СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РОЛЬ ЛИДЕРСТВА УЧИТЕЛЕЙ ПРИ ПРОДВИЖЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕФОРМ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Когда мы заглядываем в наступающий новый век,

становится ясно, что лидерами станут те,

кто сможет вдохновить других

Билл Гейтс

Имея многолетний стаж работы в школе, мы задались вопросом: почему происходящее реформирование школ имеет ряд существенных недоработок? Это выражено различными обстоятельствами: недостатком финансирования образования, слабой материально-технической базой, несоответствие государственных программ с учебным материалом, а порой и откровенными ошибками в учебниках. Почему, внося изменения в преподавание и обучение, остается извечной проблемой повышение качества обучения учащихся? Какие изменения в преподавании являются эффективными и результативными? И пришли к выводам: успех или провал школьного образования зависит в основном от качества работы учителя. Реформа педагогического образования напрямую связана с реформой урока и реформой школы.

Действительно, современному образовательному пространству необходимы инновационные изменения. Полагаем, ключевым моментом для внедрения инноваций и совершенствования школьной практики, является учительское осознание своих возможностей и путей повышения своей результативности. Лидерство учителей должно становится ключевым элементом для развития профессиональной позиции учителя и поддержки реформ в сфере образования. Но сегодняшняя практика такова, что, как правило, лидерство осуществляется учителями, наделенными особыми полномочиями: заведующие учебной частью, воспитательной работой и т.д., то есть это те, кто занимает официальные должности. Не секрет, чтов школах немало учителей, обладающих способностями внедрять инновации, способных стать реальными (а не административными) лидерами. Лидерские качества так же могут быть культивированы у любого не равнодушного учителя, если ему оказать надлежащую поддержку.

Лидерство - процесс, посредством которого учителя мотивируют и ведут за собой остальных, и в этом смысле личность лидера имеет большое значение. Целевой лидер организует работу, устанавливает стандарты. Будучи ориентированным на цель, он сосредотачивает внимание и усилие других учителей на стоящей перед ними задаче. Эксперименты показывают, что сочетание конкретной трудной и интересной цели с периодическими отчетами о достижениях помогает поддерживать мотивацию к высоким достижениям. У такого лидера должно быть достаточно способностей, чтобы отдавать правильные распоряжения или указания. Основу лидерства составляют межличностные отношения.

Коллеги реально оценивают друг друга, лидер учитывает все эти качества и это может рассматриваться как показатель деловых взаимоотношений между ними.

Возможно ли преобразование межличностных отношений в деловые, если первые уже доминируют? С моральной точки зрения целевой лидер должен обладать еще и качествами социального лидера, разделяющего власть с членами сообщества и поощряющего их участие в принятии решений. Эксперименты показывают, что такое лидерство благоприятно в моральном отношении. Разумеется, что коллеги влияют на своего лидера, и поэтому он должен четко представлять себе, куда его могут завести и куда совместными усилиями с педагогами он выведет свой коллектив. Опасность, которая подстерегает лидера и всех членов коллектива - так называемое огруппление мышления. А это, по определению американского психолога Ирвина Джаниса, «режим мышления, возникающий у людей в том случае, когда поиски консенсуса становятся настолько доминирующими для сплоченной группы, что она склонна отбрасывать реалистические оценки альтернативного способа действий». [1, с.152]

Чем же вызвано появление такого мышления? В неверно организованном сообществеможет появится риск непогрешимости принимаемых решений; стереотипы восприятия других; прямое давление на несогласных; внутренняя цензура; иллюзия единомыслия. При этом не всегда рассматриваются все возможные альтернативы; не все возражения принимаются во внимание; не оценивается степень риска для предпочитаемого решения; недостаточная информированность; не разработан план на случай непредвиденных обстоятельств.

В руководстве для учителя первого уровня определены три основных направления лидерской позиции учителя:

  • Лидерство в среде учащихся или коллег в качестве методиста, коуча, ментора, тренера, специалиста по разработке учебных планов, разработчика новых подходов в обучении, руководителя исследовательскими группами.
  • Руководство над выполнением оперативных задач: в форме проведения организационных мероприятий и обеспечения оптимальных условий для продвижения школы по направлению к поставленным целям, выступая в качестве заведующего учебным отделом, осуществляющих Исследование в действии.
  • Управление посредством принятия решений или партнерства: в качестве члена сетевых сообществ или групп по усовершенствованию деятельности школы

[2,с. 157]

Таким образом, функции учителей-лидеров представляют собой:

  • непрерывное совершенствование собственной преподавательской деятельности в классе;
  • аналитический обзор школьной практики;
  • пополнение знаний по разработке программ;
  • участие в принятие решений вопросов школьного менеджмента;
  • повышение квалификации коллег внутри школы;
  • участие в оценивании эффективности других учителей.
25.03.2015 18:08


Рекомендуем курсы ПК и ПП