СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сафонова Елена Валерьевна, учитель собрала несколько видов творческой деятельности на уроке и во внеурочное время

Нажмите, чтобы узнать подробности

Виды интересных творческих работ и заданий на уроках и в качестве домашних заданий

Каждый ребенок от природы творец. Однако способность и стремление самовыражаться могут погаснуть со временем. Нужно предлагать школьнику различные творческие работы, охватывающие, в том числе, сферу его интересов, чтобы сохранить желание к творчеству на всю жизнь.

Творческие работы бывают двух видов: обязательные (они предлагаются в качестве задания на оценку) и по желанию. В максимальной степени отражают творческий потенциал вторые, но путь к ним лежит через первые. Многие ребята не чувствуют в себе таланта или решимости выполнять творческие задания — обязательная работа может их подтолкнуть к этому.

Виды творческих заданий

Рисование

Аппликация, лепка, различные виды ручного творчества: квиллинг, бумагопластика, оригами и прочее

Создание книги

Это настоящий творческий проект (индивидуальный или групповой). Можно выполнять в разной технике. Это может быть рукописная книга с собственноручными иллюстрациями; можно оформить книгу аппликацией; можно сделать книгу на компьютере и распечатать на принтере.

Содержание любое: памятка «Реакции бензола», книжка по биологии «Кенгуру: что это за зверь?», сборник «Фразеологизмы со словом «Рука», иллюстрированный словарь по английскому языку на тему «Хобби», задачник по математике и т.д.

Научные проекты по предметам или интегрированные

Могут быть исследовательские или практико-ориентированные, но в любом случае речь идет о научном творчестве. Обычно используется групповая форма работы, но возможны и индивидуальные проекты.

Примеры исследовательских проектов:

«Самая грязная поверхность в кабинете биологии». «Особенности поведения кошки, отданной на передержку в чужую семью». «Самые популярные имена в нашей школе». «Употребление ошибочных форм рода существительных учениками 5-6 классов». «Применение методов, основанных на инерции, в технике и строительстве».

Примеры практико-ориентированных проектов:

«Памятка Успевайки: правила тайм-менеджмента для ребят». «Словарь молодежного сленга нашего села». «Проект автомата для посыпания льда реагентом». «Разработка интерактивного теста для компьютерной диагностики знаний по теме «Водород». «Разработка смеси для кормления птиц зимой с учетом видов, встречающихся в районе нашей школы».

Сочинение-характеристика

Эта типичная для уроков литературы форма может с успехом применяться и на других предметах. Ведь речь идет о форме последовательного изложения сведений о чем-либо:

Что это (или кто)? Каковы его отличительные признаки («Квадратом называется только такой прямоугольник…»). Что о нем можно сообщить: свойства, отношения, теоремы, реакции, формулы, выигранные битвы, открытые законы, дружба или вражда с другими героями…

Сочинение-сравнение

И снова перед нами форма, которую можно использовать на любом школьном предмете: необязательно сравнивать Онегина и Печорина, можно сравнить ромб и квадрат, Меркурий и Венеру, Францию и Испанию, Русско-японскую и Первую мировую войны.

Сочинение проблемного характера

Чрезвычайно полезная форма словесного и научного творчества. Примеры тем сочинения:

Устарело ли понятие чести? Можно ли было избежать революции в 1917 году? Атомная энергетика: за и против. Возможно ли изменение экономической ситуации в Сибири? Что случилось бы, если бы внезапно исчезли все цветковые растения на Земле?

Эссе в формате ЕГЭ

Это, конечно, работа по русскому языку и притом очень специфическая. Старшеклассники могут выполнять ее в полном объеме, а младшим ребятам можно ее упростить. В начальной школе предложить текст с уже сформулированной проблемой и предложить высказать свое обоснованное мнение по ней. В средней школе ребята должны уже учиться определять авторскую позицию, а также подбирать аргументы.

Буриме и другие стихотворные произведения

Буриме — это сочинение стихотворения по заданным рифмам; можно придумывать также вторые строки к первым и т.д.

Составление кроссвордов, шарад, ребусов, анаграмм

«Перевертыши»

Игра, при которой все слова названия меняются на противоположные или просто другие. Например, «Зеленый башмачок» — «Красная шапочка», «правило буравчика» — «исключение пробки» и т.п. Можно предложить детям и отгадывать, и придумывать такие перевертыши.

Составление задачника или сборника упражнений

По любому предмету можно предложить составить тест, опросник, задачник и тому подобный сборник для одноклассников или младших ребят. Можно усложнить задание, предложив придумать смешные задачи в стиле «Задачника» Г. Остера или такие, в которых все слова начинаются на одну и ту же букву.

«Угадай, кто это»

Творческая игра, которую можно проводить постоянно или от случая к случаю и в разных вариантах.

Суть ее сводится к тому, что ученик загадывает человека (литературного героя, ученого, исторического деятеля) или явление (отрасль промышленности, химический элемент, страну), а другие отгадывают. Варианты:

ученик пишет все, что может, про своего «героя», начиная с малоизвестных фактов и заканчивая общеизвестными; одноклассники задают вопросы про загаданного человека или предмет, но только такие, на которые можно ответить «да» или «нет»; соревнуются две команды, а слово для загадывания определяется по жребию (путем вытягивания одной из заготовленных учителем карточек); иногда ученикам предлагается постоянно вести тетрадь-угадайку и писать в нее по одной загадке про любого персонажа или понятие из каждого параграфа.

«Шесть шляп»

Учащихся можно разделить на группы и предложить «приобрести» одну из шляп. Дальнейшее зависит от цвета шляпы.

Белая шляпа требует конкретных безэмоциональных суждений. Желтая шляпа — приятные, положительные суждения. Черная — напротив, негативные: проблемы и трудности. Красная — эмоциональные суждения без обоснования. Зеленая — цитаты, эффектные, даже парадоксальные высказывания. Синяя — обобщение сказанного, философский взгляд.

Пример:

БЕЛАЯ В начале XIX века в русской литературе появилось новое направление — романтизм ЖЕЛТАЯ Он привлек внимание читателей к «жизни души» человека. ЧЁРНАЯ В том числе выпустил на волю подсознание с его тёмной составляющей. КРАСНАЯ «Романтизм — это душа» (В.А. Жуковский). ЗЕЛЕНАЯ Как развивалась бы русская литература, если бы на смену романтизму не пришел так быстро реализм? СИНЯЯ Иногда опасно заглядывать слишком глубоко даже в собственную душу и будить спящих там чудовищ, но полезно знать, что в твоей душе что-то есть.

РАФТ

Этот прием заимствован у американских педагогов. Название произошло от первых букв слов:

R — role (роль). A — audience (аудитория). F — format (форма). T — topic (тема).

Суть приёма заключается в том, что школьник создает высказывание от имени выбранного персонажа. Причём исполнитель роли должен учитывать и все обстоятельства, в которых оказывается персонаж. Роль и обстоятельства предлагаются учителем, можно по жребию.

Пример

Роль: Репортер. Аудитория: Читатели журнала «Женская доля». Формат: Проблемная статья. Тема: Самоубийство Катерины Кабановой.

01.01.2017 23:39


Рекомендуем курсы ПК и ПП