СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Руки помнят
Говоря о необходимости тех или иных навыков, мы обычно думаем об их утилитарности. Что ответить 14-летнему подростку на вопрос о том, для чего нужно писать от руки в XXI веке, когда “узнаваемый почерк” — в 100% случаев метафора?
“Я считаю, что навыки письма от руки, безусловно, необходимы. Когда человек пишет от руки, память работает лучше. Это касается и правописания, и ведения конспектов, и записывания жизненно важных целей на бумаге.
Кроме того, образно говоря, по лестнице подниматься намного труднее, чем на лифте или на эскалаторе, но, во-первых, полезнее, во-вторых, лестница в отличие от лифта или эскалатора никогда не сломается.
Технический прогресс - безусловно, важный этап развития человечества, но от техники не стоит полностью зависеть. Так, если у меня ручка и листок бумаги в кармане, я могу быть уверен, что зафиксирую нужную мне информацию, пускай даже речь идет о расписании автобуса или о часах работы магазина. А девайс в любой момент может выйти из строя, у него может сесть батарея, к тому же, он занимает много места, в отличие от ручки и бумаги”.
Более того, мы можем использовать особенности нашей нервной системы необычным образом:
“Иногда полезно написать свою жизненную цель или слово, которое никак не можешь запомнить, левой рукой (или правой для левши), так как многие вещи, которые мы делаем вне зоны своего комфорта, усваиваются очень прочно”, — объясняет
С ним абсолютно согласна
Я не отрицаю удобства электронных носителей, они несомненно облегчают жизнь, ускоряют процесс работы и поиска информации. Но на этапе обучения в школе, я считаю, необходимо, чтобы школьники писали от руки. Потому что в дальнейшем отсутствие этого навыка ведет к тому, что студенты не могут от руки записывать лекцию (что удобнее, быстрее и не раздражает окружающих “клацканьем” клавиатуры). Я часто сталкиваюсь со взрослыми людьми, которым отсутствие навыков грамотной письменной речи мешает в работе, и они прибегают к помощи репетитора”.
Когнитивный консонанс
Уличать в преподавателях консерваторов, всеми силами стремящихся остановить прогресс, бессмысленно: важность навыков письма от руки неоднократно подтверждена учёными.
К примеру, французский психолог Станислас Деан
К тем же выводам пришли американские учёные
Кроме того, Кэрин Джеймс отмечает, что даже просто разбирая чужой почерк, мы укрепляем свои когнитивные способности: даже буква А может быть написана десятками различных способов, и мы почти всегда можем распознать её. Умение вычленять смысловые единицы очень важно, в особенности при обучении детей.
Кстати об обучении детей
Как мы помним из хрестоматийной песни, “буквы разные писать” учат в школе (учат в школе, учат в школе). А стоит ли дожидаться, пока этому действительно научат в школе?
“Детей стоит обучать письму с 4-5 лет, когда они уже восприимчивы к обучению, — считает
“Письму начинают обучать с первого класса, но многие родители еще в дошкольном возрасте покупают своим детям прописи и начинают тренировать навыки письма, чтобы в первом классе ребенку было легче.
У меня нет однозначного мнения, хорошо это или плохо. Это зависит от личных особенностей ребенка. Если ребенок смышленый, все схватывает на лету, то не стоит торопить процесс, но если ребенку многие навыки трудно даются, то заранее наработанное умение писать ему поможет адаптироваться в первом классе.
Но, к сожалению, тут еще многое зависит от родителей, от их психологических особенностей. Слишком тревожные родители, у которых в школе были проблемы с учебой, стараются своего ребенка ко всему подготовить заранее, бессознательно проецируя на него свои недостатки. Напротив, спокойные родители понимают, что всему свое время, поэтому они легко доверяют своего ребенка школьным учителям”.
Предположим, ребёнок сам проявляет интерес к письму. С чего начать и какой подход лучше всего использовать в обучении?
“В дошкольном возрасте продуктивнее всего применять игровую систему обучения, чтобы у ребенка не было жесткого разделения его жизни на обязанности и досуг, и желательно такой подход долгое время сохранять, и тогда у ребенка не будет формироваться отвращение к учебе”, — объясняет
“Если вы знаете, что интересно вашему ребенку, какие у него увлечения, то стоит совместить обучение с его личными интересами и увлечениями. К примеру, есть у девочки любимая кукла, которой она посвящает значительную часть своего свободного времени, очень неплохо связать обучение письму с этой куклой — например, научить девочку писать слово "кукла".
Далее, когда она будет учиться писать предложения, также сохранять образ этой куклы и писать предложения про эту куклу: "Я люблю свою куклу", "Моя кукла красивая".
При переходе к следующей языковой единице, тексту, также стоит сочинять для ребенка легкие тексты, содержание которых ему лично будет интересно”.
Интерес к подаче, считает
“Я считаю, что одна из основных проблем, почему детям скучно на уроках русского языка и они не могут научиться грамотно писать, заключается в том, что дети, которые живут в XXI веке в крупных городах, среди новейших изобретений техники, на уроках русского языка делают упражнения по текстам Пришвина, Толстого и других русских классиков, посвященным русской природе. Эти тексты отстоят от современного мира на полтора столетия, и глубинный их смысл даже не каждому взрослому человеку под силу понять. Мне кажется, если учиться русскому языку по текстам, которые говорят о современных реалиях, то и результат обучения будет намного лучше, и кругозор у детей расширится”.
“Обучение письму следует начинать с изучения ребенком алфавита в игровой форме — использовать элементарные ассоциативные связи для запоминания алфавита ребенком. Пока ребенок не начнет узнавать буквы и не научится их писать, не стоит торопиться и приступать к чтению и письму. Нужно учиться читать сочетания букв, ребенок должен запомнить, как они читаются и как их записать”.
Женя Кац, автор многочисленных книг для мам, приводит пример обучения ребёнка письму в своей статье
“Можно сделать треугольные листы, и сперва рисовать большую букву, рядом её младшую сестру, потом ещё меньше, — и так до уголочка. А в конце работы обязательно выберите вместе с ребёнком самую удачную, самую ровную и красивую букву, подчеркните её зелёным, и повесьте её на доску почёта”.
Просто дети стали старше
А что делать тем, кто уже прошёл весь процесс (включая выбор самых красивых букв), но так и не довёл почерк до читабельного состояния?
У нас есть несколько секретных советов. И самый главный — набраться терпения. Если это условие выполнено, то можно переходить к следующим.
Наконец, не забывайте, что плохой почерк – не приговор, а повод развивать мелкую моторику.
© 2017, Синягина Юлия Викторовна 515