СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Новое время ставит перед учителем непростую задачу «Как обучать в новых условиях?»
Меняется содержание образования, его цели, появляются новые технологии обучения и средства, но какие бы не совершались реформы в образовании, урок остается главной формой обучения. Каким будет урок – решать учителю. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». ( К.Д. Ушинский)
Знания, которые получают дети в школе, через определенное время нуждаются в коррекции. Каким образом разбудить в ребенке желание добывать новые знания? Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию…»
Что является самым важным в структуре современного урока? Каждый урок начинается с постановки цели. Но цель, поставленная учителем, не имеет смысла, пока не станет целью для ученика. Значит, нужно пробудить в ученике потребность в знаниях, заинтересовать детей, придать этим знаниям личностный смысл. «Интерес поддерживается успехом, к успеху ведет интерес. А без успеха, без радостного переживания победы над трудностями, нет развития способностей, нет обучения, нет знания». ( В.А.Сухомлинский). Урок должен вовлекать учеников в активную деятельность, ведь радость успеха – это могучая сила, от нее зависит желание ребенка быть хорошим.
Как же построить работу на уроке, чтобы доставить ребенку эту радость успеха, чтобы ему было интересно учиться, как повысить мотивацию к учению? Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности предполагает осознанное вхождение обучающихся в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на этом этапе я организую мотивирование обучающихся к учебной деятельности, а именно:
Именно мотивация побуждает обучающихся к вступлению в учебную деятельность.
Работая второй год по новым стандартам, я осваиваю технологию деятельностного метода. При использовании на уроках данной технологии происходит формирование всех групп универсальных учебных действий. На каждом этапе урока нового знания формируются УУД и создаются благоприятные условия для реализации ФГОС к формированию метапредметных результатов образования.
Тема урока: «Величины. Единицы измерения – сантиметр». (1 класс)
Постановка учебной задачи
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
У. – Ребята, вам нравится наш класс?
- Почему?
- Как же сохранить наш класс таким же чистым и уютным?
-Как сохранить парты в чистоте на уроках технологии и изобразительного искусства?
Д. – Постелить клеенку.
У. – Да, надо постелить клеенку. Но ведь с партой в магазин не пойдешь. Как же узнать, сколько клеенки нам понадобиться на каждую парту? (Предположения детей)
У. – Как вы думаете, что нам надо измерить? Цвет? Состав?
У. – Можно ли измерить эти признаки?
У. – Можно ли их сравнить?
Д. – Нет.
У. – Что же нам нужно измерить, чтобы застелить парты клеенкой?
Д. – Нам нужно измерить длину парты.
У. – Что нам нужно сделать сейчас на уроке?
Д. – Измерить длину парты.
( Выявление места и причины затруднения. Поиск решения проблемы.)
Тема урока: «Решение задач на нахождение суммы». (2 класс)
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
У. - Начнем сегодняшний урок с необычной разминки. Представьте себе, что мама послала вас в магазин.
1. Денис, ты пришел в магазин и покупаешь себе сок за 20 рублей и шоколадку за 50 рублей. Сколько рублей ты должен заплатить за покупку? (70 рублей)
2. Дима, ты пришел в магазин и решил купить альбом за 30 рублей и карандаш за 8 рублей. Сколько рублей ты заплатишь за покупку? (38 рублей)
У.- Ребята, скажите, а что сейчас я вам предложила? Как это называется?
Д.- Задачи.
У.- Задачи нам в жизни встречаются везде, когда вы идете в магазин, вы должны посчитать сколько необходимо заплатить за покупку, а также посчитать сколько сдачи вам должны дать. Вы это должны уметь делать.
У.- Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?
Д.- Решать задачи.
Тема урока: «Заглавная буква в словах» (1 класс)
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
У.- Ребята, вы любите играть?
У.- Давайте поиграем. Игра называется «Меня звали. Меня зовут. Меня будут звать».
У.- Ребята, когда я была маленькой, меня называли Мариночка, а сейчас как зовут?
Д.- Марина Евгеньевна.
У. - А как будут меня звать, когда я буду старенькой?
Д.- Бабушка Марина.
У. А как зовут вас? Повернитесь друг к другу и назовите все ваши имена. (Работа в парах).
У.- Правда, имена у всех красивые? Давайте попробуем записать наши имена. Запишите имя своего лучшего друга или подруги на карточке. (Дети записывают имя на карточке, а два человека – на доске).
У. – Я тоже запишу имя своей подруги на карточке. (Анализ написанного).
У.- Почему я написала слово с большой буквы, а некоторые ребята с маленькой? Кто из нас прав? Ответить на этот вопрос нам поможет наш урок.
Тема урока: Обобщение по разделу «Устное народное творчество. Сказки.» (2 класс)
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Звучит мелодия «Приходи сказка».
У. - Ребята, вам знакома эта мелодия? Где вы ее слышали раньше?
Д.- В сказках.
У.- Какая эта мелодия?
Д.- Сказочная, веселая, таинственная.
У.- Какие бывают сказки?
Д.-Русские народные, волшебные.
У.- Какие предметы встречаются в сказках?
Д.- Зеркальце, яблоко, блюдце.
У. - У нас на уроке сегодня тоже есть предмет из сказки, который принес нам интересные задания. ( Учитель показывает сказочный предмет – Ларец.)
Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Следующий этап мотивации может быть применен на уроке математики в начальной школе на уроке открытия нового знания.
У.- Великий математик Джордж Пойа сказал: « Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому».
У. -Значит, ребята, как вы думаете, чему будет посвящен наш урок математики?
Д.- Открытию нового знания.
У.- А чтобы узнать что-то новое, что нужно сделать?
Д.- Вспомнить то, что уже знаем.
У.- Какие шаги мы делаем при открытии нового знания?
Д.- « Что я не знаю?», « Сам найду способ».
(Далее дети читают девиз урока: «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому».
У.- Значит, мы открываем что-то новое, вспоминаем то, что важно для урока, определяем основной вопрос урока, открываем новые знания и применяем их.
Таким образом, на этапе мотивации у обучающихся происходит осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработка внутренней готовности к их реализации.
Использованная литература
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. - А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под редакцией А.Г. Асмолова М.: Просвещение, 2009.)
3. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.
4. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006г.
© 2016, Алехина Марина Евгеньевна 911