СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
А.С. Пушкин-величайший поэт, который в 1824 году, по велению Александра I, попадает в ссылку в Михайловское. Пушкин проводит в Михайловском почти два года уединенной, замкнутой жизни, но в то же время он пристально следит за развитием русской литературы и общественной мысли: ему присылают журналы, альманахи, новые книги, он ведет переписку. Во время ссылки ему ничего не оставалась, как погрузиться в творчество и придаться утехам с девушками, которых в округе было изрядное количество. Тема любви – одна из важнейших тем в творчестве А.С. Пушкина, ведь именно любовь вдохновляла поэта на творчество. В Михайловском Пушкин переосмысливает тему любви, к нему приходит понимание любви как внутренней свободы, источника вдохновения. В стихотворениях Михайловского периода Пушкин интерпретирует любовь как что-то выше земной страсти. В своей любовной лирике автор затрагивает множество тем, он рассуждает о месте человека в обществе, о своей жизни, также он задумывается об утраченной любви, тем самым наполняя свои произведения печальными мотивами. Пушкин выражает свои чувства и переживания, ведь именно в Михайловском у него появляется время, чтобы истинно разобраться в себе. Ярким примером «перерождения А.С. Пушкина» является романтическая элегия «Погасло дневное светило…», она представляет собой грустное размышление поэта о жизни, судьбе, своем месте в мире. Элегию Пушкина можно разделить на три части. В первой нам представляется море, во второй части поэт вспоминает прошлое, «Мечта знакомая вокруг меня летает; Я вспомнил прежних лет безумную любовь, И все, чем я страдал, и все, что сердцу мило,» он описывает свои переживания. В третьей части читателю представляется образ покинутой родины. Поэт описывает то время, когда его чувства были совсем свежи, легки, самое начало отношений. «Страны, где пламенем страстей Впервые чувства разгорались,» Пушкин пронес память о тех чувствах сквозь года, из его строк становится понятно, что ничто им не забыто, но за период ссылки изменился сам Пушкин, а вместе с ним изменилось и его отношения к событиям прошлого. «Подруги тайные моей весны златыя, И вы забыты мной. Но прежних сердца ран, Глубоких ран любви, ничто не излечило.» Во время ссылки в Одессе А.С. Пушкин влюбляется в молодую особу, Елизавету Воронцову, хоть их чувства и пылали страстью, их союз не был возможен, потому что Елизавета была замужем за графом Воронцовым, который и отправляет Пушкина в ссылку в Михайловское, чтобы тот находился подальше от его жены. Пребывая в ссылке им овладевает тоска из-за разлуки с графиней, в нем играют чувства, он наполнен эмоциями и переживаниями, которые рождают собой такие произведения как «Сожженное письмо» и «Храни меня мой талисман». Эти стихотворения можно соотнести между собой. Они оба относятся к любовной лирике, в них он затрагивает тему любви, грусти о ней, страданий. В этих стихотворениях также затрагивается тема угасшей любви, символом которой являются сожженное письмо и талисман, в соответственно одноименных произведениях. Оба стихотворения посвящены чувствам к Воронцовой, ведь письма полученные от нее он сжигал, а талисманом был кулон с ее портретом внутри. Но его чувства не могли реализоваться, он «находится в тупике», потому что он не может ни о чем думать, он охвачен воспоминаниями, его жизнь полна бесполезных чувств, что его изрядно угнетает. Такое состояние души заставляет А.С. Пушкина переосмыслить себя, он меняет свои взгляды на жизнь, понимает что нельзя жить прошлым, что надо идти вперед, тем самым происходит «перерождение А.С. Пушкина». Произведения, написанные Пушкиным в период ссылки в Михайловское, отражают его переживания, чувства, эмоции. Прочитав все стихи поэта написанные во время ссылки, можно увидеть изменение его мнения, заметить как меняется Пушкин, как человек. Также можно провести параллели с его реальной жизнью, ведь именно пережитые им эмоции: пылкая любовь, страдания от разлуки, позволили Пушкину измениться. Поэт находит себя в творчестве, он выражает свои чувства через произведения, в которых отражает свое мировоззрение, эмоции, переживания.
Южная ссылка (1820-1824) Пушкина стала следствием его слишком вольных стихов, распространявшихся в Петербурге в 1817-1819 гг. (например, ода «Вольность»). Однако формально никакой ссылки не было, Пушкина направили на новое место службы. 6 мая 1820 года он выехал из Петербурга на юг, в Екатеринослав (ныне Днепропетровск), с назначением в канцелярию генерала-лейтенанта И.Н.Инзова Инзову одновременно было направлено специальное письмо, в котором излагались факты виновности поэта. Письмо, однако, возымело обратное действие. Инзов отличался человеколюбием (даже имел орден Почётного легиона за гуманное обращение с пленными французами), был человеком современных взглядов (увлекался модными тогда масонскими идеями), поэтому письмо об опальном поэте оказалось для него хорошей рекомендацией. Инзов сразу взял Пушкина под свою опеку.
Дорога, оторвав от суеты столичной жизни, дала Пушкину возможность осмотреться, спокойно осмыслить события последних лет. Итоги были такие: в Петербурге Пушкин стал поэтом, причём не только в собственных глазах, но и в глазах общества. Период ученичества, начавшийся еще в Лицее, где в 1813 году поэт написал своё первое стихотворение, был окончен, теперь уже не наставники по литературе (В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков, В.Л.Пушкин и др.), а он сам должен определять судьбу своего творчества. Как жить дальше? Как писать? Эти мысли и вопросы изменили настроение и психологический облик Пушкина. Вместо взрывного и страстного автора «Вольности», восклицавшего «Тираны мира, трепещите!», теперь мы видим другого Пушкина - он стал сдержаннее, ответственнее. Ему пришло ясное понимание того, что отныне его жизнь неразрывно связана с поэзией, за каждое слово в стихе он несёт ответственность, его стихи влияют на его судьбу - ведь именно из-за стихов он оказался на пути в «южную ссылку». Это новое настроение Пушкина по сути дела было романтическим мироощущением «жизнь и поэзия - одно»[3]. Именно это мироощущение стало для Пушкина в период «южной ссылки» точкой опоры, в этот период он создаст «не только совершенно неповторимое искусство слова, но и совершенно неповторимое искусство жизни [5]. Суть романтического типа поведения заключается в высокой культуре чувств и сердечных переживаний, а если ещё точнее - в душевной тонкости, способности ощущать, замечать и выражать самые тонкие, почти неуловимые оттенки чувств, в умении различать и пользоваться разными стилями поведения, сознательно ориентируясь на определенные типы романтических литературных героев (мрачный Демон, страдающий Вертер, неистовый Дон-Жуан и т.д.). Романтик не только себе отводит одну из таких «ролей», но и «раздаёт» их окружающим. Так рождается характерное для романтиков ощущение второй реальности: здесь в повседневной жизни человек ходит на службу, заботится о пропитании, об одежде, решает самые обычные житейские вопросы, но одновременно с этим романтик ощущает себя принадлежащим ещё одному миру - там он представляет себя, например, особым избранником, которого не понимают окружающие, поэтому он бежит от пустой и бездушной «толпы» и в уединении посвящает себя сложнейшим вопросам о смысле жизни, о судьбах народов и т.п. Романтическое поведение могло принимать самые разные формы, например: человек испытывает одиночество, разочарованность, равнодушие к жизни и удовольствиям, «преждевременную старость души», как следствие, к нему приходит неутолимое желание странствовать, скитаться и грустить при этом о покинутой родине (о преданной любви, об оклеветанной дружбе и т.д.), понимая с тоской, что впереди полная неизвестность… Подобная «старость души» (свойственная, например, Онегину, Печорину) обычно имела два варианта, две причины: или политическую (например, бегство от несправедливых законов цивилизованного общество к «диким» народам), или любовную (например, неразделенная любовь заставила влюбленного покинуть свет и вытравить в себе способность любви вообще). Такая романтическая мифология человека была в моде в современную Пушкину эпоху и сам Пушкин в период «южной ссылки» тоже включается в эту эстетическую игру.
17 мая Пушкин прибыл в Екатеринослав на место службы. Случилось так, что ещё не приступив к своим служебным обязанностям, Пушкин, искупавшись в Днепре, простудился и Инзов отпустил его лечиться на Кавказ на 2 месяца. По дороге в Гурзуф на палубе брига «Мингрелия» Пушкин написал элегию «Погасло дневное светило…», ставшую началом романтического периода в творчестве поэта.В обратный путь в сентябре Пушкин отправился верхом - через Крым (Алупка, Симеиз, Севастополь, Бахчисарай, Симферополь), через Одессу в Кишинёв, куда к тому времени была перенесена канцелярия генерала Инзова. В Кишинёве жизнь протекала не так тихо как на Кавказе и в Крыму, напоминала столичные проблемы. В Кишинёве Пушкин прожил с сентября 1820 по июль 1823 года, и эти годы стали заметным этапом в его жизни.
Однако ещё более важным этапом стало пребывание в Крыму, хотя оно продолжалось всего нескольких недель. Здесь родились новые и развились прежние поэтические замыслы поэта, здесь пейзажи Крыма и Кавказа дали наглядный материал для романтических представлений, романтизм оказался правдой, живой реальностью.
Необычный экзотический мир Кавказа, незнакомая речь и нравы горцев воспринимались поэтом как особенный романтический мир, как романтическое там. Интересно, что сама жизнь «помогала» романтизму - Пушкин поселился в стоящем на отшибе доме Инзова и остался там жить после землетрясения, в полуразрушенном доме, окружённом запущенным разросшимся виноградником и пустырём.
Всё это точно соответствовало образу «беглеца», «добровольного изгнанника», каковым себя Пушкин в то время ощущал.
Неслучайно именно здесь написаны знаменитые романтические произведения поэта: поэмы «Кавказский пленник», «Гавриилиада», «Братья-разбойники», стихотворения «Чёрная шаль», «Кинжал», «Чаадаеву», «Наполеон», «К Овидию» и др. - все они объединены образом автора-«беглеца».
В это время в стихах Пушкин создаёт себе «вторую», поэтическую, биографию.
Вот примеры. Когда Пушкина перевели в Одессу, он на несколько дней возвращался в Кишинёв и так на это отозвался в стихах
…мне стало жаль
Моих покинутых цепей
хотя Кишинёв - не тюрьма,
и Одесса - не освобождение.
Сказалась «исполняемая» Пушкиным роль романтического героя. В эту же роль входила потаённая любовь, и это тоже сыграл Пушкин в письме Бестужеву по поводу публикации стихотворения «Редеет облаков летучая гряда…»: Пушкин будто бы расстроился из-за того, что некая «она», то есть его тайная возлюбленная, прочитает стихи в журнале и обидится, хотя, как выяснили исследователи, никакой тайной любви не было, была лишь красивая романтическая легенда.
© 2020, Попкова Ольга Ильинична 4102