СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Свое выступление я хотела бы начать словами А.С. Грибоедова «И дым Отечества нам сладок и приятен!»
А всем ли сегодня дым Отечества так сладок и приятен? Современные реалии таковы, что мы смело можем ответить: нет, не всем.
То, что это сейчас актуально, не надо никому доказывать. Воспитание патриотизма и гражданственности - на сегодняшний день одна из самых актуальных задач. Эта задача есть и остается во всех программных документах сферы образования последних лет, а в группах личностных результатов обновленных ФГОС мы видим, что патриотизм и гражданственность занимают первые позиции.
Как воспитать настоящего гражданина? Создать для этого условия.
Наша школа с 2012 года – это ШАГ - Школа Активной гражданственности – Свою миссию мы видим в том, чтобы в условиях образовательной среды способствовать становлению личности с активной гражданской позицией – т.е. воспитать качества гражданина.
Прирастание данных качеств возможно, если у ребенка сформировано общественно-ориентированное сознание. Оно, в свою очередь, формируется через различные виды деятельности и приобретение опыта.
Какие ресурсы, механизмы, технологии мы можем использовать для решения этой задачи?
Наряду с уроками, как с основной формой педагогического процесса, важное значение в этом направлении имеет внеурочная деятельность, в рамках которой возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации школьников.
Для меня - это курс внеурочной деятельности «Краеведы». По моему мнению, он является гибкой формой, в рамках которой возможно проведение целого ряда различных мероприятий.
Программа данного курса рассчитана на 5 лет (с 5-9 классы).
Цель курса - создание условий для формирования у школьников активной гражданской позиции, уважения к истории Малой родины, традициям и культуре родного края;
В основе программы лежит использование активных деятельностных форм работы с учащимися,
А это обозначило следующие направления в работе кружка:
- Организация и проведение информационных 5-10 минуток краеведческой тематики;
- Проектная и исследовательская деятельность;
- Экскурсии + «Экскурсии проводим САМИ»
- Встречи с интересными людьми;
- Работа в школьном музее;
- Обучение в ККОЗШ.
Одним из активных направлений является организация и проведение 5-10 краеведческих минуток. Ребята готовят и представляют свои сообщения для учащихся других классов, например, о памятных местах г. Николаевска-на-Амуре и Николаевского района; О выдающихся людях Хабаровского края, растительном и животном мире Нижнеамурья и т.д.
Следующее направление – это исследовательская и проектная деятельность.
Школьник имеет возможность выбрать для самостоятельного исследования тему по краеведению (по истории города, края, памятников истории и памятных мест; истории учреждений; жизнь и творчество нижнеамурских поэтов и писателей, биографии выдающихся личностей, истории своей семьи, своего имени или фамилии) и защитить ее научной конференции. Роль педагога здесь заключается в консультировании, методическом и научном сопровождении, оказании информационной и практической помощи. В итоге каждый учащийся имеет возможность овладеть навыками проектной и исследовательской деятельности, представить результат своей работы на конференции в виде проекта или исследования, что способствует успешной социализации учащегося и его самореализации.
Деятельность краеведческого кружка предполагает участие школьников в краевых, районных конкурсах, проектах, акциях краеведческой направленности. В том числе в рамках обучения в Краевой Краеведческой очно-заочной школе. Для нас лучше всего подходит трехгодичный курс обучения с 7 по 9 классы, после окончания которого ребята получат удостоверения.
Конечно, деятельность краеведческого кружка невозможна без музея. Экскурсии в межпоселенческий краеведческий музей, школьный музей, городской архив, а также участие в краевых музейных проектах остаются одними из популярных. СЛАЙД. Но мы идем дальше - выбираем активную форму и готовим экскурсии сами. Готовим и проводим для учащихся других классов.
Самостоятельная работа школьников по выявлению, поиску, изучению материала, создание виртуальных экскурсий, разработка и реализация краеведческих проектов, исследовательская деятельность, организация и проведение экскурсий являются одними из самых привлекательных и результативных в деятельности кружка.
Продуктами деятельности кружка должны стать:
- разработки краеведческих викторин, мультимедийных игр по краеведению;
- материалы для тематических 10-минуток об истории Хабаровского края, г. Николаевска-на-Амуре, о жителях города, внесших свой вклад в развитие города и пр.;
-разработки тематических экскурсий по краеведению;
- видеоролики о природе, истории, выдающихся людях г. Николаевска на-Амуре и Хабаровского края; - статьи; -рисунки; -информационные бюллетени;
Встречи с интересными людьми не только способствуют расширению кругозора и формированию коммуникативных компетенций, но и дают точки соприкосновения с социумом, с другими людьми и организациями.
Работа краеведческого кружка позволяет добиться следующих результатов:
- Хороший и высокий уровень усвоения краеведческих знаний.
- Успешность исследовательской деятельности,
- Хорошая и высокая результативность участия в краеведческих конкурсах, викторинах, проектах, экологических, патриотических и добровольческих акциях различного уровня. О чем говорят грамоты и призовые места в конкурсах и научных конференциях.
- Высокий уровень освоение культурных форм сосуществования в социуме.
- У учащихся повышается уровень развития коммуникативных качеств.
- Сотрудничество с учреждениями и организациями краеведческой и культурной направленности различного уровня (Межпоселенческий краеведческий музей им. В.Е. Розова, ХКЦРТДиЮ, ККОЗШ, районный Эколого-биологический центр, Районная николаевская библиотека, редакции городских газет и др.)
Я надеюсь, что мои ребята будут любить свою большую и малую Родину, делать все для процветания нашего края и города, и что для моих ребят дым Отечества станет сладким и приятным.
© 2022, Митряева Надежда Владимировна 104