© 2025, Скурихина Тамара Петровна 7
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Мы входим в глубь осеннего сада Лалика, где пространство уже наливается густыми тонами золота и красной меди, где стекло и эмаль светятся так, будто сквозь них просачивается угасающее солнце. Листья тронуты багрянцем, семена клёна кружатся словно маленькие мельничные крылья, орехи зреют в золотистых обёртках, лунария мерцает серебристыми кругами, словно призрачная луна среди сухих стеблей. Даже гортензия здесь не пышная и молодая, а тяжёлая, склонённая, с листвой, по краю которой уже пробегает тень увядания.
И среди этого богатства мы останавливаемся, чтобы всмотреться в гребни, созданные Маэстро, — словно в кроны деревьев, словно в ветви, застывшие в янтарном сиянии. Каждый из них — не просто украшение, но маленький фрагмент природы, запечатлённый в миг её преображения. Эти гребни говорят не о моде и не о роскоши, а о времени, когда человек и натура ещё умели говорить на одном языке, и украшение в волосах становился знаком причастности к дыханию земли, к вечному круговороту времён.
Первое произведение Рене Лалика, на котором мы остановим взгляд, — одна из ярких вещей золотого времени года — гребень «Ветви с листьями», созданный около 1900–1902 годов.
Перед нами веточка бука краснолистного (Fagus sylvatica purpurea), очень характерная, с прочерченными жилками, с глубоким винно-бордовым оттенком, меняющимся на солнце от пурпурного до почти чёрного. Эта ветвь становится образом осени в её зрелой полноте, когда зелень уже обратилась в сумеречные тона. Лалик уловил и форму, и цвет с поразительной точностью — не как декоративный приём, а как подлинную «поэзию ботаники».
Этот образ отсылает нас к французским паркам и садам Belle Époque, где красочные буки высаживались как редкие акценты среди аллей. И Лалик словно переносит в волосы женщины фрагмент такого ландшафтного ансамбля, где под вечерним светом мерцают пурпурные листья.
Он не ищет холодной ботанической точности. Здесь важнее иной акцент — образ «увядающей красоты». Гребень звучит как часть старого парка, где в конце сентября крона бука наполняется тяжёлым пурпуром, становясь похожими на стекло винного цвета. Изогнутая золотая дуга напоминает тонкий каркас, удерживающий их, — словно само сияние заката держит ветвь в воздухе.
Магия этой иллюзии — в материале. Рог, вытянутый и окрашенный, становится полупрозрачным: кажется, будто листья ещё колышутся от ветра, дрожатв сумерках словно тёмное пламя. Лалик обладал редким даром преображать простое вещество природы — рог — в живую иллюзию; в руках ювелира он таял, словно воск горящей свечи, и мастер мог сплющить его, выгнуть, придать тонкость и светопроницаемость, так что твёрдый материал превращался в хрупкие пластинки,тонкие, словно лепестки. Именно так рог ожил в этом гребне — став винно-красной листвой, несущей в себе аромат заката года.
Галина Росси Следите за выпусками темы Сад Лалика
© 2025, Скурихина Тамара Петровна 7