СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Кузовлева Анастасия Сергеевна
учитель математики МБОУ г. Шахты "Лицей № 26"
РЕЗУЛЬТАТЫ ПОИСКОВОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ОБУЧЕНИЯ МЕТОДУ АНАЛОГИИ ПРИ ПОИСКЕ РЕШЕНИЯ СТЕРЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В ТЕМЕ "МНОГОГРАННИКИ" Актуальность данной темы заключается в требованиях ФГОС, в полезности применения метода аналогии в заданиях ЕГЭ, в индивидуальных возможностях и индивидуальных особенностях учащихся, а так же в многообразии педагогической, психологической, методической литературы, в которой раскрывается данный метод. Аппарат исследования: проблема исследования - поиск средств по использованию метода аналогии при поиске решении стереометрических задач; цель исследования - разработать методику обучения применению метода аналогии при решении стереометрических задач; объект исследования - метод аналогии как исследовательский метод при решении стереометрических задач; предмет исследования - содержание и примеры, раскрывающие метод аналогии при изучении выпуклого четырехугольника и четырехугольной призмы. Основные положения включают в себя: 1.Аналогия – это средство установления взаимосвязи между объектами двух математических теорий (планиметрии и стереометрии). 2.Метод аналогии – это средство поиска аналогичных задач, утверждений и их доказательство. 3.Базовые (опорные) виды аналогии: базовая аналогия 1-го порядка – это аналогия свойств между сравниваемыми объектами (α и β отдельные объекты); базовая аналогия 2-го порядка – это аналогия отношений между сравниваемыми объектами (α и β последовательности объектов) [2, 222]. 4.Для того, чтобы аналогия имела место и жила в учебном процессе, она должна стать личностно-значимым средством для учащегося. 5.Если ученик видит аналогию, понимает ее и может применить, то можно говорить об ее эффективности. Если этого не происходит, то эффективность работы аналогии резко снижается. Этапы обучения методу аналогии при решении стереометрических задач. 1.Этап мотивации использования аналогии как метода поиска решения задачи. 2.Этап ознакомления учащихся с методом аналогии. 3.Этап обучения распознаванию аналогий между геометрическими задачами. 4.Этап составления ориентировочной основы действий. 5.Этап переноса ООД по аналогии при решении задач, связанных с четырехугольной призмой. Результаты экспериментальной работы: ученикам нравится рабо-тать с методом аналогии, и они хорошо понимают смысл базовой аналогии между геометрическими объектами «Планиметрии» и «Стереометрии»; этот метод облегчает отыскание решения или доказательства стереометрических задач; для эффективной работы аналогии в учебном процессе, необходимо достаточное количество времени и специально подобранные (составленные) задания (наборы задач) для отработки всех особенностей этого приема; учащихся можно научить распознавать «аналогичные» задачи, а так же строить «аналогичные» планы их доказательств; необходимо предварительно, то есть до целенаправленного использования этого метода в «Стереометрии», вводить аналогию на различных объектах в «Планиметрии»; метод аналогии должен стать важным и личностно-значимым средством обучения. ЛИТЕРАТУРА 1. Дровянникова, А.С. Аналогия как исследовательский метод при изучении школьного курса геометрии// Научно-практический сборник/ Армавир: РИО АГПУ. – 2016. - № 13. 2. Дровянникова, А.С. Опыт обучения школьников методу аналогии как методу поиска реше-ния стереометрических задач// Сборник статей Международной научно-практической конференции/ Уфа: Аэтерна. – 2015. 3. Кочагин, В.В. Методические особенности применения аналогии в систематическом курсе стереометрии: автореф. дис. канд. пед. наук. Москва, 1999.
© 2018, Кузовлева Анастасия Сергеевна 379