СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

С Рождества на бал

Нажмите, чтобы узнать подробности

В 1905 году известный орловский краевед Пётр Кречетов в одной из своих книг так написал о хорошо знакомом ему персонаже: «Орловский праздный обыватель – большой фантазёр и забавник. Он любит кутнуть, почудить, покуролесить и в состоянии так называемого «обалдения» показать себя. Гуляя по ночам с пьяными товарищами по улицам, он, мимоходом, вывёртывает фонарные столбы, бьёт городовых, пишет на заборах целые эпопеи о своих похождениях и бессмыслицы, достойные записи наших доморощенных декадентов…»

Александровское реальное училище

Еда, питьё и далее по списку…

С момента написания Кречетовым этих строчек прошло много лет, но такое ощущение, что уж в чём в чём, а в сохранении традиций, присущих вышеназванному фантазёру и забавнику, Орёл даст сто очков вперёд любому другому русскому городу.

Когда же начинались праздники, особенно такие большие, как, к примеру, рождественские, то тут уж «сам Бог велит нам развлекаться по полной программе» – так считало подавляющее большинство орловчан в начале XX века (а многие придерживаются таких убеждений до сих пор). На всякий случай скажем о том, что Россия тогда жила по юлианскому календарю (старому стилю, как мы говорим), и потому порядок праздничных дней несколько отличался от нынешнего.

В ночь с 24 на 25 декабря приходило Рождество Христово, которым заканчивался многодневный рождественский пост. После этого в течение 12 дней, до Крещения, шли праздничные Святки (дни, освящённые приходом в мир Спасителя), когда православным разрешалось уже всё для тела и души – любая еда и питьё, веселье. Одним из святочных дней был праздник Нового года. Нарушать религиозные традиции при таком порядке не приходилось.

Приходило Рождество – и души орловчан открывались навстречу многочисленным возможностям (при наличии средств, естественно) приятно провести наступившие праздничные дни. Здесь и многочисленные балы-маскарады (в Орловском дворянском и в купеческом собраниях), и семейные вечеринки (с танцами и раздачей подарков детям), и разнообразные лотереи, и посещение театров, представлявших специальный святочный репертуар, и походы на новомодную забаву – в кино (первый «Электротеатр», так называлось тогда это популярное заведение, появился в Орле в 1905 году).

Но не забывали орловчане и о первейшей обязанности православного человека, особенно в дни Рождества – помочь ближнему своему, бедному и обездоленному. Многие орловские общества, организации и клубы устраивали в эти дни благотворительные вечера, на которых народ, купив билет, получал удовольствие, зная, что его деньги пойдут на благое, богоугодное дело.

Новогодний вечер в Александровском реальном училище

Вот об одном из таких мероприятий, организованном в рождественские дни 1907 года, и хочется рассказать. Его организаторами (распорядителями) стали ученики старших классов Александровского реального училища, которые решили помочь своим товарищам из неимущих семей. Заранее договорились об аренде для проведения вечера лучшего в Орле зала – в Дворянском собрании, а потом закипела работа.

Типографским способом были изготовлены билеты: почётные (бесплатные), входные (по 50 копеек) и на места в концерте (стоимостью от одного до пяти рублей). Три главных распорядителя вечера – Дмитрий Власов, Григорий Меньшиков и Анатолий Ситников – сумели решить все проблемы, включая даже организацию бесплатного буфета (напитки предоставил владелец пивоваренного завода Г. К. Шильде, а колбасу для бутербродов отпустил хозяин лучшей в Орле колбасной – К. А. Фроммельт).

К семи вечера 27 декабря к зданию Дворянского собрания первыми подъехали на извозчиках распорядители вечера – празднично одетые реалисты и гимназистки. В комнате для распорядителей на втором этаже барышни прикололи себе алые ленты, а на грудь ребятам прикрепили жёлтые муаровые. Юноши под руку подвели барышень к цветам и купили для них бутоньерки. Эти симпатичные искусственные цветы, изготовленные заранее самими реалистами, гимназистки с благодарностью прикололи у себя на груди.

А потом все распорядители разошлись по своим рабочим местам: одни – к буфету, другие – к столам для продажи программок концерта и бутоньерок, третьи – к входу для проверки билетов. К половине восьмого вечера стали собираться все остальные, включая родителей учеников, учителей и начальство.

Ровно в восемь началась концертная программа, длившаяся около двух часов. И хотя артистами выступили не профессионалы, а местные любители, но такие, способности которых в Орле были хорошо известны: певцы С. Романовская, И. Кукин, пианист С. Розанов, скрипач В. Титков. Зрители их внимательно слушали и тепло приветствовали. А в десять вечера началось главное событие для собравшейся в зале Дворянского собрания молодёжи – танцы в сопровождении оркестра Черниговского полка, «вооружённого» серебряными трубами.

В роли дирижёра танцев выступил преподаватель французского языка Александровского реального училища Георгий Иванович Зейтц, сам блестящий танцор. На середину зала вышли распорядители и распорядительницы и, взявшись за руки, образовали большой круг. В него вошёл одетый во фрак Зейтц. Из числа составивших круг к нему выбежала гимназистка Юлия Лидак, держа в руках громадный бант, и приколола его на грудь дирижёра. Зейтц поблагодарил за подарок и скомандовал оркестру, расположившемуся на хорах: «Вальс!» Заиграла музыка, Георгий Иванович пригласил Юлию на танец и открыл бал. Круг превратился в пары, и всё слилось «в вихре вальса». Один танец сменялся другим, тут уже начались ухаживания и флирт.

А уже после 12 часов ночи, в завершение вечера, Г. Зейтц объявил котильон. Здесь несколько слов нужно сказать об этом чрезвычайно тогда популярном бальном танце французского происхождения. Словом котильон (фр. cotillon) первоначально называлась нижняя юбка. Позже это название закрепилось за танцем. Многие авторы конца XIX века утверждали, что котильон был выдуман французами в честь прекрасной половины человечества. По сути это танец-игра, объединяющая вальс, мазурку и польку. Исполнялся он всеми участниками в конце бала. К концу XIX века популярен был котильон с аксессуарами, то есть специально подготовленными для танца предметами или поделками.

Под руководством Г. Зейтца участники вечера в течение полутора часов носились как угорелые, и не только в главном зале, но и по всем помещениям Дворянского собрания. Усталые, с мокрыми от пота волосами, запутанные в ленты серпантина и обсыпанные конфетти, юноши и барышни, забыв обо всём на свете, танцевали и танцевали, пока и у них самих, и у оркестра, и у дирижёра не иссякли силы.

В половине второго ночи бал закончился, начался разъезд. Благодарная молодёжь на руках донесла дирижёра Зейтца до дома, а потом реалисты проводили до дома своих барышень.

Так закончился вечер – к полному удовлетворению всех его участников. В этот раз он дал организаторам 800 рублей чистой прибыли, что позволило внести полугодовую плату за обучение 40 неимущих реалистов.

P.S. Думается, что Пётр Кречетов, критически относившийся к балам и маскарадам орловчан, по этому поводу сказал бы наверняка несколько добрых слов.

А вот на современных российских новогодних и рождественских корпоративах зарабатывают только «звёзды», причём такие суммы, на которые вполне можно было бы содержать целый год учебное заведение такого рода, каким было замечательное Александровское реальное училище.

Источник: http://www.vestnik57.ru/page/s-rozhdestva-na-bal

Категория: Всем учителям
01.01.2017 20:33


© 2017 384

Рекомендуем курсы ПК и ПП