СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве? Почему даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, а живя в городе, селе он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве родного края? Думается, это - выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - всё это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств, и активную позицию в этом вопросе должны занять педагоги.
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, - одна из главных задач педагога.
Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств формирования этнокультурной позиции дошкольника. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родным местам.
Под формированием этнокультурной позиции дошкольника педагоги нашего ДОУ понимают взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающему.
Исходя из этого, цель воспитания этнокультурной личности мы видим в формировании у детей потребности совершать добрые дела и поступки, чувства сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность во взаимодействии с родной природой.
В рамках формированием этнокультурной позиции дошкольника параллельно с другими решаются следующие задачи:
Для реализации цели и задач воспитатели создают взаимосвязанные и взаимообусловленные педагогические условия:
Для более эффективной работы по формированию этнокультурной позиции дошкольника посредством ознакомление с родной природой в детском саду в каждой группе создана соответствующая развивающая предметная среда – центр краеведения:
Центр краеведения должен соответствовать определенным требованиям:
Содержание материалов в центрах краеведения зависит от возраста детей.
Младший возраст (4-й год жизни).
Альбомы: «Наша семья», «Улицы города Йошкар-Олы», «Мой город», «Наш детский сад», «Праздники дома и в детском саду».
Художественная литература: стихи о родном городе, марийские и русские народные сказки, потешки, скороговорки.
Папки–передвижки с иллюстрациями: «Природа родного края», «Растительный и животный мир Марий Эл», «Наш город во все времена года».
Картинки, иллюстрации: «Труд взрослых», «Дети и природа», «Дети, живущие в других городах».
Рисунки детей и взрослых о себе, городе, окружающей природе.
Совместные работы из бросового и природного материала.
Образцы декоративно-прикладного искусства русских и марийских мастеров
Куклы в русских и марийских национальных костюмах.
Средний возраст (5-й год жизни).
Альбомы: все вышеперечисленные, альбом «Моя Россия» (города Поволжья).
Художественная литература: стихи, рассказы, загадки, потешки народов Поволжья, рассказы и стихотворения о городе Йошкар-Оле, о России в целом.
Папки-передвижки: «Я живу в Марий Эл», «Национальный парк «Марий Чодра» (о животном и растительном мире), «Город Йошкар-Ола в разные времена года», «Путешествие в лесопарк «Сосновую рощу».
Картотека подвижных игр Марий Эл, и всей России
Картинки – иллюстрации, аналогичные тем, что были в младшей группе, но с усложненным содержанием.
Элементы одежды, посуда народов Поволжья.
Игрушки и изделия мастеров народно-прикладного искусства России и Республики Марий Эл
Атрибуты музыкально-театральной деятельности: тексты песен, прибауток, музыкальные инструменты (ложки, трещетки и т.д.).
Куклы в русских и марийских национальных костюмах.
Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых.
Старший возраст (6-7-й годы жизни).
Альбомы: «Наш детский сад», «Моя семья, «Наш город» (образование, культура, спорт, медицина), “Наша Республика Марий Эл” (медицина, спорт, культура, образование), “Наши соседи ”, “Россия” (города, костюмы, песни, национальная кухня), «Памятник природы «Шереметьевский парк», «Озёра Марий Эл».
Предметы искусства народов Поволжья.
Предметы одежды и быта народов Поволжья.
Художественная литература (стихи, рассказы, произведения самих детей).
Традиции, обычаи, фольклор республики Марий Эл и России (описания, иллюстрации).
Флаг, герб и другая символика города Йошкар-Ола, России.
Макеты: «Город Йошкар-Ола» (плоскостной), макет или план «Детский сад».
Рисунки детей о жизни в детском саду, дома, о различных праздниках и т.д.
Куклы в национальных костюмах (чувашский, мордовский, русский, татарский).
Альбом одежды («всех времен и народов»).
Выставки работ родителей и детей «Мы живем в Йошкар-Оле», «Моя Родина Россия».
Рукоделие: вышивка, ткачество, вязание и т.д.
Работа в центре краеведения развивает у дошкольников речь, воображение, мышление, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному городу, краю, России.
Краеведческая работа, проводимая нашим коллективом в детском саду, формирует у детей художественно-историческое мышление, дошкольники учатся восприятию культуры других времен и народов, в детских душах пробуждается чувство ответственности за окружающий мир и, что самое главное – жажда познаний.
Дети не только могут назвать народы, проживающие в Поволжье, но и научились выделять элементы национальной одежды, основную идею народного праздника, творчески применять полученные знания в своей деятельности.
Продуктивное использование прогрессивного опыта этнокультурного воспитания детей предполагает не простое заимствование идей и практических наработок, а их дальнейшее развитие в контексте современных тенденций образования: гуманизации, активности процесса обучения, духовно-нравственного и личностного развития, развития патриотических чувств, воспитания культуры межнационального общения.
Краеведческие знания, используемые на занятиях, прогулках по родному городу, кроме познавательного, всегда имеют и важное воспитательное значение, так как показывают нравственное и эстетическое богатство национальной культуры, способствуют формированию осознанного патриотического чувства, основанного на понимании тех духовных ценностей, которые рождены веками длительного исторического пути нашего народа. Информация, полученная нашими детьми в детском саду и дома, не пройдет мимо сознания каждого ребенка, его внимания и слуха, обязательно отзывается творческим началом в последующий период детства.
© 2017, Моторина Ольга Николаевна 549