СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль экономики в жизни общества

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экономика (греч. oikonomia – управление хозяйством) – ведение домашнего хозяйства.

Экономика – сфера производительной деятельности человека, обеспечивающая его жизнь.

Экономика – исторически определенная совокупность экономических отношений между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных, культурных и духовных благ и образующих определенную экономическую систему.

Макроэкономика – изучение общеэкономических процессов (экономический рост, внешняя торговля, денежная система, инфляция, безработица).

Макроэкономика – составная часть экономики, образующая национальный комплекс, в котором органически соединяются все звенья материального и нематериального производства в единый целостный организм.

Микроэкономика – особый раздел экономической теории, в котором изучаются экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами, их деятельность и влияние на национальную экономику

Государство и экономика В последнее время в связи с переходом нашей страны к рыночной экономике большое значение придается вопросу о роли государства в экономических процессах, потому что при любом типе экономической системы страны государство остается мощным субъектом экономических отношений. Во-первых, в экономике существует государственный сектор, который совершенно необходим, поскольку выполняет две жизненно важные для общества функции: а) обеспечивает минимальный жизненный уровень для населения (например, в сфере медицины, образования, социального обеспечения) и б) обеспечивает общественные услуги (в сфере транспорта и связи, энергетики и т. д.). Эти функции остаются за государством, в частности, потому, что, в отличие от частных предприятий, оно руководствуется в своей деятельности отнюдь не только целью получить максимальную прибыль. Поэтому государство осуществляет те услуги, которые по тем или иным причинам менее привлекательны для частного бизнеса. Немаловажно и то, что прибыль от деятельности государственных предприятий ощутимо пополняет государственный бюджет. Во-вторых, следует отметить государственное регулирование экономики. Последняя – слишком важная сфера общественной жизни, чтобы оставить ее без государственного контроля, пустить в «свободное плавание». Экономические процессы нуждаются в том, чтобы им был придан организованный, упорядоченный характер. Необходим контроль за соблюдением законов. Государственное регулирование включает такие действия, как планирование, программирование, финансирование, налогообложение, кредитование, администрирование, учет, контроль. Наиболее ярко эти действия государства проявляются в условиях командной экономики. Но и в рыночной роль государства остается значительной. Настоящий, цивилизованный способ участия государства в рыночной экономике – развитие и поощрение им механизмов рынка и конкуренции. Эти механизмы будут работать вместо него и на него. Казалось бы, парадокс. Но давайте разберемся. Когда вспоминают о государстве в связи с экономическими проблемами? Обычно когда дела идут плохо, цены взлетают вверх, зарплата от них безнадежно отстает, растет слой обедневших и обнищавших граждан, не хватает денег на культуру, образование, науку и т. д. Словом, когда денег так мало, что их не хватает даже на самое необходимое. Тогда раздаются возмущенные голоса: «Куда смотрит государство?» «Когда же это кончится?» Слышатся призывы к государству «взять управление экономикой в свои руки», «ограничить власть олигархов», «вернуть свою собственность», «национализировать крупные предприятия» и т. д. Если рыночные механизмы, и главный из них – конкуренция, безобразно работают, плохо всем: и предприятиям, и предпринимателям, и наемным работникам, и акционерам, и тем, кто работает в бюджетном секторе. И, конечно, государству в целом. Ибо все, пусть в разной степени, недополучают. Государство недополучает налоги – главный источник своего финансового могущества. Если плохо собираются налоги, без зарплаты остаются бюджетники, без пенсий – старики и инвалиды. В этом случае государство вынуждено идти на крайние, или, как говорят, непопулярные меры, чтобы хоть как-то поправить дело: вмешиваться в хозяйственную деятельность крупных предприятий (главным образом в энергодобывающей отрасли), брать внешние займы (что плохо в любом случае, ибо увеличивает внешний долг страны) и т. д. Когда же хозяйственные дела идут хорошо, рынок действует во всю свою мощь, у всех участников экономических отношений растут доходы, а следовательно, возрастает объем налогов и иных денежных средств, поступающих в государственную казну. Тут для государства и его граждан наступает относительно спокойная, материально благополучная жизнь. Однако, как сказано выше, за подъемом экономики обычно следует спад. И государству необходимо заранее предусмотреть возможные меры, которые помогут предотвратить или смягчить последствия неизбежных экономических трудностей. Экономическая система – это исторически возникшая или установленная совокупность правил, принципов, норм, которые определяют форму и содержание основных экономических отношений в процессе производства, распределения и потребления. О типе экономической системы можно судить главным образом: а) по виду собственности (общественная, государственная, частная) и б) взаимоотношениям (в основном в области распределения людей, фирм и государств.

Производящее хозяйство началось с традиционного типа экономики. Он был характерен для примитивных, неразвитых обществ. Производилось самое необходимое даже не для жизни, а для выживания. – Что такое натуральное хозяйство? Примитивное хозяйствование распалось не сразу. Оно существовало столетиями, постепенно подтачиваемое зачатками буржуазно-рыночных отношений. Распад традиционного типа экономики начался с развитием обмена товарами, особенно активно в феодальный период. С развитием капиталистических, буржуазных отношений, утверждением (как основной) частной собственности (собственности отдельных лиц) и распределением результатов труда с помощью рынка начала существовать, развиваться и совершенствоваться рыночная экономическая система. Она, как и традиционный тип хозяйствования, возникла естественным образом, по логике экономического развития. Политика в их становлении не играла никакой роли. То есть никто специально не планировал их установления и не осуществлял свой план волевым (насильственным) образом. Иначе устанавливался командный тип экономики (который еще называют командно-бюрократическим и командно-распределительным). Основные отличительные п р и з н а к и этой экономики сводятся к следующему: 1. Полное государственное регулирование всей экономической жизни, централизованное планирование хозяйственной деятельности в масштабах страны, региона, населенного пункта, предприятия. 2. Государственная собственность на все ресурсы страны. 3. Частная собственность (под скромным названием «личная») только на предметы личного обихода, домашнего хозяйства, жилище. 4. Огромный удельный вес военно-промышленного комплекса в производстве. 5. Отсутствие реальной конкуренции между производителями. 6. Централизованное назначение цен (игнорирование при этом закона спроса и предложения). 7. Дефицит большинства товаров повседневного спроса и длительного пользования. Такая экономика могла существовать только в условиях жесткого авторитарного (или тоталитарного) политического режима, отгороженного железным занавесом от стран с рыночной экономикой. Одна из главных причин слабости командной экономики заключается в отсутствии материальной заинтересованности граждан в производстве товаров хорошего качества и в достаточном количестве, невозможность проявления хозяйственной инициативы, предприимчивости. Произвести необходимое количество товаров командная экономика не в состоянии, поэтому включается механизм административного распределения сверху. Это распределение выражается, в частности, в том, что в магазины вдруг «выбрасывают» в небольшом количестве товары повышенного спроса. Кто смог – купил, остальные остаются ни с чем. Еще один механизм распределения – система заказов: на предприятии собирают заявки на определенный круг товаров, эти товары оптом закупают на базах, привозят на предприятие и раздают в соответствии с оплаченными заказами. Рынок представляет собой совокупность экономических отношений, связанных с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена. Рынок – это возможность свободно, по своему желанию оплатить любую услугу, продать или купить необходимые товары. Все зависит от того, у кого сколько денег и каковы деловые интересы и планы. Рынок является связующим звеном между производителем и покупателем. Производитель создает товары для того, чтобы их продавать. Покупатель обращается к рынку, чтобы купить необходимое. Нередко между производителем и покупателем появляется посредник – лицо, устанавливающее контакты между ними, содействующее заключению сделок. Таким образом, действующими лицами рыночных отношений являются производитель, покупатель и посредник. Рынки бывают разные. Они подразделяются по определенным признакам. Самый широкий спектр рынков – по виду продаваемого товара. Сюда относятся рынки сырья, материалов, недвижимости, услуг, информационного и интеллектуального продукта, капитала, валюты, ценных бумаг, труда, рабочей силы и т. д. Следующий разряд – в зависимости от размера охватываемых территорий: внутренние и внешние рынки, региональные, зональные, мировые. Бывают рынки легальные и нелегальные (черные, теневые). Рыночная экономика – это прежде всего экономика свободного предпринимательства. Она призвана в максимальной степени способствовать предпринимательской деятельности, поощрять ее, стимулировать и защищать. О с о б е н н о с т и рыночной экономики: 1) свобода хозяйственной деятельности. Государство не мешает хозяйственным отношениям. Наоборот, создает для них благоприятные условия. Предприниматели вольны заниматься любыми делами, не запрещенными законом: торговать, производить товары и услуги, посредничать; 2) равноправие различных видов собственности (при доминировании частной). Если хозяйство страны развивается нормально, то все виды собственности находятся друг с другом в естественном взаимодействии и здоровой конкуренции, от которой выигрывает все общество. Частная собственность в условиях рыночной экономики преобладает потому, что она точно соответствует требованиям рынка; 3) учет спроса и предложения. В рыночной системе действуют законы спроса и предложения. В соответствии с законом спроса объем спроса на рыночный товар уменьшается с ростом цены товара при прочих равных условиях. В соответствии с законом предложения объем предложения товара увеличивается с ростом цены товара; 4) свободное образование цен (ценообразование). Цены диктуют соотношение спроса и предложения и необходимость получения прибыли. Никто не назначает цену себе в убыток, но и слишком высокие цены невыгодны, поскольку в результате товары залеживаются на полках магазинов; 5) конкуренция как механизм отбора и регулирования. Понятие «конкуренция» означает соперничество на каком-либо поприще – между производителями, торговцами и т. д. Благодаря конкуренции создаются новые, более совершенные товары, снижаются цены. Если же конкуренции нет и на рынке господствуют монополисты (фирмы, предприятия, имеющие исключительное право на что-либо), то они легко загоняют потребителя в угол, диктуя ему какие угодно цены и условия; 6) четкое законодательство, обеспечивающее функционирование рынка, отсутствие дефицита, готовность к предпринимательству значительных слоев населения и др. Рыночные отношения имеют собственный механизм.

Центр – сердцевину рыночного механизма – представляют отношения между продавцами (производителями, посредниками) и покупателями (потребителями). На эти отношения воздействуют: международные договоры, мировые цены и т. д. (мировой рынок); правительственные указы и постановления, вводимые налоги и т. д. (органы государственной власти); распоряжения местных властей и вводимые местные налоги (местные органы власти); законодательство, решения судов, арбитража и т. д. (правовая система); предоставление кредитов, услуг, платежи и т. д. (финансово-кредитные и торгово-посреднические организации); реклама, создание репутации и т. д. (средства массовой информации).

У нынешней российской экономики есть ряд особенностей, затрудняющих ее превращение в рыночную. Велика пока роль государства в хозяйственных делах. Государственные чиновники не столько поощряют, сколько тормозят развитие рыночных отношений. Один из механизмов такого торможения – лицензирование слишком большого количества форм хозяйственной активности. Достаточно сказать, что на 2000 г. требовались разрешения государственных чиновников для 500 видов предпринимательства. А где разрешительный способ хозяйствования, там благоприятные условия для коррупции. Незаконные предпринимательская деятельность, вывоз капитала за границу, уклонение от уплаты налогов, сокрытие доходов, «черный нал» в расчетах, процветание рэкета – вот далеко не полная картина криминализации отечественной экономики.

Самая большая ошибка «молодых реформаторов, попытавшихся внедрить в огромной стране рыночную экономику по западному типу, заключается в том, что при этом не был учтен (а точнее, был полностью игнорирован) субъективный психологический фактор – готовность и отношение основной части населения к коренным экономическим реформам. В результате безграмотного отпуска цен, полукриминальной приватизации государственной собственности, разрушения отечественного производства, жесткой привязки рубля к доллару подавляющее большинство населения очень быстро обнищало. Часть его попыталась выжить с помощью примитивных форм предпринимательства, главным образом перепродажи зарубежных товаров. Но и этому сектору экономики был нанесен сокрушительный удар в результате кризиса в 1998 г.

В современных развитых странах не существует в чистом виде только рыночная экономика или только командная экономика.

Во-первых, рынок управляется экономическими законами, такими, как, например, закон спроса и предложения, закон конкуренции и т. д. Во-вторых, в цивилизованных странах все значимые отношения в рамках рыночной экономики регулируются многочисленными юридическими законами. За нарушение этих законов строго спрашивает государство. Но роль государства в рыночной экономике этим не ограничивается. Оно также берет на себя обязанность косвенного управления экономикой, т. е. не вмешивается в хозяйственные процессы напрямую (как в условиях командной экономики), не шлет, например, на предприятия приказы и распоряжения, а стимулирует одни участки экономики и сдерживает другие, главным образом путем изменения размеров налогов и таможенных пошлин.Центр – сердцевину рыночного механизма – представляют отношения между продавцами (производителями, посредниками) и покупателями (потребителями). На эти отношения воздействуют: международные договоры, мировые цены и т. д. (мировой рынок); правительственные указы и постановления, вводимые налоги и т. д. (органы государственной власти); распоряжения местных властей и вводимые местные налоги (местные органы власти); законодательство, решения судов, арбитража и т. д. (правовая система); предоставление кредитов, услуг, платежи и т. д. (финансово-кредитные и торгово-посреднические организации); реклама, создание репутации и т. д. (средства массовой информации). У нынешней российской экономики есть ряд особенностей, затрудняющих ее превращение в рыночную. Велика пока роль государства в хозяйственных делах. Государственные чиновники не столько поощряют, сколько тормозят развитие рыночных отношений. Один из механизмов такого торможения – лицензирование слишком большого количества форм хозяйственной активности. Достаточно сказать, что на 2000 г. требовались разрешения государственных чиновников для 500 видов предпринимательства. А где разрешительный способ хозяйствования, там благоприятные условия для коррупции. Незаконные предпринимательская деятельность, вывоз капитала за границу, уклонение от уплаты налогов, сокрытие доходов, «черный нал» в расчетах, процветание рэкета – вот далеко не полная картина криминализации отечественной экономики. Самая большая ошибка «молодых реформаторов, попытавшихся внедрить в огромной стране рыночную экономику по западному типу, заключается в том, что при этом не был учтен (а точнее, был полностью игнорирован) субъективный психологический фактор – готовность и отношение основной части населения к коренным экономическим реформам. В результате безграмотного отпуска цен, полукриминальной приватизации государственной собственности, разрушения отечественного производства, жесткой привязки рубля к доллару подавляющее большинство населения очень быстро обнищало. Часть его попыталась выжить с помощью примитивных форм предпринимательства, главным образом перепродажи зарубежных товаров. Но и этому сектору экономики был нанесен сокрушительный удар в результате кризиса в 1998 г. В современных развитых странах не существует в чистом виде только рыночная экономика или только командная экономика. Во-первых, рынок управляется экономическими законами, такими, как, например, закон спроса и предложения, закон конкуренции и т. д. Во-вторых, в цивилизованных странах все значимые отношения в рамках рыночной экономики регулируются многочисленными юридическими законами. За нарушение этих законов строго спрашивает государство. Но роль государства в рыночной экономике этим не ограничивается. Оно также берет на себя обязанность косвенного управления экономикой, т. е. не вмешивается в хозяйственные процессы напрямую (как в условиях командной экономики), не шлет, например, на предприятия приказы и распоряжения, а стимулирует одни участки экономики и сдерживает другие, главным образом путем изменения размеров налогов и таможенных пошлин.

Экономическая культура общества – это система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий человека, а также содержание традиций и норм, регулирующих экономические отношения и поведение.

Экономическая культура личности представляет собой единство сознания и практической деятельности

З а д а н и е 2. Прочитав раздел 2, § 13 «Экономические отношения и интересы», выписать и объяснить, что такое экономические интересы. З а д а н и е 3. Ответить на вопросы: 1) Как связаны экономические интересы и экономические отношения? 2) Что такое деловая этика? З а д а н и е 4. Выработать правила гармонизации экономических интересов личности (правила деловой этики). (Правила вырабатываются в группах.) – Что такое свобода? Какие ассоциации у вас вызывает это понятие? – Что такое экономическая свобода? – Какова сущность свободного предпринимательства? – Прочитать высказывание Г. Форда, стр. 142, об идее служения обществу в предпринимательской деятельности. Согласны ли вы с американским автопромышленником, предпринимателем? – Есть ли границы экономической свободы? – Что такое ответственность? – Что такое социальная ответственность? – Как взаимосвязана предпринимательская деятельность и охрана окружающей среды? – Что такое устойчивое развитие? – Как связаны экономическая культура и деятельность? – Какую социальную роль мы играем в экономических отношениях? (Производитель, потребитель, собственник.) З а д а н и е 5. Объяснить каждую социальную роль личности. Составить словесные портреты производителя, потребителя, собственника. З а д а н и е 6. Прочитать высказывания экономистов и государственного деятеля о роли государства в регулировании рыночных отношений. Приведем точки зрения двух американских экономистов, а также аргентинского государственного деятеля на роль государства (правительства) в регулировании рыночной экономики: «Усиление роли правительства представляет собой серьезную, быть может, самую серьезную причину ухудшения функционирования нашей экономики. Неправильное осуществление правительством денежной и бюджетной политики способствовало нестабильности совокупного продукта и инфляции. Правительственное регулирование служит главной причиной снижения темпов роста производительности труда и упадка научно-исследовательских работ. Расширение правительственных программ перераспределения доходов усугубило нестабильность семейной жизни, а быть может, и обусловило падение рождаемости. Низкий уровень накопления и медленный рост основного капитала являются следствием системы налогообложения, политики правительства и расширения программ социального страхования» (М. Фелдстайн). «Я вырос на Юге, в полусельскохозйственном регионе, и не склонен соглашаться с утверждением, будто правительство тяжелым грузом висит на вашей шее. С юных лет мне вспоминаются грязные дороги на окраинах городка, одна лишь мощеная улица в его центральной части. Воду приходилось носить из родника в полумиле от города. Дома освещались керосиновыми лампами. Такую жизнь прекратило отнюдь не частное предприятие. Напротив, именно оно и создало эту жизнь. Керосин заменила электроэнергия от станции Администрации сельской электрификации. Мощеные дороги были построены на основе программы дорожного строительства. Практически каждую сосну, которую вы видите в том штате, посадила Гражданская служба охраны природы. Вот почему я считаю безумием приостанавливать поток государственных вложений и урезать государственные программы» (К. Кэрклэнд). «Каждый осознает, что рынок нуждается в правилах, чтобы избежать таких опасностей, как монополии и олигополии. Но для монополии богатства настолько же пагубны. Государство не должно отказываться от своей роли перераспределения; оно также не может отдать рынку свою роль в развитии… Главный вызов состоит в установлении равноправия, и для этого государство, которое глобализация считает пройденным этапом, является жизненно необходимым. Только оно может установить прогрессивное налогообложение, адекватное регулирование приватизированных общественных услуг, поддержку малых и средних компаний, большую эффективность общественных расходов и значительное улучшение образования и здравоохранения» (Р. Альфонсин, экс-президент Аргентины). – Какая из этих позиций вам представляется более убедительной? Почему? III. Закрепление изученного. Класс делится на четыре группы. З а д а н и е. Ответить на в о п р о с ы: 1-я группа 1. В самом популярном учебнике по экономике П. Самуэльсона и В. Нордхауса написано: «Любое общество, будь то полностью коллективизированное коммунистическое общество, племена южных островов, капиталистическое развитое государство, тайная община или даже пчелиный рой, сталкивается с тремя основными и взаимосвязанными проблемами: – Какие товары должны быть произведены и в каком количестве? Когда их надо произвести? Должны ли мы выпустить больше продуктов питания и меньше одежды или наоборот?.» – Как эти продукты надо произвести? Кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии они должны быть произведены? Электричество из нефти и угля или гидростанции и ядерные реакторы? Ремесленное или массовое производство? На крупных частных корпорациях или государственных фирмах? Если нужны все виды, то в каких количествах каждый из них? Для кого произведен этот продукт? Иначе говоря, как национальный продукт разделить между отдельными людьми и семьями? Должны ли мы иметь общество, в котором мало богатых и много бедных? Или такое, в котором доля продукта у всех одинакова? Приоритет мускулам или интеллекту? Должен ли ленивый хорошо питаться? Эти три проблемы являются основными для всех экономических систем, но решаются они по-разному. Почему разрешение именно этих вопросов является важнейшим для экономики? Сформулируйте свой вариант вопросов, решить которые призвана экономика. 2-я группа 2. Экономисты полагают, что именно в экономике более всего проявляется рациональное поведение человека, согласование всех его действий с доводами рассудка. Ведь строить определенные прогнозы в отношении тех или иных последствий, например, в государственной экономической политике можно только тогда, когда предполагается, что человек может вести себя рационально. – Как вы думаете, не является ли подобный подход утопическим? Что будет, если человек в экономике не будет вести себя рационально? 3-я группа 3. Прокомментируйте фрагмент из книги Пола Хайне «Экономический образ мышления»: «Если бы люди в обществе не ценили рациональность, а отдавали предпочтение причудам, случайностям и бесполезным действиям, экономическая теория почти потеряла бы свою предсказательную силу… ее предсказательная сила выше в тех областях общественной жизни, где решения принимаются более обдуманно». 4-я группа 4. Почему человек трудится? Что заставляет его трудиться? Является ли труд жизненной потребностью человека или это вынужденно? Что заставляет человека изобретать все новые и новые орудия труда, более совершенные технологии?

24.05.2018 18:14


Рекомендуем курсы ПК и ПП