СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Большинство детей до 3 лет не посещают дошкольные учреждения. Поэтому родители, взяв на себя ответственную роль педагога, должны помнить, что этот период чрезвычайно важен для последующего развития ребенка. Именно в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке, сформировать у них положительное к ней отношение. Родители должны понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный уровень.
Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой[7, С.178].
Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних с уважением относятся к народной и классической музыке, профессии музыканта, часто посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка, которую взрослые слушают вместе с ребенком. Родители, понимая, какую радость и духовное удовлетворение приносит детям музыка, стараются дать им музыкальное образование, развить их способности.
В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, даже с очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом практической пользы. К музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребенок слышит в основном современную «легкую» музыку, потому что к «серьезной» музыке его родители безразличны. Поэтому, учитывая специфику каждой семьи, ориентируясь на различные условия, мы педагоги (музыкальные руководители) помогаем скорректировать развивающую предметно-пространственную среду в домашних условиях.
На родительских собраниях, консультациях, в индивидуальных беседах музыкальный руководитель ненавязчиво дает советы, как лучше наладить быт, как устроить мини-уголки по театрализации, создать медиатеку, какие покупать музыкальные инструменты и игрушки, какую использовать музыку в самостоятельной деятельности ребенка и как ее преподнести, как организовать детский праздник в семье. Советую, как интересно провести выходные: совместное посещение родителями и детьми музеев, театров, художественных выставок, экскурсий.
Развивающая предметно-пространственная среда моделирует ближайшее и перспективное развитие детской деятельности, что является ее базисным признаком и отличает от обычной бытовой предметной среды, которая не обеспечивает развитие разнообразных видов деятельности ребенка, их переход к более сложным формам[2, С.163].
Предметно-пространственная среда обладает важнейшей способностью непосредственного и постоянного влияния на детей. Материальное окружение, организованное с целью предоставления большего пространства для творческих исканий ребенка, тем самым активно развивает и тренирует его воображение. Это особенно важно, если учесть слова английского психолога Т.И. Джонеса, что воображение «должно иметь постоянное, а неспорадическое(единичное, случайное, появляющиеся от случая к случаю) применение»[4, С. 58].
Как этого достичь в условиях семейного воспитания? Существует ряд объективных обстоятельств, затрудняющих внедрение полноценного явления «развивающая среда» в наши семьи, а именно:
— малометражность квартир; невозможность не то что выделить ребенку отдельную комнату, но иногда просто «уголок»;
— небольшой общий семейный доход по России и дороговизна различных музыкальных игрушек и пособий, изобразительного материала для детей, что делает порой невозможным полноценно оснастить пространство ребенка;
— отсутствие у родителей элементарных знаний о том, как должна выглядеть комната ребенка, что ведет к частым перегибам в «дизайнерских» экспериментах родителей.
На самом деле все одновременно и сложно, и просто. Не споря с объективностью вышеперечисленных проблем, хочется сказать, что создание развивающей среды в семье — задача, требующая, прежде всего, четких позиций родителей, знаний об особенностях дошкольного периода детства и разумных материальных затрат.
Самое главное во взглядах родителей на игрушки и наполнение среды детской комнаты, это проверка:
1) сертификации всего, что вы покупаете ребенку, т.е. наличие санитарно-эпидемиологического заключения (сертификата), который подтверждает безопасность материалов и оборудования;
2) безопасности материалов и оборудования, т.е. обеспечение ребенка такими материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и психическому здоровью не угрожает опасность.
3) развивающий потенциал игрушки.
Взрослый должен осознать, что предметно-пространственная развивающая среда — это средовое пространство, заполненное предметами мебели, быта, игрушками, живя среди которых ребенок с помощью взрослого осваивает окружающий мир. Развивающая среда должна создавать благоприятные условия для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности. Поэтому и создавать среду надо с позиции творческой активности и самостоятельности ребенка. Взрослый выступает как помощник, соратник в построении игрового пространства, но ни в коем случае не как его организатор и авторитарный руководитель. Поэтому взрослый создает среду, максимально дающую свободу деятельности и активности ребенка. В детской комнате не нужны богато украшенные интерьеры, которые требуют интенсивного ухода и уборки помещения или пристального наблюдения, как бы чего не помял, не нарисовал, не сдвинул, не сломал. Хотя, конечно, мы учим ребенка бережно относиться к предметам интерьера, но среда, тем более развивающая, не должна выполнять функцию статичного, раз и навсегда заданного пространства жизни. Это среда постоянного освоения и изменения, т.е. тех процессов, что так желанны и необходимы ребенку[3, С. 112].Создание условий для эффективной организации развивающей предметно-пространственной среды в семье, активизирующей самостоятельную музыкальную деятельность и изобразительную деятельность детей дошкольного возраста, является обогощением художественно-эстетических ценностей в образовательном пространстве современного дошкольника.
© 2019, Матягина Людмила Николаевна 331