СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль коррекционно–развивающей среды в процессе учебно–воспитательной работы с детьми, имеющими тяжелое нарушение интеллекта

Нажмите, чтобы узнать подробности

На начало обучения в моем классе дети не умели контролировать свои эмоции, поведение. Дети не понимали и не принимали условия, в которые они попали; не садились за парты, выбегали в коридор; большинство ребят не понимали обращенной речи, простых инструкций педагога; отказывались от выполнения заданий (за урок предлагалось до 5 различных заданий и упражнений).

Я решила, что создание коррекционной среды позволит решить такие проблемы, как наглядность, доступность, создание доброжелательной атмосферы.

Система моей работы представляет собой пошаговую программу по развитию у детей умений и навыков в окружающей нас среде.

Учитель, по мнению Д. С. Выготского – это часть образовательной среды, активно участвующей в процессе создания педагогических условий.

В своей работе с данной категорией детей я использую следующие методы обучения:

  • Словесный
  • Наглядный
  • Практический
  • Беседа
  • Объяснительно-иллюстрированный

Я начала работу с нового оформления класса: на стене оформила обучающее панно и сенсорные доски, создала уголок релаксации с музыкальным сопровождением, оборудовала класс мягкими модулями и сухим бассейном.

Столики в классе расположила полукругом, что даёт возможность хорошо видеть учителя и синхронно проговаривать с ним. Столики лёгкие переносные. В любое время можно освободить пространство. Мягкое ковровое покрытие используется для двигательной релаксации. Всё, что окружает ребёнка, во многом определяет его настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям и даже к самому себе. Известно, что дети, знакомятся с окружающим миром с помощью зрения, слуха и двигательного анализатора, активизируются и другие системы. Значит всё, что его окружает, развивает органы чувств и обеспечивает ребёнку психологический комфорт.

Для соблюдения охранительного режима у нас имеются мягкие диванчики, пуфики, где дети могут полежать, послушать музыку, расслабится.

В своей работе я использую систему 4-х углов. В стенке на полочках в легком доступе лежит дидактический материал, который соотносится с назначением данной полочки (угла).

В классе есть:

  • “Уголок математики” – это счеты, палочки, шнурки, пуговицы, прищепки.
  • “Уголок чтения и письма” – это книги, нужные буквы, сюжетные картинки, предметы для развития мелкой моторики рук.
  • “Уголок творчества и ХБТ” – это пластилин, альбомы, мозаика, конструктор и пр.
  • “Уголок развития речи” – это карточки со словами, предметные картинки, наглядные материалы, календарь природы.

Ребята очень любят подходить к полке по развитию речи. Каждый день на ней выкладывается календарь погоды. Мы уточняем сегодняшний день недели, месяц, дату. Определяем, какой день был вчера, какой будет завтра.

Весь материал взаимозаменяем. Например: мы изучаем тему: “Фрукты”. На полке лежат картинки с фруктами, сюжетные картинки о том, как собирают фрукты, и обязательно муляжи фруктов. Это делается для того, чтобы дети могли увидеть, потрогать, ощупать.

Ученики могут подходить к любой полке и именно с этой позиции начинается учебный день. Я направляю их к тому уголку, который соответствует первому уроку по расписанию. Делается это как бы между делом: “А что у нас на этой полочке. Что-то появилось у нас на тарелке. Пойдёмте, подбежим (подползём, подскачем) и посмотрим!” Такой вариант организации среды и обучения наиболее оптимален для работы с детьми имеющими тяжелое нарушение интеллекта.

Центральная часть класса, застеленная ковром, остаётся свободной для игр и мне нет необходимости ждать перемен, можно устроить дополнительный отдых, ориентируясь на состояние, возможности детей и тем самым действительно реализовать принципы индивидуального подхода и дифференцированного обучения.

Кроме этого, подобное оформление класса развивает мотивацию у детей к учению, формирует реальное представление о той действительности, которую они осваивают, и тем самым создаётся база навыков учебного поведения.

Свободно подходя к столикам, полкам, диванам, дети учатся спокойно ходить по классу, не задевая столы и стулья, осмысленно двигаться, учатся осторожности. Это им пригодится в будущей жизни. Я учу своих детей лучше ориентироваться в пространстве: видеть далёкое и близкое.

Для реализации плановой программы по уточнению сенсомоторных представлений у детей, освоению ими элементарных математических представлений на основе специального дидактического материала, для этого я использую настенное панно.

Использование сенсорного панно (гусеницы, яблочки, цветы, бабочки) делает процесс освоения словаря, цифр, букв, уточнения представлений детей о цвете, форме, сквозным, т.е. мои дети из урока в урок встречаются с одними и теми же героями, с которыми что-то происходит. При помощи скотча, контактной ленты(липучка) мы сажаем на отделы панно, красную бабочку, зелёного жука и т.д.

Данная форма работы снижает жесткую регламентацию поведения учителя и учащихся, предоставляя возможность творческого решения комплекса дидактических задач: обучение счёту, развитие речи, обучение чтению. Это и придаёт организации обучения интегрированный характер, т.е. наши ученики, путешествуя с гусеницей, попутно осваивают учебную программу по различным предметам в игровой форме.

Как составную часть панно я сделала гусеницу, которая состоит из многих отделов, в которые вставляются различные задания и наглядные пособия. Это крупномасштабное пособие является составной частью развивающей среды и ориентировано на познавательное и эмоциональное развитие детей, имеющих выраженную степень умственной отсталости.

На сенсорном панно удобно составлять слова, цифровые ряды, развивать навыки прямого и обратного счёта, что способствует развитию зрительного восприятия.

Возможность разнообразного расположения дидактического материала: жуков, цветов и лепестков помогает преодолеть недоразвитие пространственных представлений у школьников с тяжелым нарушением интеллекта.

Постоянно изменяющаяся последовательность анализа цветов с различной формой, количеством и взаимным расположением лепестков создаёт базу для обогащения зрительных представлений, развития внимания, речи, коррекции познавательной активности. Система работы организована так, что она побуждает детей взаимодействовать с различными её элементами, повышая тем самым функциональную активность ребёнка.

В ходе работы с этим пособием у ребёнка формируются следующие навыки и умения:

  • восприятие цвета и формы реальных объектов;
  • выделение общих и отличительных признаков предметов;
  • навыки прямого и обратного счёта;
  • нахождение числа в цифровом ряду;
  • проведение звуко-буквенного анализа и синтеза;
  • формирование адекватной реакции на нарушение первичной ситуации.

Мои дети любят рисовать, заниматься ручным трудом, рассматривать иллюстрации.

Чтобы дети быстрей адаптировалась к окружающей среде, мы проводили, много экскурсий. Родители на всех экскурсиях фотографировали детей, мы оформляли стенды и раскладной альбом жизни нашего класса.

В классе имеется уголок самообслуживания: зеркало, полочка для щеток, расчесок. Дети самостоятельно подходят и расчесываются, чистят одежду, обувь, пользуются зеркалом.

Необходимым условием для решения коррекционных задач является оречевление всех действий и формирование связи между словом и действием.

В целях создания наиболее оптимальных условий, побуждающих учеников к высказыванию, постановке вопросов, участию в диалоге, я использую ряд специальных вопросов, которые, на мой взгляд (при их систематическом включении в урок), развивают у учеников коммуникативную функцию речи, формируют мотив речевого высказывания.

11.01.2017 10:47


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!