СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Нынешнее поколение школьников учится в образовательных учреждениях по не так давно принятым образовательным стандартам нового поколения. В условиях реализации ФГОСпоменялось и представление о
Известно, что в своей профессиональной деятельности учитель выступает прежде всего как личность. Внутренний мир учителя, проблемы стоящие перед ним, ценностные ориентиры являются одними из ведущих факторов развития учащихся, формирования у них коммуникативной и культуроведческой компетенций, что особенно важно в процессе обучения на уроках русского языка и литературы. В эффективном осуществлении речевого взаимодействия ключевую роль могут сыграть эмоциональная сфера, творческий потенциал учителя и учащихся, элементы театрального действия, обеспечивающие легкость восприятия, выразительность и новизну формы и содержания урока.
Так кто же он – современный учитель русского языка и литературы? Строгий консультант или друг? Мудрый наставник или отстранённый наблюдатель? Одно ясно точно: профессия эта многоликая, и её ролевой репертуар чрезвычайно богат. У психолога Владимира Леви свой взгляд на этот вопрос. Его схема показывает, что в процессе работы учитель может играть различные роли: исследователя, наблюдателя, оратора, утешителя, инструктора, дрессировщика, шута… Как подчеркивает Леви, «роль учителя ясная, определенная, однозначная, но… сколько она содержит в себе ролей скрытых, неявных…».
Но даже к столь многообразному репертуару сегодня можно добавить еще несколько так называемых ролей: фасилитатор, модератор, коуч, тьютор.
Объектом внимания в данном случае является группа (в условиях реализации ФГОС на уроках русского языка и литературы групповой работе отводится все больше внимания). Цель фасилитатора - создание условий для эффективной групповой работы, путем задания регламентов, ролевой структуры, организации пространства.
Вариант Алгоритма урока, построенного на фасилитации:
Модератор
Модерация – помощь в нахождении решения (Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать)
Термин «модерация» произошел от итальянского «moderare» и означает «смягчение», «сдерживание», «умеренность», «обуздывание».
Модератором называют руководителя дискуссии, редактора рубрики на телевидении и радио, а также ведущего интернет-конференции. Уроки-дискуссии, диспуты, конференции часто проводятся учителями литературы, и такая роль педагога будет оптимальной. В данном случае учитель - это методический помощник, который предлагает ученикам свои знания и свой опыт в организации обсуждения проблемы. Он является специалистом в области улучшения общения между ребятами, с целью достижения заданного результата, умеет управлять процессом обсуждения вопросов, владеет методами активатизации деятельности учащихся, обладает компетентностью для своевременного реагирования на возникающие конфликты и располагает адекватными методами их устранения. При такой работе учителю можно установить «Правила игры»:
Коуч
Коучинг (англ. coaching — обучение, тренировки) — это технология для раскрытия потенциала человека. Однако это больше, чем технология, это способ мышления. Основная задача коучинга - не научить чему-либо, а стимулировать самообучение, чтобы в процессе деятельности воспитанник смог сам находить и получать необходимые знания. Коуч не даёт советов и жёстких рекомендаций, а ищет решения совместно с учеником. В основе коучинга лежит идея о том, что ребенок является не пустым сосудом, который надо наполнить, а он более похож на жёлудь, который содержит в себе весь потенциал, чтобы стать могучим дубом. Необходимо питание, свет, чтобы достичь нужного результата, но способность вырасти уже заложена в ученике.
Философия коучинга такова:
• каждый человек живет с чувством того, что он способен на большее. Коучинг – помощь в реализации этого чувства.
• каждый человек может все, что он захочет.
• каждый человек знает, чего он хочет.
• для того, чтобы достичь своих целей, надо осознавать реальность, быть мужественным и не останавливаться.
Основная форма общения в коучинге - диалог, задавание эффективных вопросов и внимательное выслушивание ответов. Во время этого диалога происходит полное раскрытие потенциала ученика, повышается его мотивация, и он самостоятельно приходит к важному для себя решению и реализует намеченное. Например, во время фронтального опроса целесообразно научить ребят начинать свой ответ словами: «Я знаю, что…». Этот приём способствует росту уверенности учеников в своих силах.
« Успех в учении - единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться…»
К. Д. Ушинский
Коуч помогает ребенку поверить в себя и использовать все свои внутренние ресурсы, чтобы достигнуть новых высот и добиться желаемых результатов в различных сферах своей жизни.
Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность. Необходимо акцентировать внимание на том, чтобы дети поняли, что необходимо достигать в любой деятельности положительных результатов и радоваться тем изменениям, которые происходят в них самих, учить радоваться очередному личностному достижению.
Тьютор
Тьютор (в переводе с английского tutor) означает "домашний учитель, репетитор, (школьный) наставник, опекун".
Главный инструмент обучения, воспитания и базовая функциональная обязанность педагога-тьютора - создание индивидуальной образовательной программы, которая постоянно уточняется и корректируется. Изменения вносятся в зависимости от совместного анализа успехов и продвижений учащегося на пути освоения знаний.
Главную роль здесь играют технологии открытого образования:
Эти технологии, которые помогают тьютору организовать работу с личным интересом (потребностью) учащегося и переводом индивидуального интереса подопечного в инициирование конкретной деятельности, которая возможна либо как образовательная или социальная проба ученика.
Таким образом, новые роли учителя русского языка и литературы необходимы для воспитания творческой, активной личности, в которой так нуждается современное российское общество. Решение учебных и воспитательных задач, стоящих перед школой, невозможно без обновления содержания, методов и форм обучения. Кроме того, новые формы уроков – это голос учителя, живой опыт, это реакция педагога на перемены, происходящие вокруг, попытка внести разнообразие, добиться, чтобы каждое занятие носило творческий характер.
© 2016, Волкова Ольга Владимировна 949