СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Родительское собрание для родителей одаренных детей.
Тема: «Роль семьи, родителей для развития потенциальных возможностей ребенка»
Форма работы: круглый стол.
Участники: родители одаренных детей, учитель начальных классов, школьный психолог.
Подготовительный этап: провести анкетирование одаренных детей, обработать анкеты, изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме, подготовить выставку творческих работ детей.
Оборудование: бланки анкет для родителей, выставка творческих работ детей, научно-методическая литература по вопросу одаренности детей.
План:
Ход собрания
Учитель
Сегодня на родительском собрании мы поговорим о том, какая роль в воспитании талантливых детей принадлежит вам, уважаемые родители. Вам повезло, что ваши дети неординарны, что они наделены удивительной способностью учиться, петь, танцевать, рисовать или осваивать спортивные виды деятельности. Именно в семье формируется отношение родителей к неординарности, одаренности и талантливости ребенка, впоследствии от этого будет зависеть оценка ребенком собственных возможностей, его активное или пассивное отношение к своему таланту. Поэтому родителям необходимо с раннего детства уважать ребенка, подчеркивать в нем его индивидуальность.
Психолог
Под термином «одаренность» понимается высокий уровень развития способностей, значительно отличающихся от среднего. Одаренный ребенок обычно выделяется яркими достижениями в том или ином виде деятельности, творчества.
Одаренных детей отличают повышенная познавательная деятельность, а также готовность по собственной инициативе выходить за пределы требований взрослых. Ребенок может часами заниматься любимым делом и не испытывать усталости. Его отличают поразительное упорство и трудолюбие. Но в то же время это может оборачиваться безразличием к тому, что неинтересно. Эти дети отдают предпочтение противоречивой и неопределенной информации, не принимают стандартных, типичных заданий и готовых ответов. Признаки одаренности связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Такой ребенок стремится завершить начатое дело. Причем он не просто создает, а создает новое, меняет привычное. Он часто критичен к результатам своего труда, стремится к совершенству. Одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях, могут следить одновременно за несколькими событиями. Они редко попадают впросак. Из поля их восприятия не выпадают интонации, жесты, позы и модели поведения окружающих людей. Одаренного ребенка нередко сравнивают с губкой, впитывающей самую разнообразную информацию.
Одаренные дети обладают отличной памятью. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умения ставить вопросы чаще всего привлекает внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие вундеркинды с удовольствием читают словари, энциклопедии, придумывают слова, которые должны, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. У некоторых одаренных детей явно доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению. Один мальчик в 6-летнем возрасте в уме перемножал трехзначные цифры быстрее, чем взрослый с помощью карандаша и бумаги. В то же время малыш не проявлял никакого интереса к чтению и упрямо сопротивлялся всем усилиям взрослых.
Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отключаться. Они с удовольствием принимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.
В заключение хотелось бы сказать следующее. По отношению к детям с различными проявлениями одаренности часто демонстрируется или восхищение, или, наоборот, настороженное поведение. Бывают такие случаи, когда родители высказывают опасения, не является ли раннее проявление одаренности результатом его болезненного состояния. Имеющиеся в психологии данные о том, что одаренные дети в большинстве своем не отличаются болезненностью или склонностью к нервным срывам. Следует помнить, что по отношению к одаренным детям являются неуместными как неумеренные восторги, так и проявления весьма критического, недоверчивого отношения. Одаренного ребенка никогда не следует выставлять напоказ, делать его предметом гордости и радости. Единственное, что следует поощрять в ребенке, - это его желание познавать окружающий мир, стремиться к дальнейшему развитию, самоопределению, закреплению индивидуальных склонностей и проявлений.
Учитель
Огромную роль в раскрытии детской одаренности играет семья. Необходимо понимать, что одаренные дети – это совсем особые дети, которые похожи на сверстников только на первый взгляд. При этом одаренность ребенка может проявиться довольно рано, а может случиться так, что даже родители не заметят необычных способностей своего одаренного сына или дочери, пока не поможет счастливый случай. Поэтому родителям, заинтересованным в развитии и поддержке одаренности ребенка, необходимо присмотреться повнимательнее к своим детям, понаблюдать за их поведением, и если они увидят, что для их ребенка характерно следующее:
И задача родителей – вырастить своего ребенка счастливым, адекватно реагируя на его способности, не приглушая и не нивелируя его неординарность.
Многие родители заявляют: «Я не хочу, чтобы мой ребенок был одаренным, пусть лучше он будет нормальным, счастливым ребенком, - таким, как все». Или, в ответ на вопрос: «Каково вам воспитывать одаренного ребенка?» - они отвечают, что все было прекрасно до тех пор, пока в школе ребенку не приклеили ярлык одаренного и не сообщили об этом родителям
Действительно ли думающие родители всерьез полагают, что быть одаренным – значит быть ненормальным, не уметь найти места в компании сверстников, быть несчастным? Как ни печально, но таковы широко распространенные стереотипы, порой разделяемые и родителями. Родительское открытие одаренности собственного ребенка должно рождать радостное ожидание и готовность решать связанные с этим проблемы, а не обезоруживающую озабоченность, которая стреноживает живость самой важной для растущего человека связи – связи между родителями и детьми.
Поэтому родителям необходимо с самого раннего возраста уважать ребенка, тактично, в меру подчеркивать в нем его индивидуальность, позволять детям как можно чаще высказывать свои творческие идеи, быть восприимчивым слушателем, одним словом – понять своего неординарного ребенка, быть для него примером и подражанием во всем.
И.П.Павлов писал: «Дети очень тонко перенимают не только привычки и манеры взрослых, но и их эмоции». Дети чувствуют интонацию, мелодику человеческой речи. Ласковый разговор в сочетании с добрыми прикосновениями часто вызывает улыбку. Ласка, доброжелательно реагирующая среда необходимы одаренному ребенку для свободного развития заложенных в нем возможностей, присущей ему от рождения исследовательской активности. А еще родителям нужно чаще и с любовью смотреть детям в глаза, ведь глаза – зеркало души, и если с любовью смотреть в это зеркалор, тои в ответ можно будет увидеть любовь.
Советы родителям одаренных детей:
Анкета "О талантах ребёнка: как их выявить" (методика А. Де Хана и Г. Кафа).
Ваш ребёнок обязательно имеет склонность к одной из областей человеческой деятельности. Познакомившись с "признаками" талантливости, оцените каждый из них в баллах от 2 до 5. Если какая-то характеристика особенно подходит, ставьте 5 баллов, если она выражена только хорошо - 4, и так далее. Затем сложите баллы каждого из восьми разделов, полученную сумму поделите на число признаков. 1. У вашего ребёнка совершенно очевидные ТЕХНИЧЕСКИЕ способности, если он: - интересуется самыми разными механизмами и машинами; - любит конструировать модели, приборы; - сам находит причины неисправностей механизмов; - пробует чинить испорченные механизмы, создаёт новые предметы из разных запчастей; - любит рисовать чертежи и эскизы; - интересуется специальной, даже взрослой технической литературой. 2. Ваш ребёнок имеет МУЗЫКАЛЬНЫЙ талант, если он: - любит музыку, всегда стремится туда, где можно послушать её; - очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них и запоминает; - поёт или играет на музыкальном инструменте и делает это с большим вдохновением; - сочиняет мелодии. 3. У вашего ребёнка способности к ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ деятельности, если он: - обладает ярко выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям; - умеет чётко выразить словами чужую мысль или наблюдение, причём нередко высказывает их не с целью похвастаться, а для себя; - проявляет интерес к научно-популярным изданиям, взрослым статьям и книгам, опережая сверстников; - с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкции, схем, коллекций; - не унывает, если его проект не поддерживают, садится за изобретение нового. 4. АРТИСТИЧЕСКИЙ талант проявляется у ребёнка в том, что он: - часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства жестами; - стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чём-то рассказывает; - меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает; - с большим желанием выступает перед аудиторией; - пластичен и открыт всему новому; - любит и понимает значение красивой или характерной одежды. 5. У вашего ребёнка незаурядный ИНТЕЛЛЕКТ, если он: - хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей; - обладает хорошей памятью; - легко и быстро схватывает новую познавательную информацию; - задаёт много продуманных и оправданных ситуацией вопросов; - интересуется книгами; - обгоняет своих сверстников в знаниях; - гораздо лучше и шире своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно; - обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчётлив; - очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на всё новое и неожиданное в жизни. 6. У ребёнка СПОРТИВНЫЙ талант: - он энергичен и всё время хочет трудиться, двигаться; - смел до безрассудства и не боится синяков и шишек; - почти всегда берёт верх в потасовках или выигрывает в спортивных играх; - неизвестно, когда научился ловко управляться с коньками, лыжами, мячами; - лучше многих сверстников физически развит и координирует свои движения, двигается легко, пластично; - предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню; - никогда всерьёз не устаёт; - у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает. 7. У вашего ребёнка ЛИТЕРАТУРНЫЕ дарования, если он: - рассказывая о чём-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль; - любит фантазировать или импровизировать; - изображает персонажи своих рассказов живыми и интересными; - любит, уединившись, сочинять рассказы. 8. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ способности вашего ребёнка могут проявляться в том, что он: - не находя слов, прибегает к рисунку или лепке, для того чтобы выразить свои чувства или настроение; - в своих рисунках и картинках отражает разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, не останавливаясь на достигнутом; - серьёзно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и серьёзным, когда его внимание привлекает какое-то произведение; - охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски; - любит создавать прикладные вещи - украшения для дома, одежды и т.д.
© 2016, Воротынская Наталия Валерьевна 916