СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль мотивации(самоопределения) к учебной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новое время ставит перед учителем непростую задачу «Как обучать в новых условиях?»

Меняется содержание образования, его цели, появляются новые технологии обучения и средства, но какие бы не совершались реформы в образовании, урок остается главной формой обучения. Каким будет урок – решать учителю. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». ( К.Д. Ушинский)

Знания, которые получают дети в школе, через определенное время нуждаются в коррекции. Каким образом разбудить в ребенке желание добывать новые знания? Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию…»

Что является самым важным в структуре современного урока? Каждый урок начинается с постановки цели. Но цель, поставленная учителем, не имеет смысла, пока не станет целью для ученика. Значит, нужно пробудить в ученике потребность в знаниях, заинтересовать детей, придать этим знаниям личностный смысл. «Интерес поддерживается успехом, к успеху ведет интерес. А без успеха, без радостного переживания победы над трудностями, нет развития способностей, нет обучения, нет знания». ( В.А.Сухомлинский). Урок должен вовлекать учеников в активную деятельность, ведь радость успеха – это могучая сила, от нее зависит желание ребенка быть хорошим.

Как же построить работу на уроке, чтобы доставить ребенку эту радость успеха, чтобы ему было интересно учиться, как повысить мотивацию к учению? Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности предполагает осознанное вхождение обучающихся в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на этом этапе я организую мотивирование обучающихся к учебной деятельности, а именно:

  1. актуализирую требования со стороны учебной деятельности («надо»).
  2. создаю условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
  3. Устанавливаю тематические рамки («могу»).

Именно мотивация побуждает обучающихся к вступлению в учебную деятельность.

Работая второй год по новым стандартам, я осваиваю технологию деятельностного метода. При использовании на уроках данной технологии происходит формирование всех групп универсальных учебных действий. На каждом этапе урока нового знания формируются УУД и создаются благоприятные условия для реализации ФГОС к формированию метапредметных результатов образования.

Тема урока: «Величины. Единицы измерения – сантиметр». (1 класс)

Постановка учебной задачи

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

У. – Ребята, вам нравится наш класс?

- Почему?

- Как же сохранить наш класс таким же чистым и уютным?

-Как сохранить парты в чистоте на уроках технологии и изобразительного искусства?

Д. – Постелить клеенку.

У. – Да, надо постелить клеенку. Но ведь с партой в магазин не пойдешь. Как же узнать, сколько клеенки нам понадобиться на каждую парту? (Предположения детей)

У. – Как вы думаете, что нам надо измерить? Цвет? Состав?

У. – Можно ли измерить эти признаки?

У. – Можно ли их сравнить?

Д. – Нет.

У. – Что же нам нужно измерить, чтобы застелить парты клеенкой?

Д. – Нам нужно измерить длину парты.

У. – Что нам нужно сделать сейчас на уроке?

Д. – Измерить длину парты.

( Выявление места и причины затруднения. Поиск решения проблемы.)

Тема урока: «Решение задач на нахождение суммы». (2 класс)

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

У. - Начнем сегодняшний урок с необычной разминки. Представьте себе, что мама послала вас в магазин.

1. Денис, ты пришел в магазин и покупаешь себе сок за 20 рублей и шоколадку за 50 рублей. Сколько рублей ты должен заплатить за покупку? (70 рублей)

2. Дима, ты пришел в магазин и решил купить альбом за 30 рублей и карандаш за 8 рублей. Сколько рублей ты заплатишь за покупку? (38 рублей)

У.- Ребята, скажите, а что сейчас я вам предложила? Как это называется?

Д.- Задачи.

У.- Задачи нам в жизни встречаются везде, когда вы идете в магазин, вы должны посчитать сколько необходимо заплатить за покупку, а также посчитать сколько сдачи вам должны дать. Вы это должны уметь делать.

У.- Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?

Д.- Решать задачи.

Тема урока: «Заглавная буква в словах» (1 класс)

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

У.- Ребята, вы любите играть?

У.- Давайте поиграем. Игра называется «Меня звали. Меня зовут. Меня будут звать».

У.- Ребята, когда я была маленькой, меня называли Мариночка, а сейчас как зовут?

Д.- Марина Евгеньевна.

У. - А как будут меня звать, когда я буду старенькой?

Д.- Бабушка Марина.

У. А как зовут вас? Повернитесь друг к другу и назовите все ваши имена. (Работа в парах).

У.- Правда, имена у всех красивые? Давайте попробуем записать наши имена. Запишите имя своего лучшего друга или подруги на карточке. (Дети записывают имя на карточке, а два человека – на доске).

У. – Я тоже запишу имя своей подруги на карточке. (Анализ написанного).

У.- Почему я написала слово с большой буквы, а некоторые ребята с маленькой? Кто из нас прав? Ответить на этот вопрос нам поможет наш урок.

Тема урока: Обобщение по разделу «Устное народное творчество. Сказки.» (2 класс)

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Звучит мелодия «Приходи сказка».

У. - Ребята, вам знакома эта мелодия? Где вы ее слышали раньше?

Д.- В сказках.

У.- Какая эта мелодия?

Д.- Сказочная, веселая, таинственная.

У.- Какие бывают сказки?

Д.-Русские народные, волшебные.

У.- Какие предметы встречаются в сказках?

Д.- Зеркальце, яблоко, блюдце.

У. - У нас на уроке сегодня тоже есть предмет из сказки, который принес нам интересные задания. ( Учитель показывает сказочный предмет – Ларец.)

Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Следующий этап мотивации может быть применен на уроке математики в начальной школе на уроке открытия нового знания.

У.- Великий математик Джордж Пойа сказал: « Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому».

У. -Значит, ребята, как вы думаете, чему будет посвящен наш урок математики?

Д.- Открытию нового знания.

У.- А чтобы узнать что-то новое, что нужно сделать?

Д.- Вспомнить то, что уже знаем.

У.- Какие шаги мы делаем при открытии нового знания?

Д.- « Что я не знаю?», « Сам найду способ».

(Далее дети читают девиз урока: «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому».

У.- Значит, мы открываем что-то новое, вспоминаем то, что важно для урока, определяем основной вопрос урока, открываем новые знания и применяем их.

Таким образом, на этапе мотивации у обучающихся происходит осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработка внутренней готовности к их реализации.

Использованная литература

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. - А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под редакцией А.Г. Асмолова М.: Просвещение, 2009.)

3. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.

4. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006г.

27.02.2016 19:40


Рекомендуем курсы ПК и ПП