СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Самоконтроль и самооценка при дифференцированном обучении»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтобы занятия физическими упражнениями приносили максимальную пользу учащимся необходимо систематически контролировать состояние здоровья, уровень физической подготовленности и уметь оценивать свои возможности и способности, а так же сопоставлять полученные данные (в виде конкретной информации) с поставленными целями. То есть применять самоконтроль и самооценку.

Основной задачей самоконтроля и самооценки является умение, на основе полученной информации, своевременно вносить соответствующие коррективы, способствующие повышению эффективности физической подготовки.

Самоконтроль и самооценка осуществляется в учебном и во внеучебном процессах, в процессе тренировочных занятий и в соревнованиях.

Самоконтроль включает:

  • осознанное отношение занимающихся к процессам обучения;
  • контроль за применяемыми средствами и эффективностью средств (ученик сопоставляет воздействие тех или иных упражнений с реакциями своего организма). Таким образом учится самостоятельно подбирать упражнения и регулировать нагрузку;
  • определение уровня собственной тренированности;
  • определение уровня физической подготовленности;
  • определение уровня состояния здоровья (включает знания о степени утомления и переутомления);
  • определение результатов собственной деятельности (умение адекватно оценивать свои способности);
  • психологический самоконтроль и самооценка во время соревновательного периода;
  • самоконтроль и самооценка выполнения отдельными игроками и командой в целом тактического плана игры и эффективность их действий, собственной деятельности;
  • самоконтроль за техническими показателями;
  • побуждение к саморазвитию и самосовершенствованию

.Методы самоконтроля и самооценки:

  • Наблюдение;
  • Объективная и субъективная оценка результатов;
  • Анализ и синтез данных;
  • Самостоятельная проверка, самостоятельное изучение своего организма.

Для более осознанного отношения к процессу обучения на уроках физической культуры, при подготовке к соревнованиям и во время тренировочного процесса ученик должен завести дневник наблюдения. Регулярные записи помогают анализировать свои успехи и неудачи.

Разделы дневника:

  1. Личные данные.
  2. Характеристики физической, технической, тактической, психологической и теоретической подготовленности.
  3. Этапные (рабочие) планы подготовки.
  4. Контрольные задания и результаты их выполнения.
  5. Результаты участия в соревнованиях.
  6. Ежедневные записи по каждому занятию и соревнованию с критическим анализом выполнения индивидуальных заданий и записью самоконтроля (пульс, вес, самочувствие).
  7. Учёт выполнения этапных планов подготовки.
  8. Данные врачебных осмотров.

Однако самостоятельная деятельность учащихся в процессе обучения и во внеучебное время невозможна без осознанности. П.Ф.Лесгафт указывал, что задачи физического образования состоят в том, чтобы научить учащихся «изолировать отдельные движения и сравнивать их между собой; сознательно управлять ими и приспособлять к препятствиям, преодолевая их с возможно большей ловкостью и настойчивостью; иначе говоря, приучиться с наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую физическую работу или действовать изящно и энергично».

Самостоятельное овладение знаниями исключает слепое подражание. Оно требует обучения глубокого. Осмысленного, сознательного. Давая рекомендации по реализации принципа сознательности. Дидакт М. Н. Скаткин предлагает при обучении всем дисциплинам использовать решение учащимися познавательных и практических задач.

Роль учителя в организации самоконтроля и самооценке.

Учитель физкультуры должен научить детей подбирать упражнения направленного воздействия на основные группы мышц, общеразвивающие упражнения для утренней гимнастики, разминки перед спортивной тренировкой, для формирования двигательных качеств.

Сознательное выполнение упражнений предусматривает разучивание их в оптимальных условиях и периодическую постановку перед учениками вопросов, помогающих осознать элементы движения, его ритм, темпы, направление, скорость, амплитуду. Занимающийся должен научится сознательно регулировать своё эмоциональное состояние, превращать приёмы контроля над эмоциями в привычку, в условный рефлекс при многократном их повторении.

Приёмы:

  • Переключение внимания;
  • Подавление или усиление соответствующих эмоций;
  • Регуляция дыхания;
  • Техника возбуждающего и успокаивающего массажа;
  • Воздействие на различные анализаторы;
  • Самовнушение;
  • Изменение направления и содержания мыслей;
  • Визуализация.

Таким образом, осмысленное выполнение упражнений увеличивает эффективность обучения.

Итак, благодаря методу самоконтроля и самооценки на основе осознанности, учителю физкультуры легче спланировать ход урока, опираясь на индивидуальные качества ребёнка. Обязательным здесь является постоянное пристальное внимание к работе и поведению каждого ученика. Дифференцирование учащихся проводится внутри групп по уровню физической подготовленности, физического развития и состояния здоровья (выявление по подгруппам на основе тестов уровня физической подготовленности – проводится ежегодно, осенью и весной; на основе медицинских данных о состоянии здоровья, на основе личной характеристике каждого ученика). Следующим этапом дифференциации является выделение из состава мальчиков и девочек каждого класса групп(отделений).

Задачами работы с учениками следует считать углубление интереса к спорту, некоторую спортивную специализацию, развитие самостоятельности, привитие инструкторских навыков, привлечение к судейству внутришкольных соревнований, дальнейшее повышение спортивных результатов.

Категория: Физкультура
25.06.2018 21:52


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!