СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Цели урока: сформировать у школьников представление о сущности социокультурного феномена «Серебряного века». Показать достижения русского искусства и художественную ценность новых направлений в искусстве, способствовать воспитанию у школьников чувства прекрасного; нравственных, эстетических качеств.
Оборудование: альбомы по искусству, пластинки с записями Качалова, портреты деятелей искусства и науки того времени.
Основные понятия: декаданс, модерн, символизм, акмеизм, футуризм.
План подготовки и проведения урока:
Этапы работы |
Cодержание |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Подготовительный |
Определение темы, цели, задачи. |
Обсуждают предмет с учителем и получают необходимую информацию, устанавливают цели. |
Мотивирует учащихся, помогает в постановке целей. |
Планирование. |
Определение источников информации. Определение способов сбора и анализа информации. Выстраивание проблематики темы: Духовное состояние русского общества: утрата старых и поиск новых жизненных ориентиров, Русская философия в поисках нового идеала, Литература: новые поэтические течения, Особенности русской живописной школы н.20 в. Музыка: отличие художественных традиций 19 и 20 в. |
Вырабатывают план действий, формулируют задачи. |
Предлагает идеи, высказывает предположения. |
Реализация. |
Учащиеся посещают библиотеки, знакомятся с научными статьями, справочным материалом, посещают Амурский театр драмы «Вишнёвый сад», слушают стихи поэтов Серебряного века в исполнении артистов театра, слушают грамзаписи Качалова, Шаляпина и т.д. |
Решение промежуточных задач, накопление материала. |
Руководит деятельностью, наблюдает, советует. |
Результаты и выводы |
Анализ информации: на данном этапе учащиеся сталкиваются с проблемой «духовный кризис или духовный подъём». |
Анализируют информацию. |
Наблюдает, советует. |
Ход урока:
Оформление: серебряный век русской культуры: духовный кризис или духовный подъём?
Учитель истории: «Минувшее проходит предо мною. Грядущее проходит предо мною. На грани двух столетий. На переломе двух миров», - сказал А.С.Пушкин словами своего героя Пимена.
Закончился 19 век и начинался век 20. Несколько десятков лет по их хронологической длительности время не такое уж большое. Историк привык иметь дело со столетиями, с тысячелетиями. Но исторически весомо не число лет или десятилетий, а значение свершившихся в это время событий.
: Почему Серебряный век? Ведь этот период полон неясностей, противоречий, исканий? Обращается к эпиграфу. Два поэта, живущие в один и тот же исторический отрезок времени. Откуда такая разница в ощущении жизни? И наша задача сложнее, чем кажется на первый взгляд. Не просто ответить на вопрос «почему Серебряный век? Мы должны поговорить о состоянии российского общества, которое отражено кризисом или духовным подъёмом.
Давайте вспомним, каким был мир в начале 20 века.
Учитель истории: Однако после революции 1905 года часть русской интеллигенции разочаровалась в марксизме, в признании первенства материальной жизни над духовной. В 1909 году вышел сборник статей «Вехи», подготовленный известными философами Бердяевым, Струве, Франком, Булгаковым. Авторы предъявили жестокий счёт русской интеллигенции, обвинив её в приверженности устаревшим философским учениям 19 века, в нигилизме, низком правосознании, в отрыве от народа, в забвении русской истории. Вот эти черты, по мнению авторов «Вех», поставили страну на грань национальной катастрофы (революции). Поэтому они считали, что преобразования в стране нужно начинать с выработки новых религиозно-нравственных идеалов. Что своеобразие духовной жизни России ведёт к самобытному историческому пути России. Наиболее выпукло характер русского общества н.20 века отразился в русской художественной культуре Серебряного века.
Стихотворение «О доблести, о подвиге, о славе»
Беседа: стихи с мыслями о России, о своей великой крёстной муке перед ней. Об одиночестве, горечи разлук, о потерянном счастье. Слова-символы. Как они связаны с основной мыслью стихотворения.
Поэты уходят из жизни, но остаётся бесценный дар – их стихи. Блок умел жить грядущим, умел узнавать приметы будущего в окружающем и поэтому опережал время.
Оппонентами символистам выступали акмеисты (определение, содержание, происхождение). Поэты-акмеисты: Гумилёв, Мандельштам, Городецкий, Ахматова. (демонстрация портретов с комментариями и чтением стихов)
Рассказ о творчестве А.Ахматовой. (или другом поэте данного направления).Её поэзия вернулась к нам сегодня во всей первозданной чистоте и незамутнённой светлой цельности.
Стихотворение «Ты всегда таинственный и нежный».
Беседа: стихи о земных радостях и печалях. При помощи каких средств автор выражает любовь?
Футуризм (определение, содержание, происхождение). Их стихи отличались повышенным вниманием к форме стихосложения; язык документа, плаката, афиши. Северянин, Хлебников, Маяковский. (демонстрация портретов с комментариями и чтением стихов).
Были поэты вне групп, Бунин, Саша Чёрный, Кузьмин, Цветаева.
Рассказ о творчестве М.Цветаевой (или другом поэте данного направления).
Кто создан из камня, кто создан из глины, И я – серебрюсь и сверкаю! Мне дело - измена, мне имя - Марина, Я – бренная пена морская. (и другие стихи)
Стихи М.Цветаевой современны, популярны. Их читают, их поют. Аудиозапись А.Пугачёвой «Уж сколько их упало в эту бездну».
Итог блока литературы: Всех поэтов Серебряного времени связывает одно: они писали о своей любимой, прекрасной Родине с её сложностями. Они проложили тропу к современной литературе. И все поэты- наши современники обращаются к их творчеству.
Учитель: Эта «новая красота», эти поиски новой формы нашли своё отражение в живописи к.19 – н.20 века. Каковы же особенности русской живописной школы «Серебряного века»?
Учитель ИЗО: Символизм как явление был характерен и для России н.20.в. Крупнейшие среди них - Врубель, Петров-Водкин.
Исторический парадокс состоит в том, что свобода и многоцветье художественной жизни тех лет служат одновременно и подтверждением силы российской культуры, и подтверждением слабости искажённого сознания части образованного российского общества. В тех конкретных социально-психологических условиях культура не могла поддерживать общественное равновесие, но не она в этом виновата. Она оставила такие шедевры, которыми мир восхищается сегодня. Этот социокультурный феномен вошёл в историю под названием «Серебряного века» русской культуры.
© 2018, Эсенболатова Зульмира Мусалавовна 153