СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Религиозный ренессанс в творчестве О.Мандельштама

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ренессанс [фр. Renaissance возрожение] – эпоха Возрождения – общественно-политическое и культурное движение ( началось в Италии в 14в., в других странах Зап.Европы в 15-16вв), которое отражало интересы развивавшейся буржуазии (см.также гуманизм).

Для Росси XX в. Серебряный век – стал периодом, когда вновь, после долгого застоя, начали появляться талантливые художники, писатели, поэты, композиторы и другие деятели искусства. XX век – открылся эпохой новых направлений, создал необычайный сплав реализма и романтизма.

Так об этом пишет Бердяев Н.А.: «В России в начале века был настоящий культурный ренессанс. Только жившие в это время знают, какой творческий подъем был у нас пережит, какое веяние духа охватило русские души. Россия пережила расцвет поэзии и философии, пережила напряженные религиозные искания, мистические и оккультные настроения. Как всегда и везде, к искреннему подъему присоединилась мода, и было немало вранья. У нас был культурный ренессанс».

Уже современниками было принято называть Серебряный век метафорически - русским «культурным ренессансом». Помимо прочего, в это название включалось и представление о ренессансной полноте, универсализме, культурной многомерности и энциклопедизме.

Сторонники религиозного ренессанса увидели в революции 1905-1907 гг. серьезную угрозу будущему России, они восприняли ее как начало национальной катастрофы. Поэтому они обратились к радикально настроенной интеллигенции с призывом отречься от революции и насилия как средства борьбы за социальную справедливость, отказаться от западного атеистического социализма и безрелигиозного анархизма, признать необходимость утверждения религиозно-философских основ мировоззрения, пойти на примирение с обновленной Православной Церковью.

Первая мировая война (Мандельштам не был мобилизован из-за «сердечной астении»), бесчеловечная схватка христианских держав толкали Мандельштама на путь духовных исканий (русское православие, еретическое движение имябожцев, или имяславцев и т. п.). Начиная с 1915 г. (антицаристское стихотворение «Дворцовая площадь», антивоенное стихотворение «Собирались эллины войною.» и особенно ода «Зверинец», где в войне Мандельштам винит все стороны), его поэзия живее откликается на современность. В начале 1920-х гг. Мандельштам то утверждает, что «теперь всякий культурный человек — христианин».

Опираясь на периодизацию творчества О.Мандельштама Гаспаровым, можно обратить внимание, что третий период – «третья поэтика» связана с поисками поэта своего места в христианской православной культуре.

Русист Никита Струве пишет: «В истории не только русской, но, пожалуй, и мировой литературы, Мандельштам представляет явление совершенно уникальное — поэта, пошедшего на поединок с государством, хрупкого, телесно и психически, Давида, померившегося с Голиафом, жизнелюбца, беспрецедентным актом свободной воли выбравшего смерть и превратившего свою безвестную кончину во всенародную, соборную, о чем провидчески сказал в затерянных листках дореволюционного доклада о Скрябине».

Мандельштаму стал душен и тяжек иудаизм своей замкнутостью, оторванностью от мировой культуры, для него открылись просторы христианского православия:

В хрустальном омуте какая крутизна!

За нас сиенские предстательствуют горы,

И сумасшедших скал колючие соборы

Повисли в воздухе, где шерсть и тишина.

С висячей лестницы пророков и царей

Спускается орган, Святого Духа крепость,

Овчарок бодрый лай и добрая свирепость,

Овчины пастухов и посохи судей.

Вот неподвижная земля, и вместе с ней

Я христианства пью холодный горный воздух,

Крутое "Верую" и псалмопевца роздых,

Ключи и рубища апостольских церквей.

Какая линия могла бы передать

Хрусталь высоких нот в эфире укрепленном,

И с христианских гор в пространстве изумленном,

Как Палестрины песнь, нисходит благодать.

Литература:

1.Словарь иностранных слов. / Науч. ред. Спиркина А.Г., Акчурина И.А., Карпинской Р.С./. М. Русский язык 1986г. 608 с

2.Струве Н.А. Христианское мировоззрение Мандельштама / [Электронный ресурс] // Омилия URL: http://omiliya.org/article/khristianskoe-mirovozzrenie-mandelshtama-nikita-struve.html

3. Вадим Полонский Биография Мандельштама О.Э.// Универсальная научно-популярная Энциплопедия Кругосвет. URL: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/MANDELSHTAM_OSIP_EMILEVICH.html

4.Мандельштам О.Э.Сохрани мою речь навсегда.Стихотворения. Проза. М., Эксмо, 2016 г.

03.03.2017 17:34


Рекомендуем курсы ПК и ПП