СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рука развивает мозг.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим. Руки добывали огонь, пищу, защищали и строили жилище, объясняли, измеряли, создавали всё необходимое для жизни, лечили, учили и учились…

По рукам судили о здоровье, о положении человека (белоручка или трудяга), его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки), о характере, темпераменте (вялые, флегматичные или быстрые, нервные руки).

Не случайно в языке так много выражений связанных с руками: «Мастер на все руки», «Золотые руки», «Положа руку на сердце», «Рукой подать», «Руками развести», «Руки опускаются», «Обеими руками «за», «Своя рука – владыка», «чужими руками жар загребать», «Руки не оттуда растут», «Работать не покладая рук», «Как рукой сняло» и т.д.

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.

По умелости детской руки специалисты на основе данных самых современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её «святая святых» - мозга. И если когда-то подобные выводы были эмпирическими, то для современных нейрофизиологов, физиологов, психологов взаимосвязь мозга и руки – аксиома, подтверждённая тончайшими датчиками специальных приборов.

Психологи отмечают, что умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной.

Первый этап мышления называют наглядно- или предметно-действенным. С полным основанием такое основание можно считать «ручным» - ведь только манипулируя предметами, ребёнок познаёт их свойства, особенности. Это значит, что все мыслительные задачи он решает руками, действиями.

Чем больший запас действий и проб накопит в своём опыте ребёнок, тем скорее он перейдёт ко второму этапу – наглядно – образному, когда будет оперировать уже не своими предметами, а их образами: «Печенье круглое, как колесо», «Плащ бегемотового цвета», «Дай такую букву, как баранка».

Третий этап – словесно-логическое или абстрактное мышление. Здесь даже практические задачи будут решаться не руками, а в уме. Мышление оперирует понятиями, суждениями, умозаключениями, обычно формируется в речи и сопровождается речью.

В итоге переходим к выводу: начало развития мышления даёт рука. Как писал физиолог И.П. Павлов, «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Существует всемирно известный тест «Рисунок человека» (или «Человек»), разработанный американскими психологами – докторами Маковерон и Гуденау ( вариант для детей 5 – 6 лет разработан Кёрном-Йирасеком):

Ребёнку предлагают лист бумаги и карандаш и просят нарисовать человека. Рисунок оценивается в баллах, каждое «да» равняется одному баллу, которые набираются на основе утвердительных ответов на следующие вопросы:

  1. У человека есть голова?
  2. У него две ноги?
  3. У него две руки?
  4. Туловище достаточно отделено от головы?
  5. Плечи выделены хорошо?
  6. Длина туловища превышает его ширину?
  7. Места соединения рук и ног с туловищем выделены хорошо?
  8. Шея на своём месте?
  9. Шея удлинена по отношению к плечам и туловищу?
  10. У него есть глаза?
  11. У него есть нос?
  12. У него есть рот?
  13. Нос и рот имеют нормальные размеры?
  14. Можно различить ноздри? (остальные вопросы, а их 47, нас дошкольников не интересуют)

Многие тесты выявляют зрительно-моторную координацию у детей. Это тесты перед поступлением ребёнка в школу: 1. «Рисунок человека», 2. «Копирование письменных букв», 3. «Копирование группы точек».

Авторы методики считают: если ребёнок не сумел выполнить задание, он будет иметь проблемы не только с письмом и чтением, но и со счётом.

29.01.2017 08:48


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!