СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Современные средства обучения русскому языку являются очень популярными и достойными помощниками для современного учителя русского языка.
Информационные технологии в последнее время получают большое распространение на уроках гуманитарного цикла, так как процесс обучения происходит в условиях постоянно увеличивающегося потока информации, подлежащего усвоению школьниками, что приводит к перегруженности учебных программ. В таких условиях качество образования зависит от организации учебной работы преподавателем, от его профессиональности и компетенций. Необходимость использования новых технологий в образовании понятна, но к этому вопросу надо подходить с особой осторожностью: злоупотребление применения компьютерных технологий в образовании может сформировать шаблонное мышление у школьника, не оставляя простора для творчества и развития воображения.
Целями информационного образования являются:
- глобальная рационализация интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий;
- повышение эффективности качества образования и подготовки специалистов с новым типом мышления.
Создание новых информационных технологий связано с разработкой и внедрением автоматических систем интенсивного обучения, что включает в себя компьютерные пособия и учебники, получившие название «ЦОР» (цифровые образовательные ресурсы), - систему мультимедийных заданий, оказывающих поддержку обучению и развитию школьников. В ЦОР входит:
- комплект для гуманитарного цикла дисциплин;
- набор заданий, развивающих игр, тренингов, позволяющих реализовывать принципы индивидуального и дифференцированного обучения.
Самой популярной формой таких заданий являются правописные тренинги и тесты.
Электронный тренинг по русскому языку представляет собой комплекс упражнений по орфографии, пунктуации и развитию речи (понимание текста). Они охватывают все темы, изучаемые в соответствующих разделах на уроках русского языка с 5 по 9 класс и повторяемые в старших классах средней школы. Обучение орфографии и пунктуации в школе имеет давнюю традицию, тем не менее его результаты часто разочаровывают и учителей, и учащихся, и родителей, и общество в целом. Среди причин недостаточной эффективности традиционного преподавания – однообразие упражнений, выполняемых на протяжении нескольких лет (перепишите, вставьте, подчеркните) и невозможность постоянного контроля за качеством их выполнения. Тренинг ни в коем случае нельзя рассматривать как возможную замену школьного учебника и сборника упражнений. Его использование не отменяет систематического изучения правил, обращения к различного рода словарям и справочникам. Работа за компьютером при изучении русского языка не должна становиться единственной или основной формой работы. Ученик обязательно должен писать в тетради и на уроках, и дома. Во-первых, несмотря на то что упражнения тренинга достаточно разнообразны, он не содержит творческих заданий. Во-вторых, хотя ученик при выполнении упражнений тренинга должен нередко читать тексты довольно большого объема, но вписывает он в них только отдельные буквы, знаки, морфемы, слова. Задания не предусматривают составления словосочетаний и предложений (настоящая грамотность проявляется в естественных условиях письменной речи, когда человек порождает собственный текст). Немаловажно и то, что все существующие у нас формы промежуточной и итоговой аттестации (и ЕГЭ, и сочинение, и изложение) требуют записи на бумаге. Правописный тренинг представляет собой два больших раздела -орфографию и пунктуацию, которые подразделяются на более мелкие части, соответствующие основным разделам школьного курса русского языка, в которых изучается правописание. Они представлены упражнениями по развитию речи. В приложении помещены более сложные по содержанию задания, которые нецелесообразно выполнять в классе. Однако их с успехом можно использовать для самостоятельных занятий.
Процесс обучения с использованием ИКТ можно построить несколькими способами: обращаться к компьютеру два-три раза за урок по 7-10 минут, перемежая упражнения тренинга с письмом в тетради или беседой. В 8-11 классах можно целые уроки посвящать отработке орфографических (в ходе систематического повторения или работы над ошибками) и пунктуационных навыков с помощью специальных тренингов. Если нет возможности организовать работу всех учеников на компьютере, можно, хотя и менее эффективно, использовать упражнения тренинга на комбинированном уроке с индивидуальными заданиями. Отдельные ученики работают на компьютере (в это время их одноклассники выполняют аналогичное задание в тетрадях); потом результаты их работы выводятся на экран, обсуждаются, а затем демонстрируется компьютерная проверка.
Итак, роль правописных тренингов и ИКТ в построении учебного процесса заключается в том, что они:
1) позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями, подготовить и провести урок в соответствии с современными требованиями;
2) реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным;
3) пригоден для работы по любой из программ, поскольку самые существенные расхождения между ними связаны с разной трактовкой вопросов теории и с разной последовательностью изучения тем, а правила орфографии и пунктуации едины для всех;
4) помогает в постановке целей обучения, организации условий, необходимых для успешного решения образовательных задач;
5) создает на уроке атмосферу психологического комфорта, ведет к успешности;
6) позволяют воссоздавать реальную обстановку деятельности благодаря применению цвета, графики, звука, современных средств видеотехники. Использование компьютера существенно повышает мотивацию учащихся к обучению, вовлекает их в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
Современный урок невозможно представить без хорошо сформулированной темы, постановки его целей и задач, планирования этапов, а также цели на каждом отдельном этапе урока. Обычно для этого используется классная доска, на которой выписываются все необходимые термины, составляются таблицы и схемы. Теперь есть прекрасная возможность заранее подготовить весь необходимый материал, расположить его в нужной последовательности и поместить на слайды. Качество изображения на слайдах значительно лучше, чем на классной доске, а учитель, освобождаясь от постоянной работы у доски, имеет возможность больше внимания уделить ученикам. Презентации позволяют оживить урок, внести игровые моменты. Цифровые образовательные ресурсы являются электронным компонентом процесса изучения русского языка. Поддерживают все этапы работы с учебным материалом, помогают при объяснении, тренировке и контроле. Они предназначены как для коллективной, так и для индивидуальной учебной деятельности и являются важной частью современного образования.
© 2025, Кузнецова Дарья Владимировна 105