СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль школьного музея в воспитании гуманистического мировоззрения обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль школьного музея в воспитании гуманистического мировоззрения обучающихся.

Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями. К.Д.Ушинский

Патриот – это человек, который горячо любит Родину, учится и трудится на её благо, приумножает её богатства, а если понадобится, он должен быть готов встать на её защиту, в том числе с оружием в руках. Патриотизм проявляется в поступках и деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознания любви к Родине, к своему Отечеству. Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, гуманного,политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности. Наш педагогический коллектив уделяет пристальное внимание патриотическому воспитанию обучающихся, в котором большую роль играет школьный музей. Музей, как известно, это, прежде всего, память, выраженная в предметах, или, как еще говорят, своеобразный храм культуры. Являясь научно-исследовательскими и просветительскими учреждениями культуры, музеи собирают, изучают и сохраняют историко-культурное наследие, содействуют повышению культурно-образовательного уровня обучающихся, распространению знаний о человеке и его окружении, служат духовному развитию общества. Музей уникален. Он дает посетителям символичный доступ в пространство другой культуры, возможность личного переживания. Именно поэтому, одной из основных миссий музея является его образовательная деятельность, которая является важной составляющей институционной роли музея. Музей не «иллюстрирует» историю, не учит ей, а формирует у человека личные отношения к тем или иным историческим фактам. Непосредственный контакт с музейным предметом помогает формированию исторической сознательности человека, под которой понимают «осмысление человеком своего положения в социальном времени и пространстве, своей связи с прошлым и будущим». Задача музея - сделать обучение осмысленным, соотнести научные и эстетические понятия с чувственным опытом детей, развить их способность учиться и собирать информацию. Наиболее значительными задачами музеев в сфере образования, согласно мировой тенденции, являются: - Развитие способности извлекать информацию из первоисточника на основе наблюдения явлений природы или осмотра предметов материальной среды. - Формирование понятийного аппарата через наблюдение и общение с творениями природы или предметами материальной среды. - Привитие навыков самостоятельного обучения. - Мотивация процесса обучения. Система обучения и воспитания в музее - это непрерывный, преемственный, последовательный процесс, а, чтобы он стал еще и действенным, необходимо добиваться сознательности и активности аудитории. Вся музейная информация должна подаваться в доступной, интересной форме, пропускаться через чувства детей. Для маленького человека реальная повседневность легко переходит в сказку, мифологическое воображение. Поэтому фантазия без трудностей переносит детей в другие далекие времена. А это содействует проникновению, осмыслению образно-символической сущности музейной экспозиции, возникновению чувственных отношений к истории. Вот поэтому во время работы с маленькими детьми в музее так часто используют воображаемые путешествия в прошлое. Это значительно более эффективно, чем просто рассказывать про историю, тем более что информация, которая не относится к детям непосредственно, ими плохо воспринимается и быстро забывается. Характерной особенностью восприятия явлений и событий окружающей действительности в этом возрасте является феномен «наивного реализма», склонность видеть в музее буквальное воссоздание некой жизненной ситуации. Система музейных занятий может содействовать преодолению этого феномена, превращению «наивного реализма» в образное мышление. В целях воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма, уважения к Подвигу советского народа, воспитания гражданской активности учащихся в 1983г.на базе МБОУ «Котельниковская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза Л. Д. Чурилова» был создан Музей 17-ой Гвардейской механизированной Петракувской дважды Краснознаменной орденов Суворова, Кутузова и Богдана Хмельницкого бригады 6-го гвардейского механизированного корпуса 4-ой Гвардейской танковой армии. А знаете ли вы, почему 17 гвардейская бригада имеет такое длинное название? Правильно. - за образцовое выполнение заданий командования в боях при овладении городом Львови проявленные при этом доблесть и мужество бригада получила орден Суворова 2 степени; -за отличия в боях по овладению городом Петроков приказом ВГК №014 от 19.02.45 бригада получила звание Петраковская и орден Красного Знамени; -за образцовое выполнение заданий командования в боях при овладении городами Ратибор, Бискау и проявленные при этом доблесть и мужество бригада получила орден Кутузова 2 степени; - за образцовое выполнение заданий командования в боях при прорыве обороны немцев на реке Нейссе и овладении рядов городов проявленные при этом доблесть и мужество бригада получила орден Богдана Хмельницкого 2 степени; - за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками при овладении столицей Германии и проявленные при этом доблесть и мужество бригада получила орден Красного Знамени. И наша школа с честью носит имя командира 17 гв.бригады Героя Советского Союза Л. Д. Чурилова. Подрастающему поколению есть на кого равняться! Сегодня я хочу поделиться опытом практического взаимодействия музея и школы. В начале учебного года составляется план работы музея в соответствии с воспитательными целями и задачами школы. В первую очередь это проведение тематических классных часов, бесед, экскурсий, а также организация общешкольных мероприятий. Работу школьного музея координирует Совет музея, в состав которого входят обучающиеся 6-9-ых классов, а также члены Совета ветеранов 4 Танковой Армии. В задачи Совета музея входит: -создание и оформление стендов, экспозиций и поделок к памятным датам Великой Отечественной войны, краеведению; -пополнение музейных фондов экспонатами Великой Отечественной войны; -разработка и проведение экскурсий для обучающихся школ г.Котельники, детских садов, родителей, гостей школы; -предоставление информации для СМИ. Для гуманного, духовно-нравственного воспитания детей очень важно непосредственное их участие в организации и проведении мероприятий патриотического характера, а также то, что практически не одно мероприятие на проходит без встреч с ветеранами ВОв. Для нашей школы стали уже традиционными празднования Дня танкиста(второе воскресенье сентября),битва под Москвой (5 декабря),День Защитника Отечества (23 февраля).К этим знаменательным датам Совет музея проводит конкурсы чтецов, стенгазет и плакатов. В этом году к празднованию очередной даты битвы под Москвой был объявлен конкурс информационных проектов «Дети-герои Великой Отечественной войны». Ветераны и гости оценили проекты по высшему балу. Хочу отметить, что дети очень ответственно подходят к участию в таких мероприятиях. Окунаясь на сцене в события того страшного времени, они переживают их вместе с героями. А личные встречи с ветеранами ВОв–это пример мужества и героизма нашего народа. Постоянными гостями школы стали ветераны Великой Отечественной войнысупруги Девятковы- Бронислав Васильевич и Эмилия Павловна; куратор нашего музея, ребенок войны, член Совета ветеранов 4 ТА Нина Григорьевна Еремина; председатель Совета ветеранов 6 гвар. корпуса, подполковник Александр Николаевич Данилов; рук-ль музейного комплекса 4 ТА в школе №627 г Москвы Артем Дмитриевич Мотылев. Благодаря сплоченной работе этих людей с Советом музея, с педагогическим коллективом школы наш музей пополняется новыми экспонатами, информационными стендами, идеями и предложениями. В рамках преемственности на базе школьного музея проводятся экскурсии на английском языке для гостей и обучающихся других школ, которые готовит методическое объединение учителей английского языка нашей школы. Классные руководитель в свою воспитательную работу включают обзорные и тематические экскурсии, классные часы и беседы на базе школьного музея, а также экскурсии в музеи подшефных школ 4 ТА и различных музеев Москвы Московской области. Перед школьным музеем и школой стоит много задач. В первую очередь, продолжить работу по воспитанию нравственности, гуманизма, патриотизма подрастающего поколения через вовлечение уч-ся в организацию вышеперечисленных мероприятий, а также через проектную работу под названием «Чуриловцы» и создание виртуальной странички нашего школьного музея. Подводя итог, хочу отметить, что музеи служат источником,пополняющим духовные силы общества,сохраняющим коллективную память,обогащающим и развивающим интеллект и гуманизм нации. «Память-это посох, на который опирается человек в своем жизненном пути» -эти замечательные слова принадлежат писателю Виктору Астафьеву. Они в полной мере отражают значение и смысл создания и существования музеев.

27.01.2020 20:35


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!