СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Михайловой Любови Викторовны, учителя физики и информатики МБОУ «Володинская СОШ» Кривошеинского района Томской области.
Я, Михайлова Любовь Викторовна, работаю в МБОУ «Володинская СОШ» с 1979 года.
Общий трудовой стаж 34 года. Имею нагрузку по физике 5часов, по информатике 7 часов.
Целью физического образования в школе является научное представление о природе и процессе познания, «понимание природы такой, какова она есть, без всяких посторонних прибавлений». Ради достижения этой цели мы и учим всех школьников физике. Исходя из этой цели, следует решать вопрос о содержании, структуре и методике преподавания школьного курса. Все годы работы в школе меня волнует вопрос «Как заинтересовать ученика?», «Как сделать, чтобы у учеников возникла потребность самостоятельно изучать материал, чтобы знания были осмысленными?», «Какой взять материал для начала урока, чтобы он заинтересовал ученика, дал толчок его мысли, ведь только тогда начнется процесс познания».
На сегодняшний день кое – что решено, но еще больше не решенных вопросов. Педагогика сегодняшнего дня требует от учителя –предметника не только высокого профессионализма, но и высокого уровня методической подготовки, владения новыми информационными технологиями. В повседневной деятельности использую элементы современных развивающих технологий, которые способствуют развитию ключевых компетентностей обучающихся. Стараюсь не допускать перегрузки учеников, добиваться благоприятного психологического климата. Для этого включаю в урок игровые моменты, широко использую ИКТ. В своей учебной деятельности считаю приоритетным использование рефлексивного стиля управления уроком, организацию соуправления процессом обучения, что невозможно без личностно-ориентированного обучения подхода в обучении. Применяю проектно - исследовательскую деятельность, которая помогает формированию не только предметных, но и метапредметных компетентностей у учеников. Данный подход обучения позволил достичь определенных результатов. Также в работе применяю системно – деятельностный подход –это методологическая основа ФГОС. Приоритетным направлением начального общего образования определено формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность дальнейшего обучения. Именно это создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Изменения, которые произошли в образовании не в нашу пользу. Количество часов на изучение физики сократилось в два раза, в связи с введением ЕГЭ и ГИА ученики стали чаще выбирать для сдачи экзамена наиболее легкие предметы, так как при двух часовой программе практически невозможно успешно сдать ЕГЭ по физике. Все же, несмотря на трудности, надо работать и выполнять свой долг – долг Учителя.
В своей работе использовала разные методики ведения урока, но с годами выработала свою методику обучения.
При сегодняшней учебной нагрузке недельная значимость уроков физики очень незначительна. Она равна: число часов в неделю по предмету =3 = 0,086
Общее число уроков в неделю = 35
В такой ситуации знания и умения, полученные на предыдущих уроках, «стираются» из памяти. На следующем уроке необходимо тратить много времени на повторение изученного материала. Также ученику постоянно приходится «переключаться» на уроках с одного предмета на другой, а ведь человеку свойственна инерция памяти и от перегрузки мозга информацией работает в основном коротковременная память, т. е. информация забывается через 5-7 минут. В связи с этим прошу в старших классах в расписание ставить уроки физики парами. Отдельные уроки, даже очень хорошо подготовленные не позволяют достичь каких – нибудь существенных результатов, когда речь идет об обучении физике на протяжении длительного времени. Гарантировать качество преподавания может лишь система занятий, построенная определенным образом. Учителю недостаточно знать отдельные методические приемы обучения. Важно владеть педагогической технологией в целом, тот есть уметь выстраивать эти приемы в обоснованный, соответствующий реальным условиям комплекс.
Принципы, которые использую в работе:
Стараюсь реализовать эти принципы из урока в урок, чтобы складывалась технология работы.
Теорию на уроках даю блоками в виде лекций, которые включают материал нескольких параграфов учебника. В начале урока формулируется проблема, которую необходимо решить, раскрыть на уроке. Часто эту проблему формулируют сами ученики. Выслушиваю мнение всех желающих высказать свои мысли по поводу данного вопроса. Затем начинаю объяснение данной темы, по ходу разрешая споры и сомнения учеников. При этом ссылаюсь на имена ученых, эксперименты проведенные ими. По возможности предлагается ученикам самим провести опыты, подтверждающие теорию, или провожу демонстрационный эксперимент, показываю фильмы, слайды. Часто использую компьютер, интерактивную доску.
Выполняю все лабораторные работы по программе. Иногда выполняем виртуальные лабораторные работы, если нет возможности выполнить реально. Когда теория изучена, провожу уроки решения задач. Решать задачи можно, когда ученик знает теорию. На первом уроке решаются задачи с подробным разбором и пояснением, записываются на доске или демонстрируются на слайде. На втором уроке и последующих увеличивается роль самостоятельности.
Решению задач уделяю особое внимание. В овладении учащимися курсом физики, решение задач является важнейшим средством реализации дидактических и воспитательных целей. Задачи служат инструментом формирования физических понятий, развития мышления учащихся, их самостоятельности. Решение задач воспитывает настойчивость, трудолюбие, любознательность. Задачи являются средством контроля качества и глубины усвоения материала. Обучение решению задач является органической частью преподавания физики. Кроме того, в ходе данной работы осуществляется обобщение и систематизация наиболее типичных физических ситуаций, описываемых задачами по той или иной теме.
Общий план решения физических задач, широко используемый в школьной практике, включает в себя следующие элементы:
Основная цель, которая ставится при решении задач, заключается в том, чтобы учащиеся глубже поняли физические закономерности, научились разбираться в них и применять их к анализу физических явлений, к практическим вопросам.
Для этого учителю необходимо произвести тщательный отбор задач, определить последовательность их решения. Отобранная система задач должна удовлетворять ряду требований. Основным дидактическим требованием является постепенность усложнения связей между величинами и понятиями, характеризующими процесс или явление, описываемое в задачах. Желательно начинать решение задач по теме или отдельному вопросу курса физики с тренировочных задач. Затем идут более сложные расчетные, экспериментальные и другие задачи, подбираемые последовательно, с возрастающим числом связей.
В процессе решения физических задач необходимо формировать учебные информационные и логические умения.
Под информационными умениями мы понимаем способность субъекта воспринимать, учебную информацию; искать недостающую информацию и исключать излишнюю; переводить информацию из одного вида в другой; оценивать. Под логическими умениями – умения, обеспечивающие структуру постановки и решения задач: анализ и синтез, сравнение, обобщение и классификация, и др. Формирование данных умений наиболее эффективно осуществляется в процессе решения физических задач.
Данные умения, предусмотренные требованиями Государственного стандарта по физике, представлены в таблице.
№ |
Умения, которыми должен владеть выпускник основной школы |
1 |
Воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической и т.д.). |
2 |
Объяснять физические явления и процессы. |
3 |
Делать качественные выводы на основе экспериментальных данных, представленных таблицей, графиком, диаграммой, схемой и т.п. |
4 |
Проводить расчеты, используя сведения, получаемые из графиков, таблиц, диаграмм, схем и т.п. |
5 |
Применять законы физики для анализа физических процессов на качественном и расчетном уровнях. |
В методике обучения физике в школе под редакцией С.Е. Каменецкого и Н.С. Пурышевой говорится: “В процессе решения задач знания учащихся конкретизируются, создаётся понимание сущности явлений, физические понятия и величины приобретают реальный смысл, у ученика появляется способность рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное и отбрасывать несущественное. Решение задач позволяет сделать знания осознанными, избавить от формализма”. Не случайно по способности решать физические задачи зачастую судят о глубине понимания учеником физических законов и явлений.
Использую также групповые формы работы на уроках решения задач, где сильные ученики помогают более слабым ученикам разобраться с задачей.
Домой задаются задачи блоками, по 5-10 задач на 4-5 дней. Есть специальные тетради для домашних задач, которые сдаются на проверку. Задачи оцениваются баллами: 14 баллов, 11 баллов и 8 баллов. Какие задачи взять для решения ученики выбирают сами. Кто берет на 14 баллов, а кто на 8 баллов, зная, что они легче. Дети выбирают задачи по своим способностям. Каждая правильно решенная задача оценивается. Баллы я выставляю в отдельной тетради. В конце учебной четверти все баллы суммируются, и итоговая оценка выставляется в журнал. Все знают, что оценка за решение задач существенно влияет на оценку за четверть.
После уроков решения задач обязательно провожу урок- консультацию по изученной теме. На этом уроке отвечаю на вопросы учеников. Если вопросов нет, то еще раз обращаю внимание на тонкости того или иного вопроса, выделяю главное. Вопросы к зачету даются не менее чем за 10 дней. Заканчивается изучение темы зачетом, контрольной работой или проектом. Зачет проход так: к доске приглашаю 6 человек. На доске заранее записаны номера вопросов. Первая шестерка учеников приглашается отвечать по желанию. У этих учеников есть право выбора вопросов из тех, что записаны на доске. Остальные ученики не имеют права выбора и приглашаются отвечать по списку в классном журнале. Отвечать можно по одному вопросу или на все вопросы сразу. Вопросов бывает от 3 до 5, в зависимости от темы. Сдача зачета обязательна для всех. После зачета на следующем уроке проводится контрольная работа. В течении учебного года проводится 4 зачета и 4 контрольные работы. Некоторые темы заканчиваются не зачетом, а защитой мини-проетов. Учебный проект – это возможность максимального раскрытия творческого потенциала ученика. Это деятельность, позволяющая ученику проявить себя индивидуально и в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Меняется и роль учителя.
Из носителя информации, сообщающего ученикам то, что они должны знать, пассивно усвоив, учитель превращается в организатора деятельности, режиссера. Работа над учебным проектом помогает выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми переживать вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу. Технология проектной деятельности относится к исследовательскому методу обучения детей, так как на каждом этапе работы обучающимся самим необходимо искать пути и способы решения поставленной перед ними проблемы, получить результат и защитить его справедливость.
Происходит это обычно так. Класс разбивается на группы по 3-4 человека. Каждой группе формулируется проблема – гипотеза. Для доказательства гипотезы ученики подбирают материал в Интернет сети, учебнике и дополнительной литературе. Затем создают слайдовую презентацию, которая должна состоять из 7-10 слайдов:
На уроке защиты проектов один человек из группы выступает с защитой проекта перед классом. Слушает весь класс и слушатели заполняют экспертную карту, давая оценку каждому проекту. Вот пример экспертной карты:
|
Новизна, оригинальность |
Обстоятельность, четкость, логичность. |
Регламент, дисциплина |
Интересно слушать, увлекает. |
Итог
|
Группа №1 |
|
|
|
|
|
Группа №2 |
|
|
|
|
|
Группа №3 |
|
|
|
|
|
Систему работы в виде схемы можно представить так:
Современное общество манипулирует большими объемами информации. Средства получения, обработки и хранения информации становятся все более совершенными и очень быстро развиваются в наши дни. Так как веду информатику в начальной школе и средних классах, то компьютерные технологии использую на каждом уроке. Готовлю к урокам слайдовые презентации, использую презентации, скаченные в Интернет сети, показываю учебные фильмы, схемы, рисунки, чертежи поясняющие материал изучаемой темы. Есть диски для 10класс и 11 класса с материалами по учебнику Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин. и 7-8 класс по учебнику А.В. Перышкин.
Для привития интереса к предмету провожу уроки – конференции, уроки – КВН, уроки – расследование, уроки- путешествия, физические вечера, викторины.
Стараюсь, чтобы объяснение нового материала сопровождалось демонстрациями опытов, фильмов, слайдов. Выполняю программу по изучению теоретического материала и по проведению лабораторных работ.
На уроках информатики компьютер является инструментом, который используется для достижения цели. Информатика – это наука, которая использует компьютер. Персональный компьютер обогащает учебный процесс и способствует развитию личности ребенка, профессионального мастерства учителя, создавая новую культуру педагогического общения. Использую и другие цифровые устройства для работы на уроках физики и информатики:
Цифровые образовательные ресурсы |
Результат использования |
фотоаппарат |
Создавала слайдовые презентации к урокам и научным конференциям. |
видеокамера |
Объясняла новые темы на уроках информатики (технология использования, кодировки, монтажа), для внеклассных мероприятий. |
Мультимедийный проектор |
При объяснении нового материала, контроле знаний, самостоятельной работе на уроках физики и информатики. |
Электронные учебники |
При объяснении нового материала, контроль и учет знаний, самостоятельные работы, виртуальные лабораторные работы, тесты |
сканер |
Создание слайдовых презентаций к урокам и внеклассным мероприятиям. |
компьютер |
При объяснении нового материала, контроль и учет знаний, самостоятельные работы, тесты, виртуальные лабораторные работы, работа в Интернет сети, информационное взаимодействие (электронная почта). |
Интерактивная доска |
При объяснении нового материала, контроль и учет знаний, работа в Интернет сети, информационное взаимодействие (электронная почта) |
На уроках информатики стараюсь развивать у детей логическое, алгоритмическое мышление, сообразительность, память, устойчивое внимание. Ребенок, обладающий логикой мышления и развитой памятью, легко усваивает школьную программу. Молодое поколение будет жить, и работать в новом информационном мире, где необходимо в совершенстве владеть компьютером. Преподавание строю в соответствии с принципами валеологии «не навреди». На занятиях максимально возможно применяю занимательные и игровые формы обучения. Различные формы работы и методы подачи учебного материала чередуются в течении одного урока. На занятиях в начальной школе обязательно проводится физкультминутка, за компьютером дети работают 10-15 минут (2-4 классы), 15-25 минут (5-9 классы). После работы за компьютером следует минутка релаксации – выполняются различные упражнения для глаз и кистей рук.
В средних классах ребята осваивают текстовые редакторы, графические редакторы и среды программирования. Это позволяет им использовать потенциал информационных и коммуникационных технологий, учит использовать компьютер для решения познавательных проблем, составления проектов при решении «жизненных» задач, развивать стремление к самообразованию. Несмотря на сложность, предмет информатики вызывает интерес у большинства школьников. У них есть стремление и желание научиться работать с информацией, и, конечно, овладеть компьютерными технологиями. Ребята с удовольствием участвуют в конкурсах и олимпиадах на школьном, районном и других уровнях, добиваются определенных успехов.ноа самостоятельно готовят пре6
Наблюдается положительная динамика качества знаний по информатике и физике. Уровень обученности во всех классах стабилен. (Данные представлены приложением).
На уроках информатики использую УМК А.В. Горячева для 2- 4 классов, А.В. Макаровой для 5-6 классов и Н. Угриновича для 7-9 классов.
По всем курсам физики и информатики имеется тематическое планирование и рабочие программы.
Считаю необходимым поддерживать уровень профессионального роста.
В 2011 году прошла курсы: «Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе по физике» в объеме 108 часов.
Большое место в повышении педагогического мастерства отвожу самообразованию.
Дидактическое обеспечение учебного процесса.
В кабинете физики есть интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, обычная доска.
К партам и учительскому столу подведено напряжение 42 в. Электрифицированные столы удобны для проведения лабораторных работ. Для выполнения практической части программы есть лабораторное оборудование. Для проведения самостоятельных и контрольных работ использую дидактический материал под редакцией В. Касьянова. В кабинете информатики стоит 12 компьютеров для детей и один для учителя. Работает локальная сеть. Есть мультимедийный проектор, который удобно использовать для демонстрации слайдовых презентаций, учебных фильмов. Все оборудование в рабочем состоянии.
В кабинетах физики и информатики оформлены стенды по технике безопасности, правила поведения в кабинете информатики, таблицы единиц измерения СИ, шкала электромагнитных излучений.
В заключение хочется добавить, что, не смотря на внедрение инновационных технологий в образовательный процесс, не стоит забывать, что на уроках должны иметь место и традиционные формы обучения, которые помогают также добиться хороших результатов. Учитель должен уметь комбинировать элементы всех форм, методов, технологий и приемов обучения, как современных, новых, так и традиционных, старой школы.
© 2015, Михайлова Любовь Викторовна 1094