СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание как средство взаимодействия семьи и школы в интересах развития личности ребенка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родительское собрание является важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика, средством повышения эффективности учебно- воспитательного процесса. Однако для того, чтобы оно действительно выполняло свою роль, необходимо его правильно подготовить и провести. Многие родители жалуются на то, что в современной школе на собраниях классные руководители, забыв о многообразии функций классного руководителя, обсуждают лишь организационные и материально- технические вопросы, собирая деньги с родителей.

Какие же функции должно выполнять родительское собрание?

Среди таких функций следует указать:

1)ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно – воспитательного процесса в школе (характеристика используемых учебных программ, методов обучения, рассказ о проводимых внеурочных мероприятиях, факультативах, кружках и т.п.) ;

2)психолого – педагогическое просвещение пап и мам, которое может выражаться в информировании родителей об особенностях конкретного возраста, условиях успешного взаимодействия с детьми и т.д.;

3)вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (внеурочные мероприятия: конкурсы, экскурсии, походы и т.п.);

4) совместное решение организационных вопросов (питания, дежурства, дисциплины и других проблем).

Выбор вида и формы родительского собрания зависит от его тематики и поставленных целей.

Виды родительских собраний:

  1. установочные (знакомство с изменениями в учебном процессе)
  2. аналитические (знакомство с аналитическими материалами об успеваемости, медосмотре, правонарушениях);
  3. консультативные (обсуждение тех или иных мероприятий, требующих поддержки, одобрения родителей);
  4. чрезвычайные (по поводу какой-либо чрезвычайной ситуации);
  5. совместные (с учениками и родителями);
  6. отчетные
  7. связанные с помощью отдельным семьям и детям;
  8. 8. информационно-просветительские (посвященные рассмотрению проблем, связанных с воспитанием и обучением).

Формы проведения родительского собрания: традиционные и нетрадиционные (диалогические): лекции; беседы; вечер вопросов и ответов; встречи со специалистами, семинары-практикумы; тренинги; деловая игра; диспуты; дискуссии; презентации; читательские конференции; семейные клубы и гостиные.

Структура нетрадиционных собраний отмечается большим разнообразием, но объединяющим признаком при этом является большая активность родителей в процессе поиска решения проблемы. Эта форма родительских собраний мало распространена, но более желательна, прежде всего, с точки зрения продуктивности участников. Диспут, деловая игра, конференция, семинары-практикумы предусматривают высокую активность всех участников собрания.

Диспут, дискуссия, «круглый стол», предполагают обращение к проблемным темам, вызывающим противоречивые суждения родителей. Формулировки тем должны быть «острыми», «задевающими за живое». Например: «Бесконфликтное общение с ребенком миф или реальность?», «Почему ребенок не любит читать?», «Всегда ли родитель прав?», «Почему ребенок лжет?». На подготовительном этапе формируются вопросы, список литературы, статьи из газет и журналов по теме обсуждения, хорошо провести интервьюирование, анкетирование.

Родительское собрание в форме деловой игры предполагает следующую последовательность:

  1. разъяснение смысла игры;
  2. формирование групп участников;
  3. распределение игровых ролей (например: «родитель», «школьник», «учитель», «директор» или «пессимист», «оптимист», «генератор идей» и т.д.)
  4. постановка задач группам;
  5. «мозговой штурм» (поиск варианта решения проблемы);
  6. предъявление результатов;
  7. 7выступление экспертов, формирование «конечного продукта» работы в виде памяток, предписаний, алгоритмов действий, советов родителям;
  8. рефлексия участников.

Родительская конференция является формой предъявления результатов семейного воспитания. Она сводится к следующим этапам:

1. Этап подготовки: определение темы, формулировка вопросов, выявление ценного родительского опыта и представление его в наглядном виде.

2. Этап проведения: пленарная часть (серия выступлений педагогов и родителей), работа участников по секциям с последующим обобщением информации и принятием рекомендаций.

Собрание в форме семинара-практикума проводится в три этапа:

Первый этап – вводный теоретический семинар по заявленной проблеме.

Второй этап – посещение открытых уроков, воспитательных мероприятий, консультаций.

Третий этап – рефлексия, обмен мнениями, принятие рекомендаций, алгоритмов, предписаний.

Несколько советов при подготовке к родительскому собранию:

1. Организуйте приглашение на собрание (открытка, дружеский звонок, официальная записка). Дайте понять каждому родителю, что его ждут, он нужен.

2. Столы расставьте так, чтобы родители видели друг друга – это сформирует коллектив.

3. Хорошо бы украсить класс творческими работами детей (выставки, стенгазеты и др.)

4. Входя в кабинет, где будет проходить собрание, родители, прежде всего, должны увидеть улыбку классного руководителя и услышать от него дружеское приветствие. Это сразу создает определенное настроение и атмосферу.

5. Отведите на собрание не больше 1,5 часа.

6. Тщательно продумайте «сценарий» собрания.

7. Подготовьте вопросы, которые вы зададите родителям.

8. Старайтесь делать краткие сообщения. Научитесь время от времени разряжать напряженную обстановку доброй шуткой.

9. Поблагодарите родителей, кто нашел время прийти, особенно отцов.

10. Помните «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, продолжить о негативном, завершить разговор предложениями на будущее.

11.Дайте понять родителям, что в вопросах воспитания и обучения вы не прокурор, а их единомышленник.

12. Доведите до родителей мысль, что слабоуспевающий ученик не означает «плохой человек».

13. Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он всегда и во всем должен помогать своему ребенку.

Чего не стоит делать на собрании:

- осуждать отсутствующих родителей за их неявку на собрание, но с каждым из них потом надо обязательно пообщаться;

- сравнивать успехи отдельных учащихся с упоминанием их фамилий;

- давать негативную оценку всему классу;

- переоценивать значение отдельных предметов;

- использовать для общения с родителями назидательный тон;

- вступать в конфликт с отдельными родителями (агрессоров нейтрализовать – пригласить на индивидуальную беседу наедине).

Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами и может обсуждаться на родительском собрании.

СТРУКТУРА СОБРАНИЯ:

I. Информация общего характера

Достижения и перспективы развития школы, изменение учебного плана, предстоящие мероприятия, планируемые расходы (зачем и почему).

Отдельно – благодарность тем родителям, которые помогали школе.

II. Анализ развития детей за определенный период.

А. Личностные изменения: характеристика группового взаимодействия (проблемы, возникающие между детьми). Важно говорите о проблеме, а не о персоналиях

Б. Учебная деятельность: уровень мотивации, достижения, проблемы.

Важно отметить успехи и резервы (что надо откорректировать, в чем и как помочь). Никаких обсуждений конкретного ребенка! Если хвалите, то всех – за что-нибудь.

Пожалуйста, наберитесь терпения и выслушайте родителя! Родителям очень нужен именно ваш совет!

III. Обсуждение конкретной проблемы.

(Просвещение, обучение родителей)

В зависимости от того, что вы считаете необходимым обсудить с родителями, строится порядок работы.

Психолого-педагогическая проблема.

- выделяется существующая (возникшая) проблема

- определяются (по возможности) причины ее возникновения. Чем больше вариантов, тем лучше. Смотрим на проблему с разных сторон.

- предпринимаем попытки ее теоретического разрешения – (бесценен чужой опыт!), обсуждаем любые варианты и оцениваем их эффективность, реальность воплощения, приемлемость. Прогнозируем возможные результаты. (К чему это может привести)

-определяем участников решения данной проблемы; распределение ответственности между ними

Учитель не диктует правильное решение (не поучает), а стимулирует к его поиску коллектив родителей. В процессе обсуждения можно сделать массу наблюдений о родителях: их способах влияния на ребенка, отношения к школе, реальных потребностях в знаниях, информации т.д.

Методическая проблема.

(лучше взять одну, но конкретную, и проработать ее досконально)

-выделяется характер затруднений (родителей, детей) при освоении учебного курса.

-анализируются причины затруднений (как правило, причин обычно несколько)

- совместное обсуждение: сбор информации (обращение к опыту родителей тех детей, у которых подобных затруднений нет)

-методические советы по коррекции учебной деятельности детей (рекомендации по организации выполнения д/з, требования к ведению тетрадей и т.д.)

IV. Индивидуальные консультации с родителями.

Не превращать индивидуальную консультацию в показательную (с одним говорю – все стоят кругом и слушают). Как этого избежать? Предложите родителям интересную литературу, которую они могли бы посмотреть, пока вы заняты.

И не забудьте, пожалуйста, У Л Ы Б Н У Т Ь С Я!

08.09.2019 08:00


Рекомендуем курсы ПК и ПП