СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
История российского образования полна загадок. Многие полагают, что полноценная система образования в России появилась только с приходом большевиков. Неужели до революции Россия была безграмотной страной, не желавшей давать образование своим подданным? Как выглядели российские школы в начале 20 века? Об этом – в статье Алексея Птицына. Начальное образование было представлено несколькими видами учебных заведений. Все они имели различные уставы, уровень подготовки учителей и методики преподавания. Самый частый вид начальной школы – земская. Финансировались такие школы из местных земств и частными лицами. Земские школы были одноклассными и двуклассными, в них учились от трех до пяти лет. В первом классе учили закону божьему, чистописанию и арифметике. Классом выше преподавали историю, географию, естествоведение и черчение. В ведомстве Синода находились церковноприходские школы. Они также имели два класса, учились в них до четырех лет. Преподавали в них местные священники и выпускники духовных училищ. При таких школах существовали двухлетние курсы грамотности. В городах существовали городские училища. Как правило, в училищах было три класса, учились в таких заведениях шесть лет. В училищах обучали чтению и письму, арифметике, закону божьему. В старших классах появлялись новые предметы: история, черчение, география и церковнославянское чтение. На базе городских училищ планировалось создать систему четырехгодичного всеобщего начального образования. Всего на 1914 год только 30,1% детей в возрасте от 8 до 11 лет обучались в начальной школе. Среднее образование в Российской империи было представлено тремя видами заведений: классические мужские и женские гимназии, реальные училища. В мужских гимназиях учились 8 лет. Мальчики изучали русский и церковнославянский языки, классические и иностранные языки, математику, физику, историю, законоведение, географию, природоведение, рисование и философскую пропедевтику (философская система Гегеля). Только выпускники мужских гимназий могли поступить в университет. В женских гимназиях учились 7 лет. При некоторых женских гимназиях организовывали дополнительный годовой курс педагогики. Программа обучения была похожа на программу мужских гимназий. В реальных училищах готовили специалистов технических специальностей. Выпускник училища мог поступить в высшее учебное заведение с технологическим уклоном, в университет он поступить не мог. Программа была рассчитана на 7 лет и повторяла программу мужских гимназий за исключением классических языков. При реальных училищах организовывали коммерческие отделения, н них готовили специалистов для торговли. В 1913 году только 12% девушек посещали гимназии, 9,9% молодых людей учились в гимназиях и реальных училищах от общего числа. К 1913 году по сравнению с 1897 годом в России стало больше учебных заведений: высших учебных заведений стало больше на 3,8%, средних на 1,6%, число низших школ возросло на 8,7%. Большинство учеников гимназий и реальных училищ были детьми дворян или купцов, чуть меньше детей духовенства. Мещане, казаки и крестьяне составляли явное меньшинство в учебных заведениях Российской империи — только 315 из 100 000 из них учились на средней ступени. Все это нашло отражение в росте грамотности населения империи: на 1913 год грамотными были 54% мужчин и 26% женщин (40% в целом). В 1897 году перепись выявила лишь 21% грамотного населения. В странах Запада за это время уровень грамотности приблизился к 100% (В Великобритании с 90% до 99%). При этом грамотным в России считался человек, который умеет читать, на Западе – читать и писать. К сожалению, значительный скачок в подъеме грамотности населения в России удалось совершить лишь благодаря Революции.
© 2018, Зудова Любовь Алексеевна 424