СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Самоанализ работы воспитателя
Воспитатель в коррекционной школе – самая массовая категория организаторов воспитательного процесса в образовательных учреждениях, ближайший и непосредственный воспитатель, и наставник учащихся. Он организует и направляет воспитательный процесс в классе, объединяет воспитательные усилия учителя, родителей и общества, отвечает за организацию воспитательной работы в своем классе.
Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения
своих функций воспитателю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.
Можно выделить основные заповеди воспитателя:
1.Главное не воспитывать ребят, а жить с ними совместной деятельностью тот отрезок времени, который всем выпало быть вместе. При этом к воспитанникам относись так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
2.Помни: силы и время, потраченные на организацию насыщенной классной жизни, никогда не будут потрачены напрасно.
3.Помни – дети в классе – твое отражение – старайся постоянно работать над собой.
Воспитатель выявляет положительные и отрицательные результаты взаимодействия учащихся, на основе этих результатов осуществляет коррекцию своей деятельности.
Один раз в неделю воспитатель может проводить в различной форме: тематический клубный час, классное собрание, общешкольное мероприятие, мероприятие творческого характера.
Внеклассная деятельность учащихся должна строиться на следующих принципах:
Принцип обратной связи.
Проведя любое внеклассное мероприятие – клубный час, праздник или любое мероприятие – воспитатель обязан побеседовать с учащимися и изучить их мнение, их настроение, их настроение, степень их участия в проведенном мероприятии.
Принцип успешности.
Воспитатель должен видеть участие каждого ученика класса во внеклассной работе в жизни школы-интерната. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово воспитателя, его интонация, тесты, мимика.
Принцип привлекательности будущего дела.
Он должен заинтересовать учащихся, показав им привлекательность дела, которое у них получится в конечном результате. Ребятам не интересны абстрактные и расплывчатые цели. Их увлекает конкретный результат выполняемого дела.
Принцип открытости.
Если воспитатель хочет включить в план какие-то мероприятия, в которых ребята не хотели бы участвовать, он должен быть убедителен и использовать в своем арсенале аргументы убеждения, соответствующие принципу привлекательности.
Принцип сотворчества.
В этом принципе соединяется 2 слова: сотрудничество и творчество. Иногда можно наблюдать ситуацию, когда воспитатель навязывает и даже заставляет ребят сотрудничать друг с другом, однако результат - нулевой. Зачастую получается так, что один ученик выполняет работу, а в подведении итогов звучит несколько фамилий.
Воспитатель обязан руководствоваться следующими правилами:
Правило первое. Планируемые мероприятия должны быть рассчитаны на определенный возраст учащихся и учитывать особенности ведущей деятельности как психологической основы данного возраста.
Правило второе. Каждое планируемое мероприятие должно быть нацелено на некий конечный результат и решать определенные задачи.
Правило третье. Планирование внеклассных мероприятий должно предполагать некую системность, а не спонтанность.
В книге А. Гина «Приемы педагогической техники» приводится высказывания Джейн Поли. Она сказала: «Хорошо организованная жизнь – это как сетка для страховки. Благодаря ей вы можете выделывать высоко на проволоке более сложные трюки». Эта фраза как нельзя лучше отражает суть работы с классным коллективом.
Необходимо воспитателю помочь детям анализировать
Их деятельность, внеклассные мероприятия, проведенные коллективные творческие дела и т.д.
Очень важно проводить системный анализ и самоанализ каждого внеклассного мероприятия, каждого проводимого дела.
Для изучения результатов и эффективности мероприятия используются различные способы.
Цвет жетона |
1й вариант |
2й вариант |
Красный |
Все понравилось, доволен, что пришел |
Был активен, смог проявить свои способности |
Зеленый |
Доволен, что пришел, но не все понравилось |
Стремился быть активным, но не смог в полной мере себя проявить |
Желтый |
Не совсем доволен, что пришел |
Проявил себя не в полной мере, так как не стремился к этому |
Синий |
Занятия не понравились, зря пришел |
Совсем не проявил себя. |
Чтобы оценить состояние воспитательной работы педагога предлагаем анкету:
А) что было полезного;
Б) что было интересного
В) что было неожиданного.
2. Какие проблемы в проведении урока(мероприятия) по выбору вы увидели?
3. Какие проблемы остались неразрешенными?
4. Какая помощь вам необходима для решения этих проблем?
5. С какими проблемами в организации часа по интересам вы столкнулись?
6. Какие трудности вы испытывали при проведении часа (мероприятия) общения?
7. Какую методическую помощь вы хотели бы получить, что бы
успешно проводить час общения?
8. Что нового, неожиданного открыл этот день в детях?
9. Что вам не понравилось в проведении этого дня?
10.Что бы вы предложили для улучшения подготовки и проведения мероприятия?
Необходимо воспитателю научиться самому анализировать свою работу, т.е. провести самоанализ.
Схема самоанализа внеклассного мероприятия.
- Какие учитывались возможности класса и отдельных учащихся?
- Каковы ожидаемые результаты (каких изменений во взглядах, в поведении учащихся планировалось достичь при подготовке внеклассного мероприятия).
2. Самоанализ с точки зрения этапов подготовки внеклассного мероприятия.
- Какой литературой пользовались?
- Сколько ребят было охвачено при подготовке к внеклассному мероприятию?
- Какая работа проведена с активом класса?
- Кто из учителей, родителей, общественности привлекался при подготовке классного часа?
3. Самооценка.
Анкета воспитателя.
(для самоанализа)
1.Считаете ли вы, что в вашем классе достигнуто взаимопонимание между вами и учащимися?
2. Говорит ли большинство учащихся с вами «по душам», советуется ли по личным делам?
3. Знаете ли вы внешкольные интересы своих воспитанников?
4. Есть ли у вас общее с учащимися увлечение, постоянное занятие, не связанное со школьными делами?
5. Бываете ли вы вместе со своими учащимися в театрах, на выставках, концертах? Когда, где?
6. Обмениваетесь ли интересными книгами, делитесь ли впечатлениями о прочитанном, о фильмах и телепередачах?
7. Обращаются ли к вам учащиеся с просьбой помочь разрешить конфликт с учителями, родителями, другими взрослыми?
8. Можете ли с уверенностью сказать, что в ваше отсутствие в классе все будет идти своим чередом, как и при вас?
9. Устраивают ли вам ученики «праздники души», стремятся ли порадовать вас?
10. Часто ли учителя-предметники и другие работники школы советуются с вами о воспитании учащегося вашего класса?
11. А вы часто ли советуетесь с ними по этим вопросам?
12. Обращаются ли к вам родители учащихся за помощью и советом по вопросам воспитания детей в семье?
13. Хорошо ли вы знаете домашние условия, в которых живут учащиеся?
14. Часто ли вы испытываете моральное удовлетворение, получаете удовольствие от общения с учениками вашего класса?
Самоанализ
«КАКОЙ Я воспитатель»
Вопросы самоанализа.
Самоанализ должен отвечать на следующие вопросы:
Тема воспитательного мероприятия (занятия), кто проводит (педагог, родители, старшеклассники, дети или совместное творчество).
Место проведения и его оборудование (нужны ли какие-то особые условия проведения: сцена, школьный двор, просторное помещение, как должны быть расставлены стулья). Какие технические средства привлечены для усиления воспитательного воздействия и т.д.
Участники данного мероприятия. Класс, возраст, добровольность (или обязательность) участия ребят.
Цель воспитательного мероприятия. Какие особенности данного коллектива можно отметить? Чем вызвана постановка данного мероприятия (интерес, актуальность для данного возраста, предварительная работа с целью заинтересовать учащихся). От кого исходит инициатива проведения мероприятия?
Какими индивидуальными психологическими особенностями учащихся обусловлено предполагаемое распределение ролей и какие конкретные воспитательные цели оно имеет (одному - привить чувство ответственности, другому – дать возможность утвердить себя в глазах сверстников, проявить свои возможности и преодолеть робость и неуверенность, третьему – научиться не только командовать, но и подчиняться и т.д.)?
Какова роль воспитателя в подготовке мероприятия? Что он должен сделать сам, в чем помощь учащимся, а что поручить им, чем это обусловлено?
В чем выразилась общая и индивидуальная подготовка участников к данному занятию? Кого из членов детского коллектива желательно привлечь к выполнению конкретных заданий и какую роль в подготовке и проведении мероприятия они должны играть?
Своеобразие данного мероприятия (традиции, обрядовая сторона, репродуцирование национальной культуры, праздничность, торжественность и т.д.)
Эмоциональное состояние на мероприятии, до и после. Возникновение у учащихся познавательных потребностей, сопереживания и желания самосовершенствоваться и самовыражаться.
Какие «корректировки» внесла жизнь в подготовку и проведение мероприятия по сравнению с задуманным планом? Чем это было обусловлено: объективными или субъективными причинами (неожиданно заняли помещение, где планировали мероприятие, кто-то заболел или не проявил активности, испугался трудностей, не справился с поручением)?
Проблемы, возникшие в ходе проведения воспитательного мероприятия; их причины; возможные пути их решения.
Удачные моменты в проведении воспитательного мероприятия. Несколько отзывов его участников.
Почему вы рекомендуете коллегам провести данное мероприятие.
Самоанализ работы воспитателя.
Источник: http://gigabaza.ru/doc/79798.html
© 2017, Ядыкин Виктор Васильевич 402