СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Решение задач по геометрической оптике"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Решение задач по геометрической оптике"

Цель урока:

  1. Актуализация знаний учащихся об основных законах геометрической оптики.
  2. Ликвидация пробелов в знаниях.
  3. Продолжение отработки навыка применять знания при решении задач.
  4. Отработка умения решать задачи разной степени сложности на примере задач из ЕГЭ.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний. Фронтальный опрос.

  1. Сформулировать закон отражения света, показать угол падения, угол отражения.
  2. Сформулировать и записать закон преломления света.
  3. Физический смысл относительного показателя преломления, абсолютного показателя преломления.
  4. Написать формулу, выражающую связь относительного показателя преломления двух граничащих сред с их абсолютным показателем преломления.
  5. Почему, находясь в лодке, трудно попасть копьем в рыбу.
  6. Почему изображение предмета в воде всегда менее яркое, чем сам предмет.
  7. Что происходит при переходе луча их оптически менее плотной среды в оптически более плотную среду и наоборот, показать ход лучей на рисунке.
  8. Как изменилось бы видимое положение звезд на небе, если бы исчезла атмосфера Земли.
  9. Постройте ход лучей в собирающей линзе.
  10. Постройте ход лучей в рассеивающей линзе.
  11. Чем отличается действительное изображение от мнимого
  12. Почему фокус рассеивающей линзы называется мнимым
  13. На экране с помощью линзы получили изображение предмета. Что произойдет с изображением предмета, если половину линзы закрыть непрозрачной ширмой

3. Выполнение проверочной тестовой работы с последующей проверкой.

Самостоятельная работа.

Учащиеся получают его напечатанным на листах.

1. Как измениться угол между падающим на плоское зеркало и отраженным лучами при уменьшении угла падения на 50?

а) уменьшится на 2,50

б) уменьшится на 50

в) уменьшится на 100

с) не измениться

2. С помощью собирающей линзы получили изображение светящейся точки. Точка находится на расстоянии 0,2 м от линзы. Изображение находится на расстоянии 0,2 м от линзы. Чему равно фокусное расстояние линзы?

а) 0,15 м

б) 0,2 м

в) 0,6 м

г) 0,8 м

3. Наблюдатель смотрит сверху вниз на поверхность воды в водоеме глубиной 1 м. Кажущаяся глубина водоема …

а). 1 м

б). больше 1м

в). меньше 1м

г) ответ неоднозначен

4. Источник света находится на расстоянии 0,7 м от линзы, имеющей фокусное расстояние 0,5 м. Изображение источника будет …

а). действительное, уменьшенное

б). действительное, увеличенное

в). мнимое, уменьшенное

г). мнимое, увеличенное

5. Показатели преломления воды, стекла и алмаза относительно воздуха равны: 1,33; 1,5; 2,42. В каком из этих веществ предельный угол полного отражения имеет минимальное значение?

а) в воде

б) в стекле

в) в алмазе

г) во всех веществах угол полного отражения одинаков

Проверка выполнения тестовой работы. (1 презентация)

4. Работа по решению задач. (Условия задач раздаются на карточках по уровню подготовки учащихся)

5. Разбор решения задач. Ликвидация пробелов в знаниях

Как только закончится отведенное для решения задач время, учитель разбирает решение каждой предложенной задачи. Для этого используется презентация, написанная в PowerPoint, в которой каждое отдельное действие появляется на щелчок мышки и есть возможность последовательно обсудить каждый элемент решения.

6. Задачи для самостоятельной работы.

Уровень А. (2 презентация)

Предмет расположен на тройном фокусном расстоянии от тонкой линзы. Его изображение будет:

1) перевернутым и увеличенным

2) прямым и уменьшенным

3) прямым и увеличенным

4) перевернутым и уменьшенным

Уровень В. (3 презентация)

Лампа находится на расстоянии 2 м от экрана. На каком расстоянии от лампы нужно поставить собирающую линзу с фокусным расстоянием 0,4 м, для того, чтобы получит на экране увеличенное изображение лампы.

Уровень С. (4 презентация)

На экране с помощью тонкой линзы получено изображение предмета с пятикратным увеличением. Экран передвинули на 30 см вдоль главной оптической оси линзы. Затем при неизменном положении линзы передвинули предмет, чтобы изображение снова стало резким. В этом случае получилось изображение с трехкратным увеличением. На сколько пришлось передвинуть предмет относительно его первоначального положения.

Уровень С. (5 презентация)

На оси ОХ в точке x1 = 0 находится оптический центр тонкой рассеивающей линзы с фокусным расстоянием F1 = -20 см, а в точке x2 = 20 см –тонкой собирающей линзы. Главные оптические оси обеих линз лежат на оси ОХ. На рассеивающую линзу вдоль оси ОХ падает параллельный пучок света из области х < 0. Пройдя данную оптическую систему, лучи собираются в точке с координатой х3 = 60 см. Найдите фокусное расстояние собирающей линзы.

7. Задание на дом: Подготовиться к контрольной работе.

Категория: Физика
24.12.2015 16:53


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!