СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение нестандартных задач на уроках гуманитарного цикла

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время современная школа ориентирована  на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка. А это  предполагает необходимость гармоничного сочетания   учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности.

Как этого достичь? Кто-то скажет, что урок должен быть нестандартным.  Прекрасно. Но  если каждый урок будет нестандартным, то пропадёт некая система, с помощью которой достигается качество ЗУН. А ведь    по окончании школы у обучающихся одна единственная цель  – высокий балл на ЕГЭ,  от которого зависит будущее школьника.  Безусловно, воспитательный момент в современной школе очень важен. Но результат экзамена – это некий показатель работы не только ученика, но и его наставника-учителя.      И перед педагогом стоит проблема: как научить и заинтересовать одновременно.

 Проблема не нова.  И чего только не предпринимают учителя!  То, что раньше казалось инновацией, теперь широко применяется педагогами в повседневной деятельности. Никого не удивишь ни работой в группах, ни методом проектов, безусловно, соблюдая при этом дифференцированный подход к каждому ученику. О разнообразии методов и форм работы педагога на уроке сказано  уже достаточно, проведено множество семинаров.

Заинтересовать, а потом вести  занятие. Но ведь нарушается некая правильная модель урока! И опять учитель приходит к нестандартному занятию.  А что, если это будет лишь его элемент? Не нарушит ли  стройной системы урока   элемент, не соотносящийся с темой? Возможно ли такое? 

Оказалось,  это возможно. В 2010/2011 учебном году на базе нашего учебного заведения (МОУ-Лицея № 2 Октябрьского района г.Саратова) была организована работа экспериментальной площадки «Формирование универсальной ключевой компетентности у старшеклассников  в учебной (профильной) деятельности». Актуальность её темы   определялась социально-экономическими преобразованиями в стране, оказавшими существенное влияние на российское образование, создав реальные предпосылки для его обновления.  Развивающемуся обществу необходимы современно образованные, предприимчивые люди, которые смогут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способные к постоянному обновлению и повышению уровня своих знаний.

Целью эксперимента являлось создание непрерывной модели гармоничного  становления личности в многопрофильном инновационно-образовательном пространстве лицея при формировании универсальных ключевых компетенций у старшеклассников как составной части образовательного процесса.

На первом же занятии нам самим   было предложено столкнуться с решением нестандартных задач.  И если для математиков это было привычно, то нам, учителям гуманитарного цикла, всё было в новинку. Руководила  и по сей день руководит площадкой  заведующая кафедрой педагогики и психологии профессионального образования Института дополнительного профессионального образования Саратовского государственного университета В.А. Ширяева.  Она была уверена, что  учителям может помочь знание принципов и приемов педагогики, интегрированной с методологией теории решения изобретательских задач (ТРИЗ, автор – Г.Альтшуллер).

Нестандартные задания   были представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений), из которых надо найти выход, используя полученные знания не только по преподаваемому предмету, но и все свои знания.     Виктория Александровна  утверждала, что каждый человек может помочь себе, опираясь на принцип идеальности, то есть,  представив, как бы выглядело идеальное решение. И она привела в пример такую задачу: В начале XX века в первых общест­венных кинотеатрах столкнулись с про­блемой высоких дамских шляп. Предста­вительницы прекрасного пола не торопи­лись их снимать в зрительном зале. Но вот однажды появилось небольшое объявление при входе, и все дамы обна­жили головы. Что же придумал админис­тратор, опираясь на идеальный конечный результат?

 В.А. Ширяева рассказала, как мыслили её ученики:

– Надо было сделать так, чтобы все да­мы сами захотели снять шляпы, – сделал вывод кто-то из ребят.

– Самой красивой женщине нашего ки­нотеатра шляпа не нужна! – предложил еще кто-то.

  Кто-то сделал предположение о возрасте. Возраст!

– Как возраст женщины сможет нам помочь в решении поставленной задачи?

– Пожилым дамам можно оставаться в шляпах!

Этот ответ соответствует тому объявлению, которое дал администратор: «Дамам старше 40 можно оставаться в шляпах!»

Решив подобную задачу, нам хотелось ещё себя испытать. Но         для успешного   решения нестандартных задач должны быть сформированы три составляющих мышления: 1)  высокий уровень элементарных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации и др.; 2) высокий уровень активности, раскованности мышления; 3)       высокий уровень организованности и целенаправленности.

Когда же нам были предложены подобные задачи, то вторая составляющая, а именно, раскованность мышления, сошла на нет. Особенно в начале. Почувствовав себя учениками, мы боялись дать неправильный ответ. Да, мы анализировали, сравнивали, обобщали, но… боялись. А   дети оказались не робкого десятка. Мне самой было интересно узнать, решат ли мои ученики предложенные нам задачи. И они решили (две из трёх) и довольно быстро. А потом началась работа по внедрению этих задач. В.А. Ширяева подобрала их  к каждому циклу предметов, изучаемых в школе. Наша экспериментальная площадка была рассчитана на старшеклассников. А могут ли применяться ТРИЗ для учеников помладше? Могут (подобный эксперимент был проведён в Санкт-Петербурге). И вот примет такой задачи, которую можно использовать при изучении сказок:

Повадился Змей Горыныч деревни разорять да людей умыкать. Опустел край. В одном селе так и вовсе остались только старые да малые... Однажды зимним вечером унес Змей двоих детей — брата и сестру — и посадил в темницу — подрастут, мол, до весны, тогда и съем. Но дети оказались смекалистые. Подняли они такой крик и визг, что потерял Горыныч покой и сон, а главное — аппетит, все семь голов заболели... И решил Змей Горыныч обхитрить детей.

— Выпущу я вас на волю, — сказал он, — если принесете мне живой воды, чтобы омолодиться. Но вот вам условие: воду принести — без посуды!

Делать нечего — согласились дети.

Где ручей подземный с живой водой — известно. Да как условие Змея выполнить?

Ответ таков: Дети набрали воды в миску, а потом воду заморозили, ледышку из миски достали и Змею принесли.

Задачи прекрасные, цели, как всегда, благие. А как же прохождение школьной программы? Мы задали  этот вопрос. Наш педагог-экспериментатор предложила  два варианта. Первый вариант, когда отдельные приемы ТРИЗ применяются педагогом на уроках как вспомогательные средства активизации учащихся. В этом случае основным содержанием обучения остаются предметные знания, которые осваиваются обучающимися через разрешение противоречий. Второй вариант – введение в учебный план специального предмета в образовательную область «технология», содержанием которого могут стать так называемые универсальные знания – формулы, приемы, алгоритмы поиска ресурсов, схемы анализа проблемы, модели развития любых объектов.  В.А. Ширяева считает, что   оптимальный результат может быть достигнут в процессе интеграции этих двух подходов.

В своей практике я использовала первый вариант. Могу отметить, что если  работать систематически    по формированию у детей логических умений и навыков, необходимых в любой интеллектуальной деятельности, проводить систематически не только на уроках, но и во внеурочной работе, то можно наблюдать повышение интеллектуально-творческого потенциала учащихся, мотивации к обучению, создание ситуации успеха.

В соответствии с новыми образовательными стандартами одним из главных вопросов обучения является вопрос  о том,  « каким должен выйти ученик после школы, чтобы быть успешно социализированным".  Одно из требований к результату – «владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности».  Этого  и хотели мы достигнуть в результате работы  организованной экспериментальной площадки.

В заключение хотелось бы отметить, что нестандартные задачи развивают логическое мышление и аналитические способности обучающихся,  увеличивают интеллектуальный потенциал личности, ее творческие и мыслительные способности,    непосредственно связаны с практикой решения реальных жизненных ситуаций и проблем. А это ли не конечная цель современного образования?

Категория: Русский язык
01.01.2015 10:07


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!