоже время происходит максимальное увеличение силы каждого волокна, а рост объема самих мышц практически не наблюдается. Таким образом, вырабатывается сила, выносливость, гибкость. Статические упражнения увеличивают подвижность и гибкость позвоночника, корректируют позвоночник, повышают интенсивность обменных процессов, особенно в области позвоночника, укрепляют мышечный корсет и мышцы нижних конечностей, улучшают крово- и лимфообращение, воздействуют на внутренние органы и различные системы организма, стимулируют и оздоравливают их.

Динамические упражнения - упражнения, при которых мышцы сокращаются (приводятся в действие, а тело может двигаться. Роль динамических упражнений, под которыми понимают работу мышц связанную с увеличением и уменьшением их длины, в йоге несколько меньше, но пренебрегать ими не следует, так как, они эффективно влияют на дыхательную и на сердечно-сосудистую систему, развивается опорно-двигательный аппарат, улучшается работа суставов, происходит общее укрепление организма.

Таким образом, сочетание статических и динамических упражнений ведет к наиболее гармоничному развитию тела, укреплению всего организма в целом, как мышц, так и внутренних органов, делает тело сильным, выносливым.

Брюшное дыхание - (его ещё называют диафрагменным или нижним) это вид глубокого дыхания. Прежде всего, необходимо определить правильно ли вы дышите, для этого лягте спиной на ровную твердую поверхность, немного согнув ноги в коленных суставах, одна рука лежит на животе, чуть ниже пупка, вторая - вдоль тела, повернутая ладонью вверх. Как и всякое дыхательное упражнение, брюшное дыхание начинают с полного выдоха. Затем надо медленно вдохнуть, опуская диафрагму. Брюшной пресс при этом выпячивается, а нижняя часть лёгких наполняется воздухом. При выдохе живот втягивают вовнутрь, вытесняя воздух из лёгких. Необходимо дышать через нос, это связано с тем, что носовые проходы наполнены нервными окончаниями, связанными со спинным мозгом, управляющего работой внутренних органов человека.

Таким образом, используя упражнения йоги на уроках физкультуры, спортивных занятиях, тренировках, мы сможем сохранить, укрепить и развить физическое здоровье учащихся.

Категория: Физкультура
26.03.2017 13:11


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!