СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
М.В. Ротару
учитель начальных классов МБОУ
«Основная общеобразовательная школа №2»
г. Таштагол
M.V. Rotaru
Elementary school teacher
Secondary school 2
Tashtagol
E-mail: [email protected]
Роль педагога-наставника в успешном профессиональном становлении молодых педагогов
The Role of the teacher-mentor in successful professional formation of young teachers
Аннотация В статье рассматриваются деятельность педагога-наставника и основные особенности создания необходимых условий для профессионального становления и развития творческой самореализации молодых педагогов.
Annotation Activity of the teacher-mentor and the main features of creation of necessary conditions for professional formation and development of creative self-realization of young teachers are considered in this article
Ключевые слова Молодой
Keywords A Young teacher, pedagogical activity, pedagogical abilities, teacher-mentor, "a road map".
В школу пришёл педагог – молодой специалист. Что ждёт его впереди? Сможет ли он стать профессионалом своего дела?
Главным направлением вузовского обучения считается вооружение студентов прочными научными знаниями в соответствующей области. Но на практике мы видим что, ни сами знания как ориентировочная основа деятельности, ни непосредственно знания о способах деятельности не обеспечивают умения ими пользоваться реально, поэтому сами знания – это не конечная цель обучения, а база для формирования профессионально значимых умений.
Для учителя профессионально значимыми являются различные умения: коммуникативные, организаторские, обеспечивающие культуру умственного труда и др. В этом ряду особое место занимают педагогические умения. Именно они являются профилирующими, от них во многом зависит успешность воспитания и обучения школьников. При этом правильность постановки обучения детей определяется сформированностью у учителя методических и общеметодических умений.
Отличительным признаком общеметодических умений является свойство широкого переноса этих умений с одного вида деятельности на другие.
Исходя из того, что основу любой деятельности, в том числе и методической, составляют следующие компоненты:
а) ориентировка в предметном содержании осуществляемой деятельности;
б) планирование составляющих её действий;
в) реализация намеченной программы;
г) самоконтроль за результатами её выполнения,
комплекс общеметодических умений можно представить в виде следующих четырёх групп [1].
1) Умение обеспечивать ориентировочную основу дальнейшей деятельности по подготовке и проведению урока.
2) Умения, связанные с планированием урока.
3) Умения, связанные с проведением урока, т.е. с реализацией на практике намеченного плана.
4) Умения, связанные с самооценкой результатов проведённого обучения.
Формирование у будущих учителей методических умений происходит больше на теоретической основе. Начиная работу в школе, непосредственно на практике, молодые педагоги сталкиваются с большим количеством проблем. Вхождение в новую деятельность всегда сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Вести школьную документацию, уметь эффективно организовать учебный процесс, владеть различными методами организации внеурочной деятельности, участвовать в работе школьного методического объединения, принимать участие в семинарах, различных образовательных событиях. всё это должен делать молодой учитель
Чтобы помочь ему справиться с возникающими проблемами, сформировать у него систему методически-практических умений, устойчивое желание развиваться и стать в дальнейшем профессиональным педагогом, необходим некий путеводитель, особенно в начале педагогической деятельности. Таким «путеводителем» должен стать старший товарищ: педагог-наставник.
Педагог-наставник оказывает помощь молодым специалистам в ознакомлении с коллективными традициями, общими правилами, профессиональными особенностями работы в МБОУ. Проводит индивидуальную воспитательно-методическую работу с молодым специалистом [2].
Основные задачи педагога-наставника:
- привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление учителей в образовательной организации;
- ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
- адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива школы и правил поведения в образовательной организации, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя.
Работая педагогом-наставником на протяжении многих лет, я составила «Дорожную карту» (план мероприятий) сопровождения молодых специалистов.
Цель «Дорожной карты»: создание необходимых условий для профессионального становления и развития творческой самореализации молодых педагогов.
Дорожная карта (план мероприятий)
по сопровождению молодых специалистов МБОУ
для создания необходимых условий для профессионального становления и развития творческой самореализации молодых педагогов
I этап Знакомство (август, 1 четверть)
Цель этапа: изучение личностных качеств молодого педагога, достоинств и недостатков его теоретических и практических умений и навыков. Создание благоприятной дружелюбной обстановки вокруг молодого педагога.
Мероприятия:
1.Изучение документов (диплома, характеристики, личностных студенческих достижений).
2.Беседы, наблюдение за общением с новыми коллегами (характер, стиль общения, желание идти на контакт).
Результаты:
Установление благоприятного климата взаимодействия с педагогическим коллективом.
II этап Обучение, передача опыта
(1 – 3 год педагогической деятельности)
Цель этапа: проверка уровня профессиональной компетенции молодого педагога, определение и корректировка степени готовности к выполнению своих функциональных обязанностей, методическая помощь.
Мероприятия:
Изучение нормативно- правовой базы, ФГОС
I Теоретические занятия по вопросам:
1.Ведение школьной документации.
2.Постановка задач урока.
3.Составление рабочих программ, календарно-тематического планирования.
4.Самоанализ урока.
5.Методические требования к современному уроку.
6.Самообразование учителя.
7.Рефлексия собственной деятельности.
8.Ошибки начинающего педагога.
9.Построение диалога: учитель родитель.
10.Полезные сайты.
II Практические занятия:
1.Посещение наставником уроков, занятий молодого педагога.
2.Посещение уроков, занятий молодым педагогом у более опытных учителей.
3.Взаимопосещение уроков.
4.Разработка и проведение родительских собраний.
III «Скорая помощь» - оказание методической, психологической помощи в неожиданно возникающих ситуациях.
Результаты:
Правильность ведения школьной документации. Методические разработки уроков, внеклассных мероприятий, внеурочной деятельности.
III этап Личностно-творческая самореализация
(4 – 5 год педагогической деятельности)
Цель этапа: раскрытие творческого потенциала молодого учителя, стимулировать, направлять на деятельность, ориентированную на создание нового, т.е. инновационную деятельность.
Мероприятия:
1.Нетрадиционные формы уроков.
2.Разработка и презентация моделей уроков.
3.Презентация себя как учителя, классного руководителя.
4.Деловые игры, конкурсы.
Результаты:
Создание портфолио учителя, выход на конкурсы профессионально-педагогического мастерства.
Наставничество, направленное на передачу педагогического опыта от одного поколения к другому, является неотъемлемой частью повседневной жизни педагогов. Оно помогает развивать профессиональные компетенции молодого педагога, быстро адаптироваться к работе в школе, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, раскрыть свою индивидуальность, профессионально - творчески самореализоваться.
Литература
© 2017, Ротару Марина Викторовна 1391