СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«РОЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Министерство образования Иркутской области

Государственное общеобразовательное казенное учреждение

Иркутской области «Специальная (коррекционная)

школа для обучающихся с нарушениями речи №11 г. Иркутска.

Понаморчук Л.И.,

учитель высшей категории

русского языка и литературы ГОКУ СКШ

664047 г. Иркутск, ул. Красных Мадьяр,102

тел.: факс: 29-16-40, эл. Почта: [email protected]

Областная психолого-педагогическая

научно-практическая конференция

«Я выбираю жизнь».

Доклад:

«РОЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ

В ФОРМИРОВАНИИ ЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ»

г. Иркутск, 2015

План статьи:

1. Литература-учебник жизни

2. «Рецепт» правильной жизни даёт художественная литература;

3. «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить? Что ненавидеть»…

4. Из опыта работы: внеклассное мероприятие «Жестокие игры»

Художественная литература помогает открыть личность. «Книга выступает одним из звеньев в духовной связи людей, заставляет возвращаться к своим истокам, проникать в сокровенные глубины духа, контактировать с настоящим, прошлым и будущим. Каждая книга требует отрешенности от суетных дел, полной погружённости в тему, в систему образов-вся душа должна быть там «,-писал Ч. Айтматов.

Задачи литературы:

- ввести учащихся в мир литературы, изучаемой в курсе гуманитарного цикла;

- наметить ведущие проблемы литературы и некоторые возможные пути их разрешения;

- вызвать у ребят интерес кпроизведениям русских писателей;

- пробудить потребность к чтению;

- пробудить их задуматься над общечеловеческими ценностями, примерить их на себя;

«Рецепт» правильной жизни

Одним из могучих стимулов и средств самовоспитания является художественная литература. Произведения реалистической художественной литературы отражают жизнь людей во всем многообразии ее проявлений. Читающий познает различные жизненные пути, которые проходят персонажи произведений, характеры персонажей, их нравственные и волевые черты.

В силу яркости изображения живые образы художественной литературы оказывают более действенное влияние на сознание читателя, чем понятия научных сочинений. Они дают не только знания, но и пробуждают мысли и чувства, стимулируют воображение, заряжают волю к действию. Благодаря всему этому образы художественной литературы способствуют формированию многих сторон личности: интеллектуальной, морально-волевой, эстетической.

«Что дурно? Что хорошо? Что надо любить? Что ненавидеть? Для чего жить и что такое я.» - слова Л.Н. Толстого актуальны в современном мире.Мы добавляем: «К чему надо стремиться?»

5 «само»: самопознание, самообразование, самовоспитание, самореализация,

самоопределение – вот ориентиры человека, который стремится к жизненному успеху. Разобраться во всех вопросах помогут книги.

Обобщая свой опыт работы, хочу рассказать о внеклассном мероприятии, проведённом в 6-8 классах по прочитанным книгам. Герой-сверстник. Были определены, какие книги надо прочесть. Определили, что это будет: конференция или «Круглый стол». Решили, что формой проведения будет «Круглый стол», где возможны рассуждения, реплики по ходу обсуждения.

Произведения для обсуждения на заседании «Круглого стола»

-Л. Н. Толстой «Детство. Отрочество. Юность»;

-В. Распутин «Уроки французского»;

-В. Железников «Чучело»;

-В.Солоухин «Мститель».

Задачи «Круглого стола» «Жестокие игры»:

- показать нравственный смысл поступков героев произведений;

- научить детей видеть авторскую позицию; - сформировать способность детей к переосмыслению своих действий;

- помочь ученикам задуматься над их взаимоотношениями со сверстниками.

Ход занятия:

1.Вступительное слово учителя.

Л. Н. Толстой в повести «Детство» пишет: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».

Мы в жизни часто слышим, что детство - самая счастливая пора. Многие из ребят не совсем согласны с данными утверждениями.

Подтверждением тому служат их сочинения на морально-этическую тему: «Обижать человека - это сила или слабость?». В своих работах они говорят о том, что у них очень много проблем. И проблемы эти особенно для них трудны: это и предательство друзей, и оскорбления взрослых, и унижения со стороны учителей, и душевная боль, и жестокие забавы одноклассников.

Иногда мы наблюдаем, как забавные игры переходят в жестокие игры. Это одна из основных проблем детства, когда группа детей обижают, унижают одного человека.

Читая произведения художественной литературы, мы обращаем внимание на конфликты детей, на их поступки, на мотивы их действий, на то, какие роли занимают подростки в конфликтных ситуациях :лидера, мстителя, преследователя, жертвы.

С повестью Л.Н.Толстого «Детство» вы познакомились кратко на уроках (гл. «Маман», «Папа», «Классы».) Я предлагаю учащимся поразмышлять над произведениями художественной литературы и ответить на некоторые вопросы.

2.Читаем отрывок главы повести Л.Н.Толстого «Детство»,

( отрывок из текста смотри в «Приложении». Текст №1).

Вопросы и задания:

- Как можно распределить роли между героями-мальчиками?

- Почему автор употребил слово « жертва».Какой смысл он в него

вкладывает?

- Раскаивается ли Николенька по поводу случившегося?

- Легко ли поддаться настроению, царящему в компании героев-

подростков?

Вывод 1

Легко поддаться общему настроению, царящему в компании сверстников, но необходимо учиться контролировать свои действия, думать о последствиях поступков, думать о том, не принесут ли они страдания другим людям.

3.Работа над текстом повести В. Железникова «Чучело».

В центре повести - конфликт между новенькой ученицей 6 класса и группой ее ровесников.

Много всего пришлось пережить Лене Бессольцевой : первую любовь, конфликт с одноклассниками, давшим ей прозвище «Чучело»,бойкот, который ей объявили ребята, возглавляемые девочкой по прозвищу Железная Кнопка. Они ошибочно и несправедливо обвинили Лену в предательстве. Хорошо, что девочке есть с кем поделиться своей бедой. Обо всем она рассказывает своему дедушке.

Прочитаем отрывок из повести. (Мы за неделю до внеклассного мероприятия посмотрели фильм «Чучело», обсуждать сразу не стали: дали возможность осознать то, что случилось с героями, почему они потеряли человеческий облик. Как такое могло произойти?)

Вопросы и задания по тексту:

- Опиши чувства, переживаемые тобой во время прослушивания текста

(Отрывок из текста смотри в «Приложении. Текст №2).

- Как восприняли сожжение чучела ребята из команды Железной

Кнопки?

- Как отнеслась к содеянному Лена ?

- Почему Лена не ответила оскорблением на оскорбление ?

- Приходилось ли вам оценивать свои поступки заново?

Вывод: Какими бы сложными ни были отношения между людьми, нельзя допускать унижения достоинства другой личности.

4. Работа над текстом рассказа В.Распутина «Уроки французского»

Однако, бывают такие ситуации, когда конфликт достигает своей кульминации.

Конфликт перерастает в драку. Обэтом повествует рассказ В. Распутина

«Уроки французского».

Читаем отрывок из рассказа. (Отрывок из текста смотри в «Приложении», текст №3 читает учитель)

Вопросы и задания:

- С чего началась драка?

- Сколько человек принимали в ней участие?

- Как были распределены силы?

- Какое неписаное правило сработало? Справедливо ли это правило?

- Трудно ли во время драки применять правила?

- Какие самые главные уроки преподала мальчику жизнь

Вывод:

Иногда бывает трудно строить взаимоотношения с другими людьми, определять свое место среди подростков. Постоянная внутренняя работа, способность к переосмыслению поступков помогут удержаться в конфликтных ситуациях от чрезмерной жестокости.

5.Работа над текстом рассказа В. Солоухина «Мститель».

( краткий художественный пересказ текста от 1 лица. Отрывок из текста смотри в «Приложении»).

Когда конфликтная ситуация переходит в месть, желание отомстить –очень сильное желание. Сопротивляться ему бывает очень трудно. Познакомимся ещё с одним героем художественного произведения, вашим ровесником, который оказывается в трудной ситуации выбора: отомстить обидчику или удержаться от этого желания.

- Знакомо ли тебе чувство мести?

- Были ли в твоей жизни такие ситуации?

- Какой был финал?

- Какие этапы в своих чувствах проходит мститель?

- Что повлияло на изменение первоначального плана мести?

Вывод:

Мстить - это явление сложное и противоречивое, это намеренное причинение зла с целью отплатить за оскорбление или обиду. Большинство людей в жизни руководствуются гуманными принципами, они приходят к выводу, что в конфликтных ситуациях месть не способствует их разрешению, а затягивает конфликт, ухудшает его последствия. Мстить или отказаться от мести - это выбор каждого. Но как становится легко на душе, когда человек отказывается от мести.

Какие же нравственные уроки дают нам произведения художественной литературы?

Писатели в своих произведениях дают нам главные нравственные уроки:

- Нельзя допускать унижения человеческого достоинства другого человека;

- Надо уметь определять свое место среди сверстников;

- Необходимо постоянно работать над собой и стремиться к тому, чтобы уметь себя удерживать от жестокости;

- Авторы призывает нас к постоянному самоконтролю и самоанализу действий, поступков, к необходимости иметь чувство сострадания, уметь плакать и при виде выброшенных новорожденных котят и щенка, ставшего ненужным.

- Стремитесь быть нужными, полезными, делайте добро, отличайте его от зла. Различайте правду и ложь. Наблюдайте за самим собой, стремитесь понять себя, учитесь понимать и других.

Категория: Русский язык
02.12.2015 11:28


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!